О похоронах с почестями
Я не собирался писать о гибели Юрия Буданова.
О чем здесь рассуждать? Убийство - всегда убийство, самосуд не может быть оправдан никакими обстоятельствами, виновных надо найти и наказать. А что касается Буданова - о мертвых либо хорошо, либо ничего, особенно в день похорон.
Но на похоронах произошло событие, которое промолчать не позволяет.
Буданова проводили в последний путь с воинскими почестями.
Ружейный салют при опускании гроба в землю по традиции положен генералам и полковникам. Но Юрий Буданов - бывший полковник и бывший военнослужащий.
В частном порядке каждый может возложить на могилу венок с любой надписью и произнести какую угодно речь. Но отдание воинских почестей - дело государственное.
Да, трагическая гибель вызвала у некоторой части общества всплеск сочувствия к Буданову. Но смерть - не индульгенция собственных грехов.
В комментариях, в том числе из уст некоторых депутатов Госдумы, прозвучала мысль, что, дескать, какой бы Буданов ни был, он служил родине. Служить-то служил, но одновременно ее опозорил. Родина не приказывала ему душить безоружную девушку.
В вопросе, что допустимо, а что недопустимо на войне, в людских головах царит страшная путаница.
У войны свои законы. Пока неприятель сопротивляется, его следует поражать всеми наличными средствами, позволяющими достичь победы.
Страдания и потери гражданского населения - это неизбежное следствие войны. Как говорил генерал из фильма "17 мгновений весны", "не научились еще воевать, не убивая и не сжигая".
Воюющая армия гуманна ровно настолько, насколько может себе позволить. То есть, если имеем "умные" бомбы - будем наносить точечные удары, нет - извините, придется бить по площадям. Приоритетом всегда остается скорейшее достижение победы с минимальными потерями среди своих.
Войны бывают справедливыми и несправедливыми. Но не профессиональному военному об этом судить, его дело - выполнять приказы законного правительства. Человека, честно выполнявшего солдатский долг, за участие даже в преступной войне судить нельзя.
Но вот что совершенно недопустимо и аморально - это жестокость по отношению к тем, кто уже обезоружен и не может сопротивляться: военнопленным и жителям занятой территории. Лежачего не бьют! Именно здесь пролегает грань, отделяющая солдата от палача.
Защитники Юрия Буданова говорят, что он, мол, действовал в состоянии добросовестного заблуждения: считал Эльзу Кунгаеву вражеской снайпершей.
А хоть бы и так - что с того? Вот, если бы снайпер вел огонь по людям Буданова, а Буданов подогнал огнемет и сжег его - никаких вопросов бы не возникло. Молодец командир, награждать надо! А поднять руку на безоружного, беспомощного человека, находящегося целиком в твоей власти, да еще на женщину - значит осрамить мундир.
Задержал кого-то по подозрению - посади под замок и на следующий день вызывай ФСБ. Каждый должен заниматься своим делом.
Во время Великой Отечественной войны немецких "языков" отправляли в дивизионный или армейский СМЕРШ, а не принимались допрашивать на передовой. Видимо, даже Сталин понимал, что от этого армия портится.
И что это за "допрос" ночью, притом с глазу на глаз? Даже на картинах, изображающих допрос фашистами партизана, за столом всегда сидят два-три немца.
Юрий Буданов нарушил все мыслимые и немыслимые законы и воинские заповеди, которые, как офицер, должен был знать и блюсти.
Так что остается ждать реакции руководства страны и Минобороны. Следовало бы выяснить, кто отдал, мягко говоря, странное и необоснованное распоряжение и взыскать с проявивших усердие не по разуму.