О Меркурии и Аполлоне
На прошлой неделе я смотрел телевизор в Израиле. Там добрая половина каналов - на русском, так что недостатка в новостях не было.
Однако на библейской земле о наводнениях на севере Англии или выборах первого президента Евросоюза как-то не думалось. Думалось о невероятной судьбе удивительного маленького народа.
"Плавильным котлом" обычно называют Соединенные Штаты, но на самом деле им является весь земной шар. Нациям, как и людям, положен свой век. Кто-то откуда-то приходит, с кем-то перемешивается. Где вавилоняне и хетты, этруски и галлы? Англичанам, французам и русским в их нынешнем образе лет по 700-800. Только еврейский народ - бессменный актер сериала, именуемого Историей - уже три с лишним тысячи лет остается собой, сохраняет преемственность сознания и продолжает говорить на языке Соломона.
Сравниться в этом смысле с евреями могут разве что китайцы. Но китайцев, во-первых, раз в сто больше, а во-вторых, они всегда жили на определенной территории, до недавнего времени - в относительной изоляции от других.
Евреи две тысячи лет не имели не только государства, но и земли, которую могли бы назвать своей, и кто только не стремился их уничтожить - путем ассимиляции или физически.
При этом все пытавшиеся кончили плохо - от Навуходоносора до Саддама Хусейна. Материалистического объяснения этому феномену не просматривается. Так что можно сколько угодно не верить в богоизбранность евреев, и вообще в Бога, но после такого количества совпадений лично я на всякий случай остерегся бы с ними ссориться.
А чем они вообще отличаются от остальных? Откуда взялся еврейский вопрос, и почему вокруг него кипят такие страсти?
В социологии существует деление занятий на "аполлонийские" и "меркурианские". Соответственно, и люди бывают по характеру аполлонийцами и меркурианцами, и народы - аполлонийскими и меркурианскими по преимуществу.
Аполлонийские профессии - это работа с материальными предметами, меркурианские - с другими людьми.
Самые классические аполлонийские занятия - сельское хозяйство и ведение войны. Меркурианские - торговля, финансы, информация, наука, сфера услуг, медицина, искусство, юриспруденция.
Род занятий и образ жизни, особенно когда они передаются из поколения в поколение, формируют характер.
Меркурианец всегда нацелен на поиск новых возможностей, восприимчив, активен, говорлив, интеллектуально изощрен и профессионально пластичен. Он избегает открытых конфликтов, полагается на комбинации и компромисс больше, чем на силу, и уверен, что безвыходных положений не бывает.
Аполлониец не ленив и не глуп, но консервативен, как природа. Каждый год в положенное время надо добросовестно делать то, что делали деды-прадеды, и будет урожай, а не будет - на все воля Божья. Пытаться изменить судьбу, особенно в одиночку - бесполезно и аморально. Любые перемены - от лукавого. Чужой - враг. Тот, кому "больше всех надо", вызывает неодобрение.
Земля для аполлонийца - не просто источник средств существования, а сакральный предмет. У меркурианца чувство патриотизма не то чтобы полностью отсутствует, но значительно ослаблено. Его главное богатство - голова на плечах и деньги в кармане. Стало плохо - надо перебраться туда, где лучше.
Аполлониец не видит между людьми больших различий, кроме установленных обществом от рождения. Меркурианец придает ключевое значение личным способностям и верит в право каждого стать в жизни тем, кем сам сумеет себя сделать.
Меркурианец в глазах аполлонийца - скользкий и неприятный тип: вечно себе на уме, драться не умеет, родину не любит, землю не пашет и кирпичи не кладет, а всегда при деньгах, успеха добивается сомнительными способами.
Аполлониец для меркурианца - туповатый Голиаф: ничего не способен выдумать, действует всегда по шаблону, уповает на грубую силу, проигрывает и злится, поскольку не может даже понять, как это случилось.
Город по сравнению с деревней - всегда мир Меркурия. Но и в городах вплоть до последних десятилетий числом преобладали аполлонийцы - промышленные рабочие.
И в аполлонийских обществах всегда были люди с меркурианской психологией: предприниматели, авантюристы, плутоватые слуги европейского средневековья, ирландские и итальянские крестьяне, ехавшие за лучшей долей в Америку. Но не они определяли национальный дух.
