XXI век уже на дворе, но ледяные дожди этого не знают
Все новогодние праздники прошли под бодрые рапорты в радионовостях официальных лиц об окончательном устранении последствий "ледяного дождя" в Подмосковье и о повсеместной подаче света в обесточенные ненастьем деревни и несколько городов. Через несколько минут на те же станции начинали звонить счастливцы из деревень, отброшенных лет на сто, у которых были электрогенераторы и какие-то навороченные телефоны (самая надежная мобильная связь в тех местах тоже "отдыхала"!). Они говорили, что у них по-прежнему в домах темно, оборванные провода никто не чинит.
На следующий день все повторялось снова: победные реляции чиновников и опровержения несчастных жителей обесточенных деревень. И так две с лишним недели.
Каждый раз, услышав очередной такой рапорт о победе света над тьмой в столичном регионе, я невольно смотрел на календарь и щипал себя. Да нет, вроде не сплю. XXI век на дворе, уже идет второе его десятилетие. Около 20 тысяч жителей Подмосковья встретили Новый год без света. А те, у кого все хозяйство зависит от электроэнергии, остались еще без тепла и воды.
Правда, наш премьер-министр отправил двух своих подчиненных встречать праздник в самые далекие неосвещенные деревеньки области. Vip-чиновники поехали туда не одни. Они взяли с собой помощников, охрану, а, главное, электрогенераторы. Кому-то из местных аборигенов повезло увидеть горящие огоньки на елке. Однако сказка продолжалась лишь до утра. Лучше было бы вместо кавалькады машин высокопоставленных Дедов Морозов подбросить движки еще в несколько деревень до окончания ремонта электросетей. Слышал, так поступают власти за рубежом в подобных ситуациях, чтобы создать небольшие информационные центры, пункты, где можно хотя бы вскипятить воду.
Виновной во всех бедах и тут оказалась, как всегда, необузданная природа. Коварные деревья буквально за 2-3 последних месяца тайно подобрались почти вплотную к линиям электропередач, резко вымахали выше опор ЛЭП и стали массово падать на провода, обрывая их словно камикадзе.
На днях специалисты из Межрегиональной распределительной сетевой компании насчитали под Москвой около четырех тысяч гектаров таких деревьев-"озорников". По данным той же МРСК в стране их насчитывается более 65 тысяч га, стоящих в опасной близости вдоль линий ЛЭП и ждущих своего часа.
Раньше почему-то никто не бил тревогу. А может, кто-то и обращал внимание на разросшийся лес, да его не услышали? Ждали свистящего рака на горе. Для иных начальников он авторитетнее.
Нужны более четкие и незыблемые правила, при которых ответственный за свой участок получает хорошие бонусы за то, что там нет происшествий: лишние деревья спилены, провода не провисают и т.д. Тогда этот работник не побоится доказывать свою правоту перед каким угодно начальством.
Пока же МРСК обещает убрать до 1-го марта все 4 тысячи га опасных для линий ЛЭП деревьев под Москвой. Не взирая на сугробы, уродуя технику, изматывая людей (конечно же, выплачивая им премии за аврал). И, разумеется, временно отключая электроэнергию в отдельных населенных пунктах Подмосковья.
Также надолго запомнится апокалипсическая телекартинка конца декабря: аэропорт "Домодедово", гордость советского авиакомплекса, во мгле. Здание освещено с наружи мощными прожекторами. Внутри в полумраке ходят какие-то тени, спят прямо на полу.
Но больше всего потряс, извините за слово, менеджмент аэропорта. Вместе с отключением электричества, говорят, исчезли и все сотрудники "Домодедово". Они сидели в бытовках и ждали указаний "с верху", боялись проявить инициативу.
Капитализм вроде к нам пришел, всем известно, что бороться за клиентов в интересах частного предприятия. Каждый менеджер на своем рабочем месте должен уделять им максимум внимания, тем более в подобных обстоятельствах...
