11 сентября: цена капли мудрости
Начну с обращения к сторонникам теории заговоров. Господа, я ни одной минуты не сомневаюсь в том, что самолеты на башни-близнецы направили именно исламские экстремисты. Я убеждена, что безымянная "военно-промышленная элита" не придумывала всю историю исключительно для того, чтобы затеять войну с исламским миром и поднять свои доходы. Точно также я не считаю всех мусульман потенциальными экстремистами, только и ждущими удобного момента, чтобы погибнуть во славу Аллаха, что совершенно не отменяет действительно существующий жесткий и бескомпромиссный ислам, для которого все, что исходит с Запада, является дьявольским порождением и подлежит уничтожению. На этом к данной теме я больше возвращаться не намерена.
11 сентября 2001 года застало меня в Алма-Ате. Из-за разницы во времени с Нью-Йорком утро и день прошли относительно спокойно. Вечером мы сидели в каком-то баре с одним местным товарищем, совмещая приятное с полезным: ужин с деловыми разговорами в преддверии прилета английских коллег.
И вдруг зазвонил мой мобильник. "У тебя рядом есть Си-эн-эн?! - раздался срывающийся от волнения голос мужа из Лондона, - в Америке не пойми что, самолет врезался в башню!"
Зная, что по пустякам он мне звонить не станет, я быстро ввела соседа по столу в курс дела и кинулась к барменше с просьбой переключить каналы. Бар оказался продвинутым, рассчитанным на иностранцев, и кабельное телевидение, включая Си-эн-эн, там было. К тому времени второй самолет тоже достиг цели, и дальнейшие события мы уже наблюдали в прямом эфире.
Помню ощущение полной нереальности происходящего. Многочисленные телевизионные спутники приблизили трагедию и низвели ее до статуса голливудского блокбастера. Осознать, что все это происходит сейчас, прямо в этот момент, что действительно гибнут люди, гибнут десятками, а, может быть, и сотнями, было просто невозможно.
После первого шока пришла мысль о друзьях и знакомых в Нью-Йорке. В трубке было безнадежно "занято".
Ближе к ночи в Алма-Ату прилетели мои коллеги. Известие о нападении на Америку застигло их в воздухе. Капитан объявил о трагедии по внутренней связи и потом постоянно снабжал пассажиров информацией по мере ее поступления.
Понятно, что в эту командировку о деле мы практически не говорили. Все вечера мы просиживали в холле гостиницы "Хайат", где, кстати, в ожидании обратного рейса, останавливались и экипажи самолетов British Airways. Один из моих бывших коллег, Тим, кстати, отставной офицер британских десантников, быстро свел знакомство с пилотами. К ним прибилась и я.
"А ты когда-нибудь наблюдала за взлетом и посадкой из кабины большого самолета?" - спросил меня капитан. "И такого шанса у тебя больше не будет, - добавил он, получив мой отрицательный ответ, - поэтому, пока они еще там не очухались, по дороге в Лондон приходи в кабину, и я тебе все покажу. Скоро гайки закрутят так, что о посторонних и речи не будет".
Он был совершенно прав. Взлет, а особенно посадка, были совершенно незабываемым зрелищем, которого мои дети точно не увидят вживую, если только не изберут себе какую-нибудь воздушную профессию.
Тогда, 10 лет назад, в воздухе витало ощущение конца знакомого нам мира. Каким он будет, представлялось неясным, но у Запада с Востоком появился общий враг. Чем обернулись надежды на объединение бывших противников "холодной войны", очень хорошо и подробно описывает Артем Кречетников.
Я же о другом. Тогда, 10 лет назад, сочувствие к Америке было огромным. На этой волне она могла бы очень многое сделать (и сделала, кстати), однако в борьбе с международным терроризмом Запад продолжает преследовать одно из основных завоеваний цивилизованного мира, которое ставит его в невыгодное положение.
Представим себе дуэлянтов. Один - более или менее соблюдает все правила, и, знай себе, помахивает шпагой, а у другого - в одном сапоге кинжал, в другом заряженный пистолет, да еще и острие шпаги ядом намазано. Каким бы искусным фехтовальщиком не был первый, у второго шансы, пожалуй, куда больше.
Часто, когда мы обсуждали в ходе той или иной передачи последствия очередного теракта, я задавала своим собеседникам один и тот же вопрос: "На какую победу можно рассчитывать, когда изначально обе силы находятся в неравных нравственных условиях? Как можно бороться с противником, которого не страшит ничего, в том числе и смерть?"
