Кому расхлебывать европейскую похлебку
Очень хочется сказать, что Германия в любой форме, будь то Пруссия, Саксония, или на худой конец Святая Римская Империя во главе с Фридрихом Барбароссой, всегда приправляла европейскую похлебку, совершенно не свойственным ее собственной кухне перцем.
И, разумеется, в этом я буду не права. Все-таки не надо забывать, что народ, давший мировой культуре Гете и Шиллера с Бетховеном, не говоря уже о Дюрере и "Мерсе", можно простить за излишнюю страсть к зарегулированности и порядку.
В конце концов, ну не было бы этих черт национального характера, ну работали бы немцы как греки, и где сейчас было бы евро? Правильно! Его, евро, то есть, не было бы вовсе. Потому что одна Франция, при всем моем уважении к этой стране, вдолбленное в мою бедную голову мамой-франкофилкой, никогда бы не смогла протолкнуть такой грандиозный проект. Французы, они тоже, знаете ли, с гедонизмом на "ты", или уж, соблюдая верность оригиналу, на "tu".
Пока же суть да дело, в Давосе собрались мировые лидеры на ежегодную тусовку, чтобы в очередной раз обсудить, что же делать с мировой экономикой, которая почему-то ну никак не хочет стабилизироваться.
Все по-прежнему упирается в евро. Конечно, можно в очередной раз сказать, что политический проект, имеющий выражение в финансовой сфере по определению мало возможен. Стоит наверно напомнить, что стягивая большую часть Европы одновалютным поясом можно было бы изначально задуматься: а что будет, если какая-то часть начнет из-под этого пояса неэстетично выпирать. То есть, обсудить хотя бы возможность хирургического вмешательства, составить план операции, ну хотя бы потенциальных хирургов предупредить на крайний случай. Ничего этого сделано не было, и в результате имеем то, что имеем.
Совершенно не помогает, что рецепта по выходу из кризиса нет ни у кого. Вот возьмем, к примеру, те же Грецию с Италией. Сначала все финансовые гуру в один голос талдычили, что жизненно необходимо ввести меры жесткой экономии, а тогда, мол, все само как-то образуется. В результате бедные правительства проштрафившихся стран, невзирая на громкоголосые протесты населения (а как же иначе, народы-то там средиземноморские, горячие и темпераментные) эти меры ввели, а международные кредитные агентства вместо того, чтобы похвалить и погладить по головке, почему-то дружно сказали, что, мол, одной экономии недостаточно и надо еще и как-то экономику стимулировать. Как именно стимулировать, почему-то забыли сказать.
В общем, все, кто не в евро, с одной стороны вздыхает с облегчением, с другой, прекрасно понимает, что при нынешней глобализации спасать охромевшую валюту надо всем миром.
Но вот в чем фишка, главный донор, создатель и вдохновитель евро - Германия в лице своего канцлера (так и хочется написать "железного" канцлера) Ангелы Меркель, больше денег давать не хочет. А хочет большего контроля и объединения.
Ну, в общем, Германию понять можно. В конце концов, не будь в ее истории более жесткого контроля и объединений, как в девятнадцатом веке, так и совсем недавно, и не было бы в середине Европы государства с мощнейшей экономикой, которое и в нынешние времена умудрилось не растерять свои производительные мощности, и не перевести все заводы куда-нибудь в Юго-Восточную Азию.
С другой стороны - одних деклараций, как всегда, маловато. Ну, допустим, более тесные финансовые связи между государствами, точнее, более тесная финансовая зависимость отдельных членов еврозоны от общего Большого Брата. Значит, может выйти так, что ни один бюджет, ни в одной стране не сможет быть утвержден без одобрения европейского верха.
Местным правительствам это может не понравиться. Наверное, впрочем, уже очень не нравится, но выбор-то у многих какой: топор или веревка, то есть, ой, простите, конечно: банкротство или интеграция.
Однако и это еще не все. По существующим конституциям большинства европейских стран, бюджет страны предлагается правительством, но одобряется парламентом. И далеко не во всех из них парламенты ручные, а оппозиция игрушечная. Как правило, они самые что ни на есть настоящие.
Теперь давайте поставим себя на место такой вот оппозиционной партии, главная задача в жизни которой заключается в том, чтобы гадить хоть по мелочи, хоть по крупному тем, кто сидит у власти. Значит надо стеной встать, но подобный бюджет не пропустить. И тут в ход могут идти какие угодно аргументы: нас не ценит остальная Европа, наш национальный суверенитет зажимают, даром что ли наши отцы и деды (прадеды, братья и сестры) проливали кровь за свободу и независимость, чтобы все это закончилось столь печально в лапах Европейского центрального банка? И хорошо еще, если правительство обладает достаточным большинством для того чтобы бюджет все равно принять, а если нет? Вот тут-то все и начнется.
К тому же, если верить тому, что изредка стало появляться в той же британской прессе, все больше и больше евроскептиков, и далеко не только у нас, по "правильную" сторону Ла-Манша, начинает потихоньку возмущаться потенциальной ролью Германии.
Мол, единства большего ей захотелось? Денежки больше давать не хочет, а требует, чтобы все под ее дудку плясали? И даже если у Германии, вернее ее нынешнего руководства таких мыслей и не было, все равно, весь прошлый исторический опыт, к сожалению, говорит не в ее пользу. "Не получилось задавить нас военной силой, так они пытаются подмять нас деньгами и контролем", написал в Twitter один из итальянских журналистов. (Цитата была любезно предоставлена моей римской знакомой).
Британия пока что может себе позволить поучать и советовать, учитывая, что британский премьер отказался подписать соглашение о большей европейской интеграции, озабоченный судьбой лондонского Сити, как одного из финансовых столиц мира.
Однако и здесь хорошо понимают, что коллапс евро ударит и по фунту. А тогда от вожделенного кредитного рейтинга ААА может тоже ничего не остаться.
Да и своих проблем, сами знаете, достаточно. Шотландия собирается проводить референдум по собственной независимости, причем коварные горцы додумались как по-прежнему снимать все финансовые сливки, одновременно становясь ПОЧТИ независимыми.
Британский премьер хочет, чтобы вопрос на референдуме стоял просто: "Вы за независимость, или нет?" А они взяли и придумали еще один вариант: "А может быть вы за супердеволюцию?" То есть формально вы как бы частью Британии будете, но жить станете практически самостоятельно, ну и дотаций тогда никто отнимать не будет.
И если бы шотландского коварства было недостаточно, на Дэвида Кэмерона валится общее недовольство трудящихся банкирами, злонамеренные профсоюзные деятели, грозящие сорвать лондонскую Олимпиаду, выбивая повышение зарплат членам профсоюза, не говоря уже о росте безработицы среди молодежи и почти не растущей экономике.
Видимо поэтому Германия с ее "коварством" может с чистой совестью плести козни по объединению Европы в финансовом кулаке, