О лукавых цифрах
Я вчера смотрел телевизор. Согласно опросу ВЦИОМ, 45 % россиян выступили против предложенного президентским советом по правам человека "плана десталинизации", и лишь 26% назвали его "своевременной мерой".
За последнюю четверть века о преступлениях Сталина сказано столько, что повторяться не имеет смысла. Кого до сих пор не удалось убедить, тех, видимо, убеждать бесполезно.
Мне в связи с этим подумалось о другом. Опросы - зеркало общественного мнения, или способ манипулирования им?
Социологи - специалисты в своем деле. Умело формулируя вопросы, они получают "нужные" ответы, внушая народу, что он, оказывается, думает.
Вопрос был задан длинный и заковыристый: "Согласны ли вы с тем, что десталинизация - это миф, пустые слова, не имеющие ничего общего с реальными задачами, стоящими перед страной, это просто приведет к ограничению свободы слова, исковеркает историческое сознание россиян, сделает его однобоким?".
Еще и свободу слова приплели, хотя авторы плана и не думали на нее посягать, а вели речь исключительно о государственных чиновниках!
В России вообще широко распространено мнение, что разговоры о прошлом есть попытка властей отвлечь внимание от настоящего. Либеральная интеллигенция в свое время основательно "оттопталась" на советской традиции начинать каждое новое правление с критики предшественников.
Если человек не считает нужным специально заниматься десталинизацией на государственном уровне, это вовсе не означает одобрения политики Сталина, тем паче, желания жить при сталинских порядках.
По данным другого опроса, проведенного почти одновременно, "скорее положительно" оценивает роль Сталина в истории России не половина, а около четверти граждан.
А если бы спросить: "Считаете ли вы допустимым массовое уничтожение людей ради целей государства?", или: "Готовы ли вы пожертвовать собой и своими близкими?" - результат наверняка отличался бы еще сильнее.
Сдается, случившееся надо рассматривать в контексте не столько истории, сколько текущей политики.
"План десталинизации" выдвинул, ну, пускай не лично Дмитрий Медведев, но сформированный им президентский совет по правам человека, и идея, так или иначе, связывается с его именем.
Будь на месте Медведева Сталин, уж он бы разобрался, кому и зачем понадобился подобный опрос в самый разгар предвыборных интриг!
В середине апреля состоялись два опроса об отношении граждан к членам правящего "тандема". СМИ преподнесли их результаты как сенсацию. По мне, они только все запутали.
Согласно полученным данным, уровень доверия к Дмитрию Медведеву за полгода упал с 57 до 46 процентов, к Владимиру Путину - с 63 по 53.
Одновременно их работу на постах президента и премьера одобряют соответственно 68 и 71 процент.
Одобряем, но не доверяем - это как прикажете понимать?
Любимый вопрос социологов о "доверии" мне всегда казался нелепым. Да я, кроме моих близких, вообще никому не доверяю! Как можно спрашивать о доверии к людям, с которыми мы лично не знакомы?
Что значит "доверяю - не доверяю"? Считаю ли имярек эффективным управленцем? Верю ли тому, что он говорит? Испытываю ли к нему человеческую симпатию?
Доверять человеку руководить страной - это одно, пойти с ним в разведку - другое, а хотеть пить с ним пиво - третье.
При этом лишь 43% россиян ответили "да" на вопрос: "Считаете ли вы, что дела в стране идут, как надо?", и 27% - на вопрос: "Верите ли вы, что нынешнее правительство в ближайшее время сможет изменить положение к лучшему?"
Опять же, каков вопрос - таков ответ. Вот, например, я, в общем и целом, одобряю работу правительства, ибо не вижу, что в ней можно было кардинально изменить. Как говорится, критикуешь - предлагай. А в возможность существенных перемен к лучшему, да еще "в ближайшее время", не верю, поскольку считаю это невозможным в принципе. И общее положение дел в стране оцениваю, скорее, скептически, потому что, конечно, всегда хочется большего.
Цифра в 40% считающих, что страна идет не туда, тоже мало, о чем говорит. Сколько среди них либералов, сколько коммунистов, сколько сторонников лозунга "Россия для русских"? Не одобрять можно ведь с разных позиций.
В ответе на вопрос: "Кого бы вы хотели видеть кандидатом на выборах президента России весной 2012 года?" - фамилию Медведева назвали 18% россиян, Путина - 27%.
Вроде, маловато. Но опять-таки, требуется уточнение: "медведевцы" и "путинцы" - это разные люди, или одни и те же? Если разные, то любому солидарно выдвинутому кандидату от "тандема" волноваться не о чем.
И вообще, вопрос, опять-таки, сформулирован неверно. Что значит: "хочу - не хочу"? Хотеть не вредно! В подавляющем большинстве случаев люди голосуют не за тех, за кого хотели бы в идеале.
Чтобы получить реальное представление о шансах кандидатов, спрашивать надо иначе: "Проголосуете ли вы за имярек: а) непременно; б) при определенных обстоятельствах; в) никогда".
Посмотришь на результаты опросов о тандеме - покажется, что в стране зреет революция. На результаты опроса о "десталинизации" - что страна истосковалась по диктатуре.
А ларчик открывается просто: одни опросы проводили либеральные Левада-центр и Фонд "Общественное мнение", другой - консервативный ВЦИОМ.
Сталина на нас нет. Надо жить своим умом.
Граждане, вам не кажется, что нам морочат голову?