Признаюсь, что удовлетворившего меня ответа я за все эти долгие годы так и не получила. Все повторяли одно и тоже: мы не должны и не имеем права менять свои принципы, иначе мы сведем на нет саму суть нашей гуманистической культуры.
Стоит отметить, однако, что люди, непосредственно занимающиеся борьбой с террором, как правило, подобными сантиментами не слишком заморачиваются. Им, видите ли, надо добыть информацию, а как это сделать - дело, как говорится, десятое.
Вот и возникают Гуантанамо и истории с "extraordinary renditions". Последнее выражение с английского языка компактно перевести просто невозможно, суть, однако, заключается в том, что подозреваемого тихо-тихо перевозят в какую-то третью страну, где, например, пытки не являются противозаконными. Дальнейшее, я думаю, объяснять не надо.
Трудно предположить, что, прямо скажем, весьма развитыми и процветающими (ну, до кризиса, по крайней мере) странами руководят люди настолько некомпетентные, что не имеют никакого представления о том, что делается у них на заднем дворе за поленницей. Хотя, возможно, я и ошибаюсь. Доказательств у меня, разумеется, нет.
А когда дотошные журналисты раскапывают подобные истории о нарушении прав человека (вы представляете, оказывается, у нас подозреваемых в терроризме пытают!!! Хотя и не на нашей территории), политики делают большие глаза и начинают всячески осуждать и открещиваться.
Безусловно, существует точка зрения, которая все чаще и чаще находит свой отклик в западных СМИ: люди, не признающие прав других людей, автоматически лишают этих прав и себя. Человек, планировавший взорвать пару-сотню ни в чем не повинных людей, не имеет никакого морального права кричать о том, что с ним в заключении обращаются жестоко, и его права нарушают.
Существует и другая - что бы ни произошло, но от краеугольной нравственной сути нашего общества мы отказываться не будем и не сможем.
Сумеют ли эти две фракции примириться, и наступит ли конец неизбежному лицемерию, вопреки, а не благодаря которому довольно многочисленные теракты все-таки предотвращаются, а люди арестовываются еще только на стадии замысла, гадать не могу и не буду.
Думаю, однако, что многим западным мыслителям стоило бы перестать постоянно стенать по поводу собственного несовершенства. Настолько ли серьезной оказалась угроза исламского экстремизма, как о ней думали, или все-таки до тотального джихада так и не дойдет, но не надо, не надо постоянно являть повинную голову перед всем миром. Мир не оценит, и даже свои понимают далеко не всегда.
И последнее. Мысль не моя. Недавно она прозвучала в одном из интервью Би-би-си на английском языке, но мне она показалась очень любопытной.
Если бы не было 11 сентября, сказал выступающий, то заговор с целью взорвать сразу несколько самолетов над Атлантикой совершенно точно бы удался. (Это из-за него у нас теперь проблемы с жидкостями, проносимыми на борт самолета). Хотя бы потому, что безопасность в аэропортах все-таки далеко не дотягивала до современного уровня. А последствия такого теракта были бы гораздо более тяжелыми. И в первую очередь для авиаперевозок. Народ надолго бы зарекся летать.
И если трагические события десятилетней давности нас чему-то и научили, то и на этом спасибо. И мир праху погибших. Хотя слишком уж дорогая цена за каплю мудрости.
КомментарииОставить комментарий
11 сентября 2011 - это безусловно трагедия, во всех СМИ об этом что-нибудь написали.
Но почему все молчат про 70-ю годовщину начала блокады Ленинграда - 8 сентября 1941 г?
Начну с обращения к сторонникам теории заговоров. Господа, я ни одной минуты не сомневаюсь в том, что самолеты на башни-близнецы направили именно исламские экстремисты.
