Об освистывании Путина и заявлении Медведева
За последние дни в России случились два любопытных события.
Премьер Владимир Путин, выйдя на арену спорткомплекса "Олимпийский" поздравить российского участника боев без правил Федора Емельяненко с победой над американцем Джеффом Монсоном, был освистан публикой.
"Глубокопровожаемый" президент Дмитрий Медведев заявил, что, если бы не война 2008 года, Грузия сейчас была бы в НАТО.
Обсудим по порядку.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков предположил, что болельщики адресовали свист побежденному американскому бойцу, а на премьера не обратили внимания.
Пресс-секретарь движения "Наши" Кристина Потупчик высказала мнение, что болельщики так приветствовали Путина и "орали и свистели от радости".
Вообще-то, в России, в отличие от Америки, свистом положительные эмоции не выражают.
Впрочем, если Кристина Потупчик и права, картина все равно выглядит неприглядно.
В демократических странах граждане при виде своего президента вежливо аплодируют. Более эмоциональные приветствия уместны на партийном мероприятии или предвыборном митинге, где заведомо собрались горячие сторонники данного политика.
Когда главу государства освистывают, это признак глубокого общественного неблагополучия.
Когда при его появлении впадают в экстаз, это собачье поведение. Только наши четвероногие друзья, завидев хозяина, скачут, усиленно работают хвостом и норовят лизнуть во все места.
Кошки или лошади его тоже любят, но выражают свои чувства более сдержанно и достойно.
Кстати, многие животные служат человеку, всяк на свой лад, но никто в угоду господину не причиняет вреда людям или другим животным. Только собака готова по движению хозяйских бровей порвать кого угодно и потом заглядывать в глаза: ну как, я молодец?
Собака - друг человека, но не случайно во многих языках это слово является сильным оскорблением.
Нет уж, собакам собачье, а людям пристало вести себя по-людски.
Если же прав Песков, тогда Путин и его пиарщики просто неудачно выбрали время для очередного появления на публике.
И то, правда: с чего болельщикам отвлекаться от своего занятия? Они не на Путина за деньги пришли смотреть.
Следует заметить, что усилившееся с началом предвыборной кампании стремление Владимира Владимировича быть на каждой свадьбе женихом, на каждых крестинах младенцем и на каждых похоронах покойником уже оказывает обратное действие, даже на тех, кто его политику, в принципе, одобряет. Как сказал Владимир Маяковский, "ну нельзя же до бесчувствия!"
Вспоминается советский анекдот. Тогда в телевизоре было всего три программы, так включает человек "ящик", на первом канале Брежнев, на втором - Брежнев, а на третьем здоровенный детина показывает кулак: "Я т-тебе попереключаю!"
В каждом выпуске новостей - два основных, безбожно затянутых сюжета: что сегодня поделывали Путин и Медведев. А делают они, в основном одно и то же: встречаются сегодня с врачами, завтра с пенсионерами, на всех изливают свет монаршей милости и обещают подкинуть деньжат.
Можно на это возразить, что в демократических странах кандидаты в президенты и премьеры тоже постоянно мелькают на телеэкранах и уличных билбордах. Но там кандидатов, как минимум, двое, а здесь массированное присутствие Путина и Медведева при отсутствии всех прочих только усиливает ощущение, что за нас уже все решили.
Кстати, о Медведеве. Если Владимир Владимирович последнее время предпочитает непринужденную атмосферу КВН и спортивных состязаний, то Дмитрий Анатольевич отправился в серьезное место к серьезным людям: в штаб Южного военного округа.
Я уверен, что "старые друзья с одной группой крови" просто так ничего не делают и распределение ролей согласовывают друг с другом и со своими советниками.
До 24 сентября Медведев был "добрым следователем", "человеческим лицом власти", таким либералом, по крайней мере, на словах, что западные политики близко не стояли.
Теперь Путин примерил образ, если не либерала, то умудренного жизнью, все повидавшего и потому снисходительного человека. Его главный лозунг - стабильность, его главный эмоциональный посыл - слова из булгаковской "Белой гвардии": "Мы отдохнем".
