О митинге на Болотной
В прошлую среду я в своем блоге посоветовал Кремлю "идти на уступки и стравливать пар".
Судя по публичным высказываниям Владимира Путина и Дмитрия Медведева и поведению российских телеканалов, поворот в политике, сделавший возможным мирное проведение субботнего митинга на Болотной, произошел спустя сутки.
Я, конечно, не преувеличиваю роль своей личности в истории. Мой голос был не единственным и не самым громким. Но все-таки приятно.
А, кстати, интересно: кто посоветовал высшим руководителям, хотя бы временно, надеть бархатные перчатки? Ведь наверняка были по этому поводу какие-то дискуссии? Кто в ближнем кругу нормальный человек?
В субботу казалось, что страна вернулась где-то в 1989-1990 год.
Мы с женой тогда старались не пропускать ни одного демократического митинга: даже не потому, что надеялись на что-то реально повлиять, а ради царившей там атмосферы.
Либерал по своей природе индивидуалист, презирающий толпу. Но и ему иногда приятно испытать чувство солидарности и единения.
На перестроечные митинги приходили разные люди: и сторонники западных свобод, и русские националисты, и коммунисты-идеалисты, мечтавшие не уничтожить очереди, а заставить жен министров стоять наравне со всеми. Однажды я сказал жене: "Это хорошо, что нас здесь так много, но помяни мое слово: если мы победим и исчезнет общий враг, со многими из этих людей мы еще разойдемся по разным митингам". Так оно потом и вышло.
Но тогда на Манежной все были братьями. Все вели себя подчеркнуто, нарочито вежливо, как бы демонстрируя, каким должно быть общество, в котором мы хотели жить. На пятачке собиралось по 50 тысяч человек, и никто никому на ногу не наступил!
Не было ожесточенности. Ни с трибуны, ни в толпе не звучало призывов к расправе. Максимум, чего мы желали номенклатуре - лишиться привилегий и пожить той жизнью, которую они создали для нас.
Это через несколько лет на акциях коммуно-патриотов ненависть сгущалась до консистенции желе, в котором было трудно дышать: перекошенные лица, хриплые выкрики: "на Колыму!", "расстрелять!", "повесить!" (причем отчего-то непременно вверх ногами), "все у нас на заметке, убежать не успеете!".
На Болотной площади царила атмосфера Манежной времен Горбачева. Кажется, что сработала машина времени.
И полиции было не узнать. Моя знакомая наблюдала такую сценку. В толпе зажгли файер, омоновцы рефлекторно дернулись, офицер остановил подчиненных движением руки: "Тихо, тихо, все в порядке". И небеса на землю не рухнули, и государство российское не развалилось.
А ведь многие прогнозы были иными. В пятницу обозреватель уважаемой газеты заламывал руки: "У меня очень плохие предчувствия. Я жду с замиранием сердца от субботы только одного: отсутствия крови".
Уж не знаю, к кому обращался коллега: к властям, к демонстрантам, или к тем и другим. Но, вообще-то, постоянные разговоры про "кровь" и "русский бунт, бессмысленный и беспощадный" я нахожу, во-первых, оскорбительными для нашего национального достоинства, а во-вторых, очень вредными.
Какая кровь? Мы не глупее европейцев и американцев и не меньше других созрели для демократии. А то можно подумать, в России живут какие-то дикари, которыми можно править только сильной рукой, не то друг друга поубивают.
И еще. Двадцать с небольшим лет назад в толпе было много людей с седыми головами и невероятно просветленными лицами, едва не плакавших от счастья. То были старые шестидесятники, вся жизнь которых прошла при брежневском застое. Они уже и не надеялись ни на что, а тут жизнь преподнесла сказочный подарок.
В "мрачные, глухие" нулевые годы, когда "в сердцах царили сон и мгла", я, бывало, говорил себе: "История повторяется. Будет и на твоей улице праздник. Вырастет новое свободолюбивое гордое поколение, ты из последних сил придешь на их митинг, будешь стоять седой, сгорбленный и абсолютно счастливый, а вокруг будут почтительно переговариваться: "Он, наверное, живого Ельцина видел!".
И вот "настала пора, и проснулся народ". Даже раньше, чем я думал. Слава Богу, хожу еще бодро, и седина только-только начала пробиваться.
Ладно, теперь от воспоминаний и личных переживаний к анализу и прогнозу. Профессия обязывает.
Главным требованием митинга на Болотной было расследование фальсификаций в ходе думских выборов.
Действительно, в интернете жалоб выложены сотни. Но кто-то уже успел подсчитать, что, даже если все они до единой правда, "Единой России" дополнительно приписали около 600 тысяч голосов. Это капля в море. Да и Дума, при нынешней конституции, реально мало что решает.
На самом деле, людей вывели на площадь не столько выборы, сколько намерение Владимира Путина идти на третий срок.
Можно сказать, что сторонников реформ и обновления "развели, как лохов". До последнего момента успокаивали и подкармливали надеждой, что президентом останется Дмитрий Медведев, Путин будет помаленьку сдавать дела, Медведев хотя бы на новом сроке займется, наконец, модернизацией, о которой так много и красиво говорил.
24 сентября людям "весомо, грубо, зримо" дали понять, что надеяться не на что, впереди - годы, если не десятилетия того, что есть. Возникло чувство отчаяния, быстро перешедшее в раздражение и острое желание делать хоть что-то.
После массового протестного голосования 4 декабря и многотысячных митингов в следующую субботу оптимисты заговорили о том, что "невозможное возможно".
