Победы по-прежнему не видать
Реакция на трагедию в Домодедово предсказуема и неудивительна. Реакция российских властей, разумеется.
Ну, назначили стрелочников, ну, пообещали, что от расплаты никто не уйдет, ну, в очередной раз решили перетряхнуть законодательство, а, может быть, еще и создать еще один надзирающий орган, чтобы, следовательно, побольше новых чиновников и новых финансовых потоков.
Причем крайне малое число граждан сомневается в том, что теракт этот не последний, что возникшая после более чем трех десятков смертей начальственная суета сама собой ослабнет, и что ничто принципиально не изменится до следующего раза. (Я готова поплевать через левое плечо и сложить пальцы крестиком, чтобы, значит, не сглазить, только ведь самые высокие российские фигуры делают точно такие же заявления без оглядки на суеверия).
Вчера в нашем эфире (спешите слушать, пока он у нас еще есть!) мнения высказывались тоже достаточно стандартные, хотя в какой-то момент даже у давно ко всему привычных журналистов глаза полезли на лоб.
Представитель "Единой России" упорно гнул линию всеобщей ответственности. Если вас интересует, что он имел в виду, поясняю: владелец торгового центра, например, не должен полагаться на власти и силы безопасности, а если хочет обеспечить своим посетителем беспрепятственный шопинг, то должен сам, и, вероятно, из своего кармана, нанять хорошо обученную охрану, поставить металодетектор во всех дверях, и шмонать на входе и, на всякий случай, на выходе всех и каждого - хоть беззубую бабушку, зашедшую за пакетом кефира, хоть грудного младенца, мирно спящего в упакованной коляске.
Мысль не нова, и в Израиле, давно живущем с постоянной, ежедневной и ежечасной угрозой теракта, именно так и происходит. Многоуважаемый единоросс именно Израиль, кстати, в пример и приводил.
Одна загвоздочка: где найти такую охрану, которая во-первых, будет знать куда и как смотреть, а во-вторых, не будет отлынивать от своих непосредственных обязанностей, что, если верить словам многочисленных очевидцев, неоднократно происходило в том же Домодедове.
Несколько лет назад я оказалась в Израиле по весьма печальному поводу. Умирал очень дорогой и близкий мне человек, умирал в больнице, все знали, что осталось недолго, и я прилетела на несколько дней проститься.
В больнице я торчала с утра до ночи. Периодически выходила на улицу пореветь и покурить. На входе в больницу, разумеется, стояла охрана. За эти несколько дней они меня выучили как облупленную, знали почему я там нахожусь, расспросили меня о марке мобильного телефона, запомнили как меня зовут, но каждый, подчеркиваю, КАЖДЫЙ раз, когда я возвращалась, даже после пяти минут, проведенных у них на глазах с сигаретой, они проверяли мою сумку, а меня саму прогоняли через металодетектор. Им и в голову не пришло этого НЕ сделать.
Мало поставить охрану, эту охрану надо еще как следует обучить, а также желательно полностью ей, охране, поменять менталитет. Чтобы она знала, что находится на переднем крае, от нее все зависит, и чтобы ей и в голову не приходило по каким бы то ни было соображениям отвлечься.
Если пойти дальше по пути, предложенному представителем правящей партии, то директорам учебных заведений, НИИ и тех же больниц надо срочно заканчивать курсы по безопасности, обучать персонал и клиентов (студентов, сотрудников, посетителей) правилам бдительности, умению пользоваться оружием и, на всякий случай, боевым искусствам. И плевать с высокой колокольни на федеральные силы безопасности, которые, кстати, вовсе не жаждут нести ответственность за жизнь простых граждан.
Об этом можно судить хотя бы потому, что ни один из глав этих самых ведомств не взял на себя личную ответственность. Ладно, уж президент с премьером, у них теоретически и другие дела есть, но МВД-то с ФСБ на что? Пусть в отставку не подают, но ответственность хотя бы признать можно? Ну, хотя бы ряди приличия, ну даже если они в это не верят, но слова что ли правильные пусть скажут, покаяться, на худой конец хоть слезу пустят! Пусть продемонстрируют видимость, что, по крайней мере, понимают, что безопасность граждан является их первоочередной задачей.
Впрочем, справедливости ради должна сказать, что представитель не совсем правящей, и вроде как оппозиционной ЛДПР, пошел гораздо дальше: в белых перчатках с ними, боевиками то есть, нельзя. Загнать их всех в лагеря где-нибудь на побережье моря Лаптевых, чтобы Гуантанамо показался "детской песочницей", чтобы, значит, им впредь неповадно было. А чтобы прочувствовали окончательно, то и семьи загнать туда же. Жен, детей... матерей и отцов, видимо, тоже. Ничего не напоминает?
Был такой известный деятель в советские времена, который тоже норовил все делать по-семейному. Высылать, так целыми народами, сажать, так целыми семьями. Даже аббревиатура такая была: ЧСИР (члены семей изменников родины, кто не помнит). А что? Хорошая идея! А главное, проверенная. И ничего, что времена изменились, найдутся еще люди, проживающие на почетной персональной пенсии, которые помнят как это все было устроено. И не надо ни в какой Израиль за консультациями ехать. Все свое, родное, под боком.
Сейчас целый ряд официальных российских лиц говорит, что нельзя страну сравнивать с Великобританией или теми же США, поскольку в стране идет война, тихая, постоянная, ползучая, которую явно не выиграли, и в ближайшее время не получиться. А поэтому необходимы новые меры, органы, подразделения и так далее (см. выше).
Но если она идет вот уже столько лет, а победы по-прежнему не видать, то, возможно, надо менять стратегию? Или что там еще меняют? Признать, что в нынешнем виде система бороться с этой угрозой просто не в состоянии? Но кто же будет менять систему, созданную под себя, и в которой так удобно? До самой последней возможности скорее всего никто.
Но в таком случае не надо говорить и о завершении антитеррористической операции. Розовые очки полезно для начала снять хотя бы с собственных глаз.