Никто не осадил торговцев всякой снедью в ларьках на территории аэропорта, когда те взвинтили цены до небес. Стоимость пол-литровой бутылочки минеральной воды подскочила до 500 рублей. Рубль - за грамм! Любой бизнесмен на Западе, даже начинающий, увидев такой спрос, привез бы несколько фур этой воды и продавал ее за половину обычной цены. Все равно не прогадал бы! Но у нас и тут особый путь...
Мы, к сожалению, привыкаем к стрессам. Как отразятся нынешние экстремальные ситуации на здоровье жителей Подмосковья и авиапассажирах из "Домодедово" никто не знает. Готовы ли к этому наши медики? Многие врачи у нас, по-моему, только лет 10 назад "зеленкой" перестали пользоваться как универсальным средством.
Мне и моим соседям по дому тоже приходилось бывать в подобных ситуациях. Ощущения, когда вечером смотришь из темной квартиры на огни в окнах зданий напротив, испытываешь при этом своеобразные. Адреналин, конечно, прибавляется литрами, однако чувство юмора и прочие альтруистические чувства быстро исчезают.
Наша пятиэтажка стоит в низине, и вся вода с окружающей территории стекает к нам в подвал. Да и трубы там старые, вечно текут. В феврале 1995-го было много оттепелей, и талые воды под домом поднялись до уровня электрощетка. И у всех погас свет.
Электромонтеры пришли на вызов сразу, но без гидрокостюмов и даже без резиновых сапог. Сказали: "Вот воду из подвала откачают, тогда зовите". И ушли. Помпы у коммунальщиков, разумеется, не оказалось. Они туманно пообещали нам у кого-то ее попросить.
1-ый день мы тогда провели в ожидании чуда, что городские службы сами договорятся между собой и устранят аварию. На 2-й день все начали звонить в приемные больших местных начальников, в газеты. Везде обещали разобраться, но ничего не происходило. На 3-й соседи, прожившие бок о бок 20 лет, стали нервничать, ссориться друг с другом, припоминать: кто больше всех захламлял подвал и испортил "ливневку".
Увидев такой поворот дела, я позвонил своей доброй приятельнице, журналисту областного радио. Продиктовал ей по телефону небольшую информацию о наших злоключениях. Она "сосватала" мою заметку в утренний выпуск новостей, любимую программу тогдашнего самарского губернатора, а значит и всех чиновников области. В 7 утра эта "информашка" прозвучала, а в 10:00 помпа выкачивала воду из нашего подвала. В обед лучшая половина моих соседей уже смотрела свои бразильские сериалы.
Вы будете смеяться, но данная ситуация у нас повторилась на следующий год. Только пропал свет в дождливом декабре, когда ночи значительно длиннее. И я позвонил своей коллеге на радио не на 3-й день, а на 2-ой. В остальном - полное дежавю. Потом, правда, электромонтеры приняли судьбоносное решение: перенесли домовой электрощеток из подвала на первый этаж, в одно из технических помещений. С тех пор со светом у нас порядок.
Видимо, радио в прошлом веке работало лучше. Его слушали большие люди.
Разговорились мы недавно со знакомым пожарником о высоком, т.е. о большой политике. Объяснил он мне: где президент не досмотрел, а премьер не доработал. В заключение его пламенной речи, конечно же, прозвучал любимый российский вопрос: "Доколе?" Я ответил ему вопросом на вопрос: "Ты получаешь зарплату за пожары, а не за их предупреждение? Выходит, чем лучше вы проводите профилактические мероприятия, тем скорее вас разгонят. Если ничего не горит, зачем вас держать? Пока вам будут напрямую выгодны пожары, врачи будут зависеть от количества больных, а не здоровых людей, сантехники, электромонтеры - от числа аварий, а не от стабильной работы, у нас вряд ли что-то изменится".
Почесал мой пожарник голову и сменил тему. Видимо, говорить о большом и далеком привычнее, чем о малом и не всегда удобном. Хоть и пришли новые времена, хочется проявить себя, делать все "по уму". Да боязно...