Медведев же об экономической и политической состязательности, служебной роли государства, ставке на "талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан" больше не говорит. Кажется, он задался целью сделать так, чтобы либералы перестали жалеть о его отказе от второго срока.
Вообще-то, нюансы позиции Медведева принципиального значения для общества не имеют. Это только в арифметике от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. В российской политике "тандема" больше нет, снова есть единоличный лидер, и только его мнение важно.
Однако слова второго человека в государстве все же заслуживают того, чтобы вчитаться в них внимательно.
Медведев сказал буквально следующее: "Если бы в 2008 году мы дрогнули, была бы уже другая геополитическая раскладка, и целый ряд стран, которые пытались искусственно затащить в Североатлантический альянс, скорее всего, были бы там".
Тут, что ни слово, то вопрос.
Во-первых, какой такой "целый ряд"? Потенциальных кандидатов на вступление в НАТО в 2008 году было ровно два: Украина и Грузия.
Украина на неопределенный срок, а, возможно, и навсегда, отложила планы присоединения к альянсу не из-за каких-либо действий России, а по итогам выборов. Там, видите ли, пока существует реальная политика и будущее страны решают выборы, результат которых не предопределен. Дальше - посмотрим.
Что до Грузии, есть серьезные основания сомневаться, что, если бы не война, она уже находилась бы в НАТО. К этому имеется немало объективных преград разного рода. В НАТО абы кого не принимают, и дело это долгое.
Даже если бы Тбилиси удалось "восстановить конституционный порядок" в Южной Осетии, Абхазия - орешек покрепче. Этот конфликт никуда бы не исчез, а государства с нерешенными территориальными проблемами в НАТО не берут.
Если же говорить о поддержке Западом Михаила Саакашвили, то действия России, скорее, усилили ее, чем ослабили.
Если Грузия по формальным причинам и не вступит в НАТО, что это меняет? Япония и Австралия в НАТО не входят, но это не мешает им быть союзниками США.
Во-вторых, в НАТО никого не "тащат". Есть страны, которые изо всей мочи туда рвутся, но это вопрос их собственного выбора. Политика Альянса состоит в том, чтобы никому бесповоротно не отказывать, но он оценивает, прикидывает и никуда не торопится.
Если же Дмитрий Анатольевич полагает, что на позицию НАТО по поводу принятия новых членов могут как-то повлиять его нахмуренные брови, то он переоценивает свои возможности. Если связь здесь и имеется, то, скорее, обратная.
В-третьих, обращает на себя внимание слово "искусственно". А что, по мнению Медведева, естественно? Чтобы все постсоветское пространство на вечные времена оставалось исключительной зоной влияния Кремля?
Лично я не нахожу в этом ничего ни естественного, ни искусственного. Может выйти и так, и эдак. Как карта ляжет.
Пока формированию у России сферы влияния больше всех мешают Путин и Медведев. Ну не модны в современном мире однопартийная система и неограниченные несменяемые правители! В результате сближаться с Москвой хотят только Лукашенко и Назарбаев, потому что сами такие.
Запад, в основном, обыгрывает Россию в геополитические шахматы не потому, что у него больше ресурсов или хитрости. Объективно выгоднее бороться за правое дело, нежели за исторически обреченное.
И последнее. Утверждение Медведева основано на априорной уверенности, что НАТО - враг, и его расширение - зло.
А ведь двадцать лет назад у нас была революция. Хотели стать частью свободного мира.
Потом занялись поиском "внятной стратегии" и, кажется, нашли.
Если споры и ведутся, то вокруг тактики: вести ли себя жестко и наступательно, или по одежке протягивать ножки, потому что сильно стучать ботинком по столу выйдет себе дороже? Но то, что с Западом, в принципе, надо бороться, воспринимается как положение, не требующее доказательств.
"Уже опять к границам сизым составы тайные идут, и коммунизм опять так близко, как в девятнадцатом году".