Авось, пронесет
На днях меня очень удивило известие о том, что в аптеках в период эпидемии гриппа пропали марлевые повязки. Такие меры предосторожности совершенно не вписываются в российский менталитет.
Я даже дошел до ближайшей аптеки, чтобы лично убедиться - в новостях не врут. "Да, масок больше нет. И не привозят пока", - получил я исчерпывающий ответ. Зачем россияне раскупили марлевые повязки - на самом деле не очень понятно, поскольку проводимые в стране социологические опросы упорно показывают, что граждане не будут ими пользоваться даже при опасности подцепить вирус и заболеть. Сам наблюдал любопытную картину: в одном из супермаркетов у сотрудников маски были, но почему-то они безжизненно болтались ниже подбородка. "А мы их надеваем, когда начальство приезжает", - хитро улыбаясь, объяснила продавщица.
Заставить россиян беречь себя, наверное, просто немыслимо. Пожалуй, только жители России пристегиваются ремнем безопасности, когда проезжают мимо поста ГИБДД, а потом - вновь отстегивают его. Ведь основная задача этого трюка - обмануть гаишника. Один знакомый владелец иномарки даже поехал в автосервис - попросил мастеров устранить звук, включающийся в том случае, если водитель не накинул ремень. "Сначала я ремень перекидывал через спинку сиденья, а потом ребята мне вообще эту штуковину отключили", - с нескрываемой радостью рассказал он.
Если любимые иностранцами рассказы о том, что в России стоит круглый год зима, а по улицам ходят медведи - полная ерунда, то легендарный русский "авось" - отнюдь не выдумка.
До сих пор не могу забыть водителя, с которым мне как-то довелось ехать. Он лихо шел на обгон в гору, не зная, движется ли по встречной полосе машина, или нет. Глядя на меня, вжавшегося в сиденье, он улыбался - да ладно ты, а вдруг встречной не будет. Нарушая правила движения, этот типичный представитель русского народа приводил железные, с его точки зрения, доводы: "Вчера на этом месте гаишники не стояли, а вдруг и сегодня их не будет?". Думаю, что такие народные изречения и мудрости, как "семь смертям не бывать, а одной не миновать" или "чему быть, того не миновать", могли появиться только в России. По сути, это особый подход к жизни...
Мне довелось находиться в родном Ульяновске, когда там произошла трагедия - сильный пожар на складе боеприпасов с последовавшей после этого серией взрывов, которые длительное время сотрясали весь город. Случившееся - яркая иллюстрация тому, как заканчивается "авось". На протяжении нескольких десятков лет люди сидели в прямом смысле на пороховой бочке - на этих складах находилось несколько тысяч вагонов снарядов. И население не устраивало протестов, хотя и раньше рядом с их домами бухало так, что дребезжали стекла в оконных рамах. Да и власти, судя по всему, закрывали глаза на такое положение дел. Все-то надеялись: а вдруг пронесет? Реальность показала: не пронесло. Цена оказалась высокой: две человеческие жизни и еще более 10 пострадавших.
И самое печальное. Даже трагедии на самом деле ничему не учат. В том же Ульяновске еще немало опасных производств, сосредоточенных в жилом массиве города. И можно не надеяться, что они куда-то исчезнут. К сожалению, русский "авось" - это уже почти национальная политика. Ведь когда чиновники знают, что одно может рвануть, второе - утонуть, третье - упасть, но ничего не стараются предпринимать, это красноречиво говорит о том, что ставку они сделали такую же, как повстречавшийся мне мужик-водитель.