Об умывании Путина и чучеле Корпа
В прошлую пятницу я с утра оказался в компании политических экспертов. Обсуждали сенсацию: Владимир Путин раскрыл свои планы на 2012 год!
На проходившей накануне региональной конференции "единороссов" в Екатеринбурге на вопрос одного из участников, что он будет делать на следующий день после президентских выборов, премьер ответил: "Пойду умываться".
Задавший вопрос, наверное, думал, что бывший разведчик тут ему и расколется. Скажет, например: "Продолжу поднимать Россию с колен". Или наоборот: "А с чего вы взяли, что я буду в них участвовать?"
За Путиным давно замечена привычка, которая он, вероятно, находит остроумной: на вопросы с подтекстом отвечать буквально. "Что случилось с подводной лодкой? - Она утонула". "Что будете делать наутро после выборов? - Пойду умываться".
Моя версия - что Путин просто ушел от ответа и не надо искать глубокого смысла там, где его нет - была сразу отвергнута как примитивная.
Один из собеседников предположил, что это предупреждение оппонентам: буду применять грязные политтехнологи, миндальничать не стану. Другой - что Путин собирается отмываться от грязи, которой обольют его самого. Третий - что он не будет баллотироваться, а умываться пойдет из чувства брезгливости, поскольку не любит демократию и выборы, как таковые.
Во всей красе возродилась кремленология - наука чтения между строк и гадания по расположению тел вокруг первого лица.
Не потенциальные кандидаты волнуются о переменчивом настроении избирателей, а мы стоим, задрав головы, и ждем, что прольется сверху.
Слушал я коллег и вспомнил повесть Сергея Наровчатова "Абсолют".
Правду бают или лгут, но якобы случилась "в век золотой Екатерины" такая история.
Каждое утро государыня принимала с докладом петербургского обер-полицмейстера.
Однажды тот, среди прочих происшествий, сообщил о каком-то нарушении таможенных правил проживавшим в Петербурге немецким купцом Корпом, которого теперь следовало оштрафовать.
Императрица дослушала рапорт, дала указания, отпустила полицмейстера и вдруг, словно о чем-то вспомнив, сказала: "А из Корпа набить чучело".
Генерал переварил услышанное. Набрал в грудь побольше воздуха: "Противу чести дворянской и решпекту офицерского чучела мне набивать, Ваше Императорское Величество!"
"Честь дворянская и решпект офицерский суть беспрекословное повиновение воле монаршей!" - обдала холодом Екатерина.
И загудела столица. К чему бы такое варварство в просвещенном XVIII веке? Каково будет жить с безумной монархиней?
А если это не сумасшествие, а продуманный ход? Что сулит новый курс России в целом и каждому из тогдашних "тяжеловесов"? Одни начали прощаться с родными в ожидании ссылки или чего похуже, другие - делить посты.
Аналитики (а таковые имелись даже в Древнем Египте, только назывались иначе) разобрали по косточкам прошлое и связи Корпа. Кто-то вспомнил, что тот состоял в одной масонской ложе с наследником Павлом. Другие уверенно выводили происходящее из хитросплетений международной политики.
Спорили, как правильно понимать высочайшую волю: обдирать ли Корпа заживо или сначала задушить, и кто должен этим заниматься: полиция или академия наук.
Сообщили самому Корпу. Тот, понятно, разрыдался, стал молиться.
К счастью, приехал с юга Потемкин. В 40-миллионной стране нашелся единственный человек, способный пойти к императрице и сказать: "Ты что, матушка, белены объелась?"
Екатерина долго не могла понять, в чем дело, потом принялась хохотать до слез.
Корпом звали белую левретку, которую немец несколько лет назад всеподданнейше подарил царице - известной любительнице этой породы собак.
Песик околел, и хозяйка захотела сделать из него чучело.
Вдруг Екатерина перестала смеяться, и сказала: "А ведь так и ободрали бы купчишку!"
"Аб-со-лют!" - восторженно протянул светлейший.
Два с лишним века прошло, и живем мы, вроде, не в самодержавной монархии. Но правители России по-прежнему не спешат объяснять нам, своим работодателям, собственные действия. Упражняются в остроумии, роняют двусмысленности, сами себе, похоже, очень при этом нравятся.
А мы гадаем: то ли чучело из Корпа набивать, то ли барин шутить изволил.
КомментарииОставить комментарий
Уважаемый Артём!
Извините, я, может быть, отвлеку Вас немного от предмета, о котором Вам хотелось бы здесь непосредственно побеседовать, но у меня возник вновь один давний мой уже вопрос после прочтения вот этой Вашей фразы:
"Во всей красе возродилась кремленология - наука чтения между строк и гадания по расположению тел вокруг первого лица."
Мне не раз приходилось слышать именно этот упрёк "кремленологам".
Я давно хотел спросить по этому поводу кого-нибудь из людей, делающих подобные иронические замечания. И вот решил обратиться к Вам, как человеку, которого уважаю и который мне очень симпатичен. Скажите, а Вы действительно полагаете, что член или кандидат в члены Политбюро КПСС мог встать на Мавзолее или сесть на съезде в любом месте, где ему заблагорассудилось бы?
Заранее благодарен.
Позвольте поблагодарить Вас также за очередную интересную статью.
С уважением и добрыми пожеланиями,
Аркадий Ключанский
Екатерина,как следует из рассказа,искренне заблуждалась.Собачку свою знала,а всех нечестных купцов знать не обязана.Так что Ваша аналогия притянута.
Кстати,приедь Потемкин позже,интересно,как бы это отразилось на правильности уплаты таможенных сборов?
Что до Путина,то мне видится другая аналогия,с Понтием Пилатом.
Но мне кажется,Вы правы в том,что не надо искать кошку в комнате,если ее там нет.
Аркадию Ключанскому: Разумеется, не могли. Но судить о намерениях и действиях власти и расстановке сил наверху граждане имеют право не по таким косвенным признакам. "Они" обязаны перед нами отчитываться, а "мы" имеем право знать. Разница между Западом и Россией состоит в том, что западные политики иногда говорят своим гражданам неправду, или не говорят всей правды, а российские вообще не снисходят до разговора, либо отделываются шуточками.
Кондрату: Мир тогда был теснее, чем сейчас. Николай I, как известно, знал по фамилиям всех городовых в Петербурге. Скорее всего, и Екатерина знала крупных столичных купцов. Тем более, что он в свое время подарил ей собаку. Тем более, что полицмейстер только что доложил об инциденте, связанном с этим человеком. А что она добросовестно заблуждалась, понятно. Вернее, не заблуждалась, а сказала нечто, отвечая своим мыслям. Дело же не в этом. Каждый может ошибиться, люди могут не понять друг друга. Проблема в том, что в условиях "абсолюта" воля одного человека автоматически делается законом, и никто не смеет даже лишний раз переспросить.