Забастовки: умри ты сегодня, а я завтра?
"Времена не выбирают, в них живут и умирают", - в первых строчках своего стихотворения Александр Кушнер явно имел в виду нечто гораздо более философское, нежели жизнь в развитой стране в период экономического кризиса.
Однако мысль о том, что какие-то негативные стороны действительности лучше принять, нежели тратить время на пустые споры и всем поднадоевшую борьбу, все-таки прослеживается.
В Лондоне бастуют работники метро. В принципе, как-то оно ходит. Да, какие-то станции закрыты, да, улицы забиты всевозможным четырехколесным транспортом, но доехать из точки "А" в точку "Б" все-таки можно. С неудобствами, остановками, но можно.
Казалось бы, самая обычная забастовка, однако, похоже, придется, приготовиться к тому, что в самое ближайшее время забастуют все.
Нынешнее британское правительство, как известно, получило страну с колоссальнейшим бюджетным дефицитом, справиться с которым, видимо, не представляется никакой возможности, кроме как урезать все, что можно, и все, что нельзя.
А народ в Британии (и, поверьте, я сейчас пишу только о Британии, хотя могла бы привести в пример и Грецию с Испанией, но о них я знаю существенно меньше) привык хорошо есть и себя практически не ограничивать, в полной уверенности, что правительство как-то о нем (народе) позаботится и как-то с этим разберется.
Ну вот, оно и пытается разобраться, занимаясь сокращениями, причем всего масштаба этих сокращений мы пока что не знаем. Нам еще не объявили. Но вот-вот и тяжелый молот экономии обрушится на наши бедные головы.
Пособие на детей могут урезать или вообще отменить для более денежных семей, строительство новых школ заморожено, так же, как и ремонт старых, в общем, все просто: затягивайте пояса и молитесь, чтобы все это поскорее кончилось.
Не получается. Слишком долго пояса оставались в распущенном состоянии, чтобы большинство было готово осознать неизбежность сокращений в общенациональном масштабе.
И при этом буквально все хотят БОЛЬШЕ ДЕНЕГ. То есть увеличения зарплаты. Вопрос: "Откуда эти деньги взять?"
Предыдущее правительство вело себя в значительной степени так же, как и наслаждавшиеся тучными временами граждане, а именно - беззастенчиво брало в кредит.
Простая логика говорит о том, что кредит хорош тем, что дает возможность немедленно приобрести желаемое, однако рано или поздно, но отдавать его придется. Причем с процентами.
Национальный долг Британии превышает 900 миллиардов фунтов. Если представить себе количество нулей, стоящих за не очень пугающим числом 900, то хочется закрыть глаза и подумать о чем-нибудь успокаивающем, например, о стакане валерианки.
Каким же образом шестая по богатству страна мира оказалось в такой финансовой дыре?
Механизм известен. Каждый год финансового дефицита означает, что правительство тратит больше денег, нежели может собрать в качестве налогов. Дырку необходимо закрывать заемными средствами. А хоть государству, хоть компании, хоть нам с вами, денег никто без процентов не даст.
Проценты капают, и долг растет, прямо-таки ежесекундно. Августовские данные министерства финансов показывают, что если ситуация не изменится кардинально и очень-очень скоро, то в следующем году национальный долг Британии превысит триллион.
С такими цифрами лично я согласна иметь дело только в том случае, если речь идет о каких-то галактических расстояниях. В экономике - лучше не надо, и хорошо еще, что решать эту головоломную задачку приходится не лично мне.
Но вернемся к британскому долгу. Чтобы оценить его размеры в исторической перспективе, можно отметить, что Великобритания оказалась банкротом в 1976 году, с бюджетным дефицитом в 6% ВВП. В нынешнем году он запросто может превысить 11%.
Куда же пошли все те деньги, которые исправно собирали с нас в качестве налогов? В принципе, жаловаться на недобросовестность правительства можно, но бессмысленно.
В конце концов, кто как не политики постоянно подкупали нас (избирателей) обещанием благ, оплачивать которые приходилось из заемных средств?
Ведь мы же этими благами пользовались? Пользовались. Всякие скидки и пособия получали? Получали. Ну вот и хлебаем по самое, как говорится, не балуйся.
В результате в нынешнем году только процент по национальному долгу составит почти 43 миллиарда фунтов. А это, кстати, больше, нежели страна тратит на оборону, и немногим меньше ВСЕГО национального бюджета на образование.
Сокращать этот кошмар как-то надо. И, наверное, большинство британцев со мною согласится. После того как стихнут неизбежные "шариковские" вопли по поводу того, что деньги надо забрать у зажравшихся банкиров (которые, при всей их жадности и неадекватности, производят основное богатство в стране, давно уже отвыкшей от обычного производства), народ все-таки признает, или уже признал, что сокращаться надо.
Одно но: пусть сокращают там, где меня нет. Работники транспорта, например, не будут возражать против сокращения зарплат учителей, учителя согласятся с вынужденным сокращением у пожарных, пожарные - у авиадеспетчеров, и так далее.
А учитывая, что профсоюзы, изрядно призадушенные при Маргарет Тэтчер, снова окрепли при лейбористах, что-то мне подсказывает, что на нас скоро обрушится лавина забастовок.
Денег от этого, однако, больше не будет. И прибавление одним автоматически означает отбирание у других. Ну, пусть с этим они сами разбираются.
Боюсь, что в эти непростые времена каждый должен решать за себя, вытаскивать себя из финансовых проблем самостоятельно и не очень рассчитывать на помощь государства. Еще чуть-чуть и вернемся в период начала капитализма.
Или не вернемся, но какая-то другая модель общества, скорее всего, возникнет. Постиндустриальное общество постепенно погружается в состояние общества постпотребительского, по той простой причине, что потреблять просто не на что.
Кстати, из-за чего сегодня бастуют работники транспорта, я лично понять не могу. Работодатели уже обещали, что не будут насильственно сокращать народ. Только тех, кто уйти сам захочет. Однако что-то все равно не так.
Интересно насколько далеко страна может скатиться к тюремной философии: "Умри ты сегодня, а я завтра?" Как-то обидно и страшновато думать, что мы скатываемся именно туда.