О "Конкорде" и прогрессе
Я только что вернулся из отпуска и в российскую политику еще не углубился. Честно говоря, она сегодня такова, что делать это радости мало. Все равно придется, работа такая, но пока хочется растянуть запас хорошего настроения и поговорить о чем-нибудь отвлеченном.
В отпуске я прочитал одну занятную книжку.
Автор, в частности, считает отказ от сверхзвуковой пассажирской авиации и пилотируемых полетов к другим планетам признаком кризиса и упадка цивилизации. Мол, при демократии погоду в обществе стали делать бескрылые мещане, заинтересованные не в максимальных достижениях, а в своем личном комфорте.
За полвека человечество проделало путь от "этажерки" братьев Райт до "Конкорда". А за следующие 50 лет дальше в этом смысле не продвинулось. Авиаконцерны вносят частные улучшения в давно отработанные технологии, штампуют пузатые аэробусы, которые тысячами везут Его Величество Обывателя на средиземноморские и таиландские курорты, и все довольны!
В чем-то современный философ прав. Но в основном, хочется ему возразить.
Во-первых, научно-технический прогресс не остановился. Он просто, выражаясь военным языком, изменил направление главного удара.
Интернет и мобильная связь по своему значению не уступают изобретению колеса.
Лет полтораста прогресс понимался, прежде всего, как развитие средств транспорта. Передвигаться в пространстве быстрее и дальше, проникать в ранее недоступные области!
Со времен Жюля Верна главным мерилом достижений человечества считалось количество времени, необходимого для того, чтобы совершить путешествие вокруг света.
Основным атрибутом будущего в фантастических романах были невиданные летательные аппараты, подводные лодки и поезда на магнитной подушке.
У Станислава Лема в "Магеллановом облаке" люди XXIII века летают к другим звездам на фотонных ракетах, зато некое подобие интернета, намного примитивнее того, что мы имеем, описывается как последнее достижение и писк моды.
Прошло совсем немного времени, и интернет налицо, а фотонных ракет нет, и еще неизвестно, нужны ли они.
Моя жена росла без отца, а мама много работала и часто возвращалась домой поздно. Маленькая девочка страстно мечтала иметь устройство, которое показывало бы на экране карту города и маму в виде движущейся светящейся точки. Мысль о мобильном телефоне не возникала даже в детской фантазии.
В конце 1960-х годов в "ЗИЛах" членов политбюро ЦК КПСС установили радиотелефоны. Заместители главы правительства, весьма высокопоставленные, серьезные и занятые люди, несколько лет боролись за то, чтобы разделить эту немыслимую привилегию. А сейчас первоклассники ходят с мобильниками!
Дальнейший прогресс информационных технологий обещает изменить мир до неузнаваемости.
Может, прямо в мозг будут вживлять миниатюрные чипы, в готовом виде содержащие целую энциклопедию знаний плюс пять-шесть иностранных языков, и обеспечивающие прямую связь между сознанием и Всемирной паутиной. И производители будут рекламировать свои продукты: "наш чип самый маленький, при этом знает на один язык больше!".
А может, бренное и уязвимое тело вообще устареет как носитель информации, и люди превратятся в бессмертных киборгов!
Скучать не придется!
Ладно, о том, что будет через сто и двести лет, фантазировать не станем. Вернемся к "Конкорду".
Не надо усложнять то, что просто. Отказ от "Конкорда" был вызван не экзистенциальными, а самыми что ни на есть прозаическими причинами.
Во-первых, он неэкономно жрал топливо, а для современного мира энергосбережение и экология - на первом месте.
Во-вторых, в момент преодоления звукового барьера издавал оглушительный хлопок.
В конце 1990-х годов, когда "Конкорд" еще совершал ежедневные рейсы из Лондона в Нью-Йорк, я какое-то время жил в городке недалеко от аэропорта Хитроу. Когда раз в сутки в одно и то же время с неба раздается гром - это даже забавно, как выстрел пушки Петропавловской крепости. А если бы все самолеты сделались сверхзвуковыми?
В-третьих, подъемная сила прямо пропорциональна двум факторам: скорости и площади крыльев. Большие крылья не позволяют развить сверхзвуковую скорость из-за сопротивления воздуха. А взлетать и садиться требуется на низкой скорости.
Истребители стартуют резко и тормозят с помощью специальных парашютов. Пилот при этом испытывает дикие перегрузки.
На стратегических бомбардировщиках, с которых, в основном, "слизали" как "Конкорд", так и советский "Ту-144", после разгона крылья частично убираются внутрь фюзеляжа.
Понятно, это отнимает массу полезного пространства. При громадных размерах "Конкорд" брал на борт сравнительно мало пассажиров. Билеты из-за этого стоили не на проценты, а в разы дороже, чем на обычный самолет.
В результате, он был не практичной вещью, а игрушкой для богатых. Особенно престижно считалось в новогоднюю ночь за три часа трижды выпить шампанского: в Лондоне, в воздухе и в Нью-Йорке.
Тут вот еще что надо заметить. Плыть из Европы в Америку семь дней, или лететь семь часов - разница огромна. А лететь семь часов или три - не настолько важно, чтобы ради этого как-то особо напрягаться.
Так что человечество не утратило амбиций и вкуса к новому. У него просто есть здравый смысл.
То же самое с космосом. Преувеличенный энтузиазм шел от незнания. Человечество надеялось, что условия, по крайней мере, на Марсе и Венере, сходны с земными, и предвкушало новый виток колонизационной и первопроходческой романтики. А потом выяснилось, что жить на других небесных телах невозможно и делать там, в общем, нечего.
При этом коммерческое использование ближнего космоса растет, стоимость тонны выводимого на орбиту груза снижается, место государства в космической отрасли все больше занимает частный бизнес. Если цена пилотируемого полета упадет с нынешних 20 миллионов до, скажем, 200 тысяч долларов, возникнет достаточно массовый и рентабельный орбитальный, а там, глядишь, и лунный туризм.
Может, и к сверхзвуковой авиации человечество вернется на новом технологическом витке.
Так-то оно надежнее: не возводить вавилонские башни, а идти путем постепенных улучшений, полагаясь на практическую выгоду и естественный ход событий.
Автор книги - ладно, раскрою секрет, это глубоко уважаемый мною Александр Петрович Никонов - прав в одном: материальный интерес - огромная сила, но не все и не всегда должно управляться исключительно им.
Наши предки превратились из обезьян в людей, когда начали без видимой пользы разрисовывать стены пещер.
Поесть и погреться на теплом солнышке может и животное. А человек должен летать в космос, строить самые высокие в мире небоскребы вместо двух поменьше, и подниматься на Эльбрус, хотя его и с самолета видно здорово, просто чтобы сказать себе: я это могу!
Здесь, правда, есть важный момент. Альпинист летит на Кавказ или в Гималаи за собственные деньги и совершает восхождение на свой страх и риск. А если государство тешит амбиции за счет граждан, не спрашивая их согласия, тут, как говорится, возникают вопросы.
То, что в последние десятилетия, впервые за всю историю, простые люди получили право голоса и возможность пожить по-человечески - несомненно, хорошо.
Здесь главное - соблюсти баланс.
КомментарииОставить комментарий
Обама закрыл финансирование межконтинентальных проэктов НАСА. Для америки это как трамвайный билетик, но в приоритеты Обамы это не входит. Спросите любого американца - наса это одна из американских гордостей. Ни кто не переживал бы если бы какой член правительства копыта отбросил, а вот смерть космонавтов, ученых или передовых наваторов типа Джобса вызывают эмоции. Кроме того инвестирование в науку дает те самые материальные блага о которых никонов писал. Совеременный мобильный телефон к примеру обязан именно НАСА. Кроме того ученые люди несколько другого поля ягоды: не всегда материальные блага определяют их курс. Но и на их работу нужны затраты. Надеюсь перешагнет человечество через руководителей типа обамы, и освоение космоса продолжится.
Диме: Историю движут ученые, мыслители и первооткрыватели, а политики - это вспомогательный персонал, который должен создать им условия для работы.
"Историю движут ученые, мыслители и первооткрыватели, а политики - это вспомогательный персонал, который должен создать им условия для работы."
Совершенно неверно.
Историю движут бизнесмены и предприниматели ( под коими я понимаю не только Генри Форда и Стива Джобса, но любого владельца парикмахерской; любую бабушку, торгующую семечками на базаре; любого контрабандиста, кто с огромным риском доставляет запрещенный урядниками товар своим клиентам.)
А ученые, мыслители и первооткрыватели - это вспомогательный персонал.
Что касается политиков... это не просто балласт, это деструктивная и реакционная сила. Бандиты с большой дороги, перед которыми мафии только утереться платочком.
Диме: Без НАСА мобильные телефоны появились бы раньше и были бы лучше. Вы не имеете представления, до чего НАСА неэффективная, затратная и полностью гнилая система. Любая частная фирма, работающая по НАСА-вским стандартам обанкротилась бы мгновенно. Что касается закрытия Обамой некоторых мелких нелепых проектов... что-ж, хоть грамм ему в кредит. Что, конечно, никак не уравновесит тонны и тонны ( особенно многотонные бомбы, которые он так обожает) на его дебете.
С большим прискорбием вынужден согласиться с автором сей книжки. 1. Авиация практически достигла границ своих возможностей и выскребает остатки как малыш варенье со стенок банки пальцем, что Вы кстати и подтверждаете. 2. Космонавтика. Корабль Союз весом в 25 тонн перед стартом заливают 250 тонн ракетного топлива чтобы поднять его к орбитальной станции на высоту 350 км. Всего лишь. Про соотношение Аппалона к ракете даже говорить не буду – а это Луна. Марсианская же программа скорее напоминает анекдот про Ходжу Насретдинна – через 25 лет либо падишах помрет либо ишак, а ребята от космоса хоть масла детишкам на хлебушек помажут… Перемещение отбросом масс оправдывает себя лишь для орбитальных программ. А я скажу – и Слава Богу! Эволюция этих отраслей человечеством финансировалась Во Главу как средство доставки БОМБЫ Человеком Человеку, и лишь потом как пассажирский транспорт. Герман Колчин в своей книге "НЛО над Россией" привёл рассказ одного грибника которого инопланетяне прокатили к себе в гости – весь полёт на их планету их солнечной системы занял минут 15-20. Если в руки нашей цивилизации попадёт данная технология – первое (и последнее) что она сделает – уничтожит сама себя… Энерико Ферми в 1932 году недооткрывший расщепление атома урана, что позже сделал Нильс Бор благодарил Бога за свою ошибку в эксперименте, потому как Гитлер имел бы БОМБУ к 40-му году… И мы земляне ещё существуем последние 60 лет пока над военными давлеет страх возмездия. Так что не всегда радость – парфяне дары приносящие.