Жизнь в рассеянии сделала евреев первым на земле преимущественно меркурианским народом.
Сегодня очевидно, что вся мировая цивилизация движется к эре Меркурия. Только ясным это сделалось, по историческим меркам, вчера. Количество горожан впервые превысило количество сельских жителей в Англии в середине позапрошлого века. А работников нематериальной сферы, даже в самых "продвинутых" странах, стало больше, чем рабочих и крестьян, всего 40-50 лет назад.
Когда Тит громил Иудею, ее жители свою судьбу не выбирали, и на две тысячи лет вперед не заглядывали.
Не евреи придумали, что в современном мире процветают те народы, у которых много людей занято умственным трудом, и совсем мало - обработкой земли.
Те черты характера, которые принято считать типично еврейскими - на самом деле всего-навсего качества современного городского человека.
Народ Соломона оказался подготовлен к грандиозным переменам лучше других. Можно сказать, что ему просто повезло. Или страшно не повезло - с учетом того, что случилось с ним в XX веке.
Современный антисемитизм - порождение урбанизации и меркурианизации. Он накатывал волнами синхронно с ними - сначала в Англии, чуть позже во Франции, потом в Германии, Австро-Венгрии и России - и опадал по мере того, как основная масса населения приспосабливалась к жизни по новым правилам.
Антисемитизм средневековья имел совершенно иную природу - чисто религиозную. Для людей того времени было чрезвычайно важно, что "евреи Христа распяли". И вообще: живут рядом, а молятся и ведут себя не как положено!
А вот зависти в нем не было. У евреев имелись неплохо кормившие их занятия, но элита христианских народов прекрасно себя чувствовала в роли землевладельцев, военачальников и священнослужителей. Нечему было завидовать.
И вдруг на каком-то этапе выяснилось, что все это не имеет прежней ценности, что теперь главное - банки, газеты, адвокатура и шоу-бизнес, а в этих областях евреям нет равных!
Надо ли удивляться появлению версий о "масонском заговоре" и "тайном правительстве"? Действительно: как это они сумели прогнуть под себя весь мир, сделать свои качества самыми востребованными, свои традиционные профессии самыми престижными?
Разумеется, никакого заговора в природе не существовало. От больших перемен всегда кто-то теряет, а кто-то выигрывает.
В СССР профессия бухгалтера считалась низкооплачиваемой, скучной, абсолютно не мужской. Уже при Горбачеве пользовалась успехом шуточная песенка "Милый мой бухгалтер". Мысль, что девушка может влюбиться в бухгалтера, вызывала гомерический смех. А через пять лет оказалось, что бухгалтер - более завидный жених, чем летчик-испытатель. Однако из этого не следует, что перестройку и реформы задумали и организовали бухгалтеры.
В ответ на вопрос, почему в современной ему Англии практически исчез антисемитизм, Уинстон Черчилль сказал: "Потому что мы больше не считаем себя глупее евреев!".
Лион Фейхтвангер видел историческую миссию еврейского народа в том, чтобы "посолить собой" остальное человечество.
Профессор университета в Беркли Юрий Слезкин заметил, что еврейский вопрос решится полностью и окончательно, когда все люди на земле станут евреями - само собой, не по крови или вере, а по менталитету и поведению.
Лишь одно мешает согласиться с ним полностью - существование Израиля.
Когда эра Аполлона стала клониться к закату, евреям захотелось наверстать упущенное. Создали классическое национальное государство, с восторгом обрабатывают землю и служат в армии.
Вот и пойми мать-Историю после этого!
КомментарииОставить комментарий
У евреев есть одна черта, которая позволяет им выжить. Мы не перераспределяем блага, а стремимся их создавать. Посмотрите какие пожелания у евреев во время застолья. Конечно "Занге зунд", пожелание здоровья. Но главными, и я буквально вырос с этими пожеланиями, являются Нахес (иметь прибыль), Гешефт (иметь дело), Парнусе (иметь выгоду). С детства меня учили быть инициативным, самому добиваться и создавать своё благополучие и добывать блага для своей семье. Евреи в этом смысле просто волшебники, из ничего могут сами сделать хороший гешефт, который даёт хороший нахес и иметь всё время парнусе. Нет у нас сказок про Мойшу, который лежит на печи и ждёт щучьего веления.