Уважаемая Яна.Если бы Вы написали,что не верите выводам комиссии по 9\11,Вас скорей всего через короткое время просто выгнали бы с работы,это всем понятно.Я не думаю,что Вы грамотный человек искренне верите во всю чушь которую написала комиссия по 9\11.Дабы Вы лично убедились что они написали чушь и притом примитивную чушь,Вы можете у себя дома проделать маленький эксперимент.Нет я ни в коем случае не предлагаю что то взрывоопасное нет напротив все просто.Возьмите кусок металлического листа толщиной миллиметра 2 или 3,да положите его на газовую плиту,потом на этот кусок металла Вы например можете смело положить например картошки пару штук,это для того что бы зазря не горела конфорка.Вот пускай Ваша конфорка горит во всю мощь,ждите пока испечется картошка на металлическом листе,да не забывайте картофелины переворачивать,а то они сгорят.Вот через минут 20-30 картофелины пропекутся.Возьмите эти картофелины очистите их и сидите кушайте их на здоровье,а в то же время смотрите на лист который пусть продолжает нагреваться.Вот если через час нагревания на газовой конфорке Ваш металлический лист не расплавится или даже не покоробится,вот тогда и сразу поймете что Зеликов и его подельники,просто не знают азов Физики,да и с математикой они не в ладу.Я же не утверждаю,что Зеликову заплатили,что бы он так написал свой парадоксальный доклад,нет он чистейший и кристально чистый человек и он его написал просто от своей паталогической глупости и таким образом он выставил себя и комиссию 9\11 на посмещище всему миру.
Притом примите во внимание,что при горении пропана в газовой плите часть воздуха, необходимого для горения (первичный воздух), эжектируется газом, вытекающим из сопел горелок,таким образом пропан не дымит и не коптит(у Вас на кухне),а для сравнения Вы посмотрите на дым и копоть которые валили из ВТЦ 9\11.Дым и копоть шли из ВТЦ по причине нехватки для горения кислорода.
Температура на газовой плите достигается в пределах 600-800 градусов по цельсию.Температура горения пропан-бутана колеблется от 800 до 1970 °С повышенная температура горения пропана более 800 градусов возможна только если искусственно подается кислород высокого давления.В ВТЦ 9\11 никто естественно не подавал в пламя огня принудительно чистый кислород высокого давления,да это в принципе и трудноосуществимо было бы.В ВТЦ горел керосин оставшийся в баках Боинга.Температура пламени керосина - 1100 °С бывает если только подавать искусственно чистый кислород под высоким давлением,учтите не воздух надо подавать а чистый кислород,потому что подача воздуха под давлением приведет к снижению температуры на порядок.Температура горения керосина на открытом воздухе составляет 800... 850 °С. Температура плавления конструкционной стали 1450—1520 °C.В таком случае,вы Уважаемая Яна,на примере небольшого опыта с печением картошки на металлическом листе убедитесь,что Зеликов явно не в ладах ни с логикой ни с вообще грамотностью и вина Буша в том,что он абсолютно безграмотных и некомпетентных людей послал расследовать столь сложное преступление как 9\11.Прошу Вас также просто учтите,что конструкции ВТЦ имели толщину не 2 или 3 миллиметра а они имели толщину даже 60 миллиметров,это 6 сантиметров.Такую толстую плиту нагреть до температуры при котором он расплавится или хотя бы покоробится,знаете нужно специальное промышленное устройство или надо применить просто термитный заряд,какой бывает у военных и у специалистов которые сносят здания.В баках Боингов конечно термит не перевозится.Даже если в Боинге был бы термит,все равно никакого эффекта не было бы,ну расплавились бы некоторые конструкции только одного этажа.Вы же не будете утверждать Уважаемая Яна что Вы в средней школе не учились и не знаете ничего про физику.Даже если у Вас в школе по физике были сплошные двойки,это ничего не меняет,Вы можете нынче восполнить свои знания и почитайте хотя бы в интернете про процесс горения и про плавление металлов.Также учтите что невозможно нагреть все несущие элементы ВТЦ одновременно,это я пишу к тому что если бы произошло физическое чудо и температура за рекордно короткий срок привела бы к катастрофическому короблению и плавлению огромных металлических конструкций,в таком случае здания ВТЦ должны были рухнуть набок и угробить практически весь Манхеттен.Вот если бы здания ВТЦ рухнули бы набок и разрушили бы весь или большую часть Манхеттена,тогда количество жалоб и судебных процессов против Зеликова и компании привела бы к раскрытию истинных виновников 9\11.Вот Вам и ответ почему здания ВТЦ рухнули строго вертикально и притом со скоростью свободного падения.Металл гнется а не рассыпается в порошок,конструкции каждого этажа должны были бы сопротивляться разрушения и общее время разрушения заняло бы несколько минут.В любом случае здания ВТЦ за 10 секунд не могли рухнуть.