Однако лично я практически не сомневаюсь, что президентом на следующие шесть лет останется Владимир Путин. Других вариантов, а главное, других персон просто не просматривается. Максимум, чего может добиться разношерстная оппозиция - довести Путина до второго тура, чтобы он не был неоспариваемым национальным лидером и земным богом.
Кто способен бросить вызов Путину, не просто заявить о себе, как о политике, а победить? Бесцветный Миронов? Олигарх Прохоров?
Единственный человек в России, имеющий потенциал для того, чтобы стать новым Ельциным - Алексей Навальный.
Но между приснопамятным октябрьским пленумом ЦК КПСС и избранием Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР прошло два с половиной года. И Навальному, при самом благоприятном для него развитии событий, нужно все-таки время, чтобы "раскрутиться". А выборы на носу.
Вот за шесть лет может случиться очень и очень многое. Оппозиционные настроения будут нарастать, и лидеры найдутся.
Управлять по-старому больше невозможно. Владимиру Владимировичу Путину придется либо завинтить гайки чисто по-советски, либо, если в России будет существовать хоть какая-то политика, с четвертым сроком у него возникнут большие проблемы.
Это уж ему решать: окончательно превратиться в подобие Мугабе, или в возрасте 66 лет достойно уйти, оставшись в истории человеком, обеспечившим своей стране мирную цивилизованную передачу власти.
Какой вариант реализуется?
С одной стороны, российские телеканалы наконец-то показали оппозиционный митинг. С другой стороны, вырезали из репортажей наиболее острые лозунги.
С одной стороны, Фонд "Общественное мнение" перестал публиковать в открытом доступе данные о рейтинге Владимира Путина. С другой стороны, как только вокруг этого поднялся шум, глава фонда Александр Ослон заявил, что это недоразумение, и рейтинги будут доступны, как раньше.
Лично я ожидаю в ближайшие годы от власти метаний "между Лагарпом и Аракчеевым". В демократов они мгновенно не перекуются, но и в откровенно полицейское государство Россию не превратят. Будут давление и уступки, угрозы и заигрывания, более или менее удачное использование политтехнологий.
Выборы 4 декабря и митинг на Болотной площади действительно создали в России новую ситуацию. Но пока скорее моральную, нежели политическую.
"Несогласные" убедились, что ее дело не безнадежно.
А главное, теперь уж никто не скажет, что демократия нам исторически чужда и не нужна, что оппозиция в России - "маргиналы" и "три с половиной интеллигента".
"Жалкий ты, Мерзляев! Убогий какой-то. Говоришь, нет благородных людей в России? А их вон сколько!".
КомментарииОставить комментарий
Я несколько дней не читал мировых новостей и с удивлением прочитал о новом фокусе которые выкинул FoxNews поводу выборов в России.
Провокации FoxNews представившей греческий беспорядки под видом московских.
Американский телеканал Fox News включил в сюжет о протестах в Москве и Петербурге видеозапись с беспорядками в Греции. Ролик можно найти на сайте телеканала.
На видеозаписи, которая также появилась на YouTube, видны многочисленные пожары, разбитые стекла и люди, швыряющие бутылки с зажигательной смесью в полицию. Кроме того, на одном из кадров заметна витрина с надписью на греческом. На видео также видны пальмы, и то, что люди одеты в летнюю одежду. Как утверждает телеканал Russia Today, оригинальное видео было взято из съемки протестов в Афинах, сделанной 6 декабря агентством Associated Press.
Похожий случай произошел год назад с телеканалом CNN. В сюжете о митингах, организованных на Дальнем Востоке в связи с отменой часовых поясов 11 декабря 2010 года, телеканал показалкадры с беспорядков на Манежной площади. По мнению ведущих телеканала, на задымленных кадрах (участники беспорядков на Манежной зажигали файеры) люди кричали "Верните нам наше время!". Позже телеканал снял сюжет с эфира и извинился за свою ошибку.
Эти попытки массовой дезинформации были и в недалеком прошлом,вот один из примеров такой масштабной фальсификации в некоторых СМИ США,находящихся под контролем финансовых дельцов.Как все помнят буквально в этом году,
после теракта в Норвегии весь мир содрогнулся от ужасного преступления содеянного террористом Брейвиком и многие узнали о его идеологической платформе,которая гласит буквально следующее-«Так будем же вместе с Израилем, с нашими сионистскими братьями, бороться против всех антисионистов, против всех культурных марксистов-мультикультуралистов» (Из манифеста Андерса Брейвика)
-А что писали СМИ в США сразу после терракта в Норвегии когда погибли невинные дети,а вот что они писали "Ведущие англоязычные газеты, «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон Пост», «Уолл Стрит джорнел» и «Файненшел Таймс», а также президент Обама, обвинили «исламских экстремистов» после первых сообщений об убийствах, публикуя подстрекательские и лживые заголовки и сообщения, называя трагедию «норвежским 11 сентября», употребляя терминологию, которая напоминала идеологические приемы и оправдания, использованные самим политическим убийцей, христианским сионистом Андерсом Берингом Брейвиком. Титульную страницу номера «Файненшел Таймс» от 23-24 июля украшал заголовок: «Страхи исламского экстремизма: самый мощный удар по Европе с 2005 года»"
-Все происходящее не есть чистая техническая случайность,все это есть закономерное использование массовой лжи и дезинформации.В США например такая тенденция стала особо проявляться в ряде СМИ (находящихся под управлением Гопсеков) сразу же после трагических событий 11 сентября,именно благодаря такому массированному оболваниванию часть Американцев всерьез поверила выводам комиссии по 9\11,как видим обороты эти деятели пера не снизили и продолжают врать так же беспощадно и нагло.