Кто главнее - физики или лирики?
Вопрос о том, кто "главнее" - физики или лирики, для меня был решен давно и безоговорочно. Недаром я родилась и выросла в городе, где три главные улицы носили имена: Ленина (куда же без него), Жолио-Кюри и Курчатова.
Позднее, правда, в честь какого-то юбилея, Жолио-Кюри пустили под нож, а проспект Ленина, вместо того, чтобы оставаться прямым и строгим как стрела, почему-то стал изгибаться сомнительным крючком. Ну, это мы оставим на совести партчиновников периода застоя.
Фильм "Девять дней одного года" спирал в груди дыхание, и хотелось незамедлительно идти, учиться, расщеплять атомы и класть свою молодую жизнь на алтарь советской науки. К счастью, с возрастом, большинство из нас умнеет.
Раздел на "физиков" и "лириков" проходит не по линии диплома о полученном образовании, а, наверное, по восприятию мира.
"Физики" народ конкретный. Начиная от того, что в гости приходят с бутылкой и куском какой-нибудь снеди, и заканчивая отношением к управлению государством. Они не будут призывать к светлому будущему, потому что никто не знает каково оно, а станут вполне конкретно увеличивать (уменьшать) налоги, менять законы (в какую сторону - это уже частный вопрос), устанавливать на станциях метро сугубо материальные газовые анализаторы и камеры наблюдения, увеличивать на улицах число стражей правопорядка, ежели того требует ситуация.
"Лирики" скорее всего при виде сломанного выключателя возьмут в руки не отвертку, а свечку и будут весь вечер беседовать о странностях любви, погоды и политики, постоянно повторяя, насколько приятнее течет беседа при свечах, а не при электричестве. Лирик уверит вас, что вы "поднялись с колен", отыщет несуществующего внешнего врага и поклянется откопать извергов рода человечества на самом дне мироздания.
С каким из этих представителей жить и заводить семью решать следует самому (или самой). Представительницы прекрасного пола также могут оказаться в любой из этих категорий, хотя женщины народ, как правило, более конкретный.
Что же касается управления государством, тут дело несколько сложнее. Архетипы в их чистом, незамутненном, так сказать, виде, встречаются все-таки нечасто. Даже самому романтически настроенному президенту или премьеру приходится время от времени выносить на обсуждение в парламент какие-то законопроекты, касающиеся не только абстрактного переписывания истории, но и вполне конкретного государственного долга.
Хотя какие-то признаки просматриваются еще в период предвыборной кампании. Если кандидат на высокий пост (в тех странах, где исход выборов все-таки неясен до подсчета результатов) оперирует хоть каким-то цифрами, то у вас есть шанс. Если же роняет скупую мужскую слезу над несовершенством мирового устройства и обещает "все поделить", то бегите от него как черт от ладана.
Почему же мы при всем нашем современном цинизме продолжаем очаровываться лириками? Почему конкретные дела нас пугают больше, нежели проникновенное высказывание прописных истин хоть с трибуны, хоть в интернете?
Да кто его знает! Можно только предположить, что "низкие истины" всегда найдут своих противников, тогда как "возвышающий обман" удобно сгибается в любую сторону, чтобы удовлетворить наши личные представления о справедливости.
К сожалению, мы живем в невероятно конкретную эпоху. Когда справиться с реальными угрозами можно исключительно продуманными мерами. Когда об успешности власти судят не по заявлениям той же самой власти, а потому, насколько она свои обещания выполняет, насколько ее граждане безопасны, и насколько она готова и может отвечать за свои просчеты.
При этом, правда, хорошо было бы иметь реальную возможность эту власть сменить, причем опять же по возможности не революционным путем... Иначе сами понимаете, все это переходит в разговоры в пользу бедных.
А еще хотелось бы, чтобы наш "физик" при власти, хоть немножко, хоть самую капельку, ну хоть на кончике ножа, но хотел реально помочь своему народу. Но это уже черта "лириков", которые в таких ситуациях пасуют перед реальными делами.
В общем, господа:
Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли мы,
что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья
- наши сладенькие ямбы,
и в пегасовом полете
не взлетают наши кони...
То-то физики в почете,
то-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
а скорее интересно
наблюдать, как, словно пена,
опадают наши рифмы
и величие степенно
отступает в логарифмы.
Борис Слуцкий рассуждал как лирик. Нам же очень не хватает конкретных дел. Бог с ней, с романтикой, пусть остается исключительно в личной жизни.