ý

« Назад | Блог | Вперед »

О Михаиле Ходорковском и Егоре Шипове

Артем Кречетников, bbcrussian.com Артем Кречетников, bbcrussian.com | 12:03, четверг, 27 октября 2011-27, 12:03

На этой неделе закончился тюремный срок Ходорковского. Если бы не "второе дело ЮКОСа", Михаил Борисович сейчас был бы на свободе.

Восемь долгих лет. А в заключении, говорят, день годом кажется.

Даже если Ходорковский чего-то там и нарушил, свою вину он уже искупил. Убийцы, бывает, сидят меньше.

Но сын экс-магната в разговоре с журналистами Би-би-си выразил уверенность: пока в России все решает Владимир Путин, отец на свободу не выйдет.

Как? А вот так! Кончится второй срок - состряпают третье дело. При Сталине было то же самое. Только тогда хамовнический балаган не устраивали, а действовали попросту и без затей: кончалась у зэка "десятка" - вызывали в кабинет начальника лагеря и предлагали расписаться за следующую.

Перефразируя знаменитые слова из "Крестного отца", можно сказать: "Никакого бизнеса, это личное".

…В крепостнической России крестьяне делились на барщинных и оброчных. На орловских и курских черноземах помещикам выгодно было выращивать хлеб, а там, где почвы бедные и урожаи низкие - отпускать мужиков на заработки.

Именно для оброчных крестьян придумали паспортную систему. Документ выдавался не на всю жизнь, а на год. Выправить новую бумагу можно было только по месту постоянного жительства, показавшись на глаза барину и "заплатив все налоги".

Живший с просроченным паспортом при первом же столкновении с полицией попадал в острог и отправлялся под конвоем на родину, где помещик нетерпеливо поджидал его с солеными розгами.

Кое-кто валял дурака, называл вымышленные имена и места жительства, и годами путешествовал по этапу.

В тогдашней экономике оброчные мужики играли роль современных гастарбайтеров. Как заметил Николай Некрасов, "у нас чиновник плохонький, и тот полов не выметет, не станет печь топить". Откуда иначе в стране, где все были жестко расписаны по сословиям, и все сословия, кроме крестьянского, презирали физический труд, брались бы грузчики, извозчики и трактирные половые?

Одно делалось, на мой взгляд, хорошо и правильно: господам было затруднительно, да и лень выяснять, кто сколько заработал в Питере или в Москве, и сумма оброка была одинаковой для всех. Все, что сверху - твое.

Некоторые на вольных хлебах "раскручивались" и выходили в миллионщики. Появился специальный термин: "капитАлистые крестьяне". Было их, разумеется, немного, ну так умных и предприимчивых всегда меньшинство.

Одного такого крепостного капиталиста звали Егор Шипов. Задумав выкупиться на волю, он предложил барину за себя сумму, втрое превышавшую среднюю стоимость крепостного.

Но не всегда властные самодуры руководствуются в своих действиях меркантильным интересом. Помещик взбеленился: ты еще меня покупать будешь?

Разрушил бизнес Шипова, велел жить в деревне и делать черную работу. Не знаю, какую. Может, рукавицы шить.

Шипов убежал. Несколько лет господин неотступно разыскивал его по всей империи, вбухал в это несколько тысяч рублей. Схватил, нещадно высек, для вразумления месяц продержал на цепи, опять дал в руки метлу и лопату.

Кончилось все относительно хорошо. Шипов сбежал вторично, и теперь его уж не поймали. Будем надеяться, не умер в канаве, и не пристал к разбойникам, а нашел себя где-нибудь в Сибири или в Новороссии. Слава Богу, были и есть на земле места, где воля барина - не закон.

Вам эта история ничего не напоминает?

Конечно, можно сказать, что Шипов создал свое дело безупречно законно и честно (хотя на самом деле мы не знаем, как), и что он платил помещику сполна, и предлагал заплатить еще больше, а Ходорковский "минимизировал налоги".

Но не это главное. Главное - вековая ненависть самолюбивых властителей к тем, кто добился успеха без их милости.

И еще. Проведенный на днях опрос "Левада-центра" показал резкий рост симпатий к Ходорковскому.

30% россиян хотят его освобождения, 20% - против, половине все равно.

В Москве сторонников Ходорковского оказалось почти две трети. Значительно выше среднего их доля среди бизнесменов и руководителей, людей с высшим образованием, молодежи - той части народа, от которой зависит прогресс общества, и чье мнение, по идее, власть должна учитывать в первую очередь.

Что вдруг случилось?

Думаю, это не рейтинг Ходорковского вырос. Это рейтинг Путина упал.

После того, как национальный Лидер вознамерился стать новым Брежневым, многие задумались: может быть, Ходорковский прав?

А еще говорят, дело не политическое.

ý iD

ý navigation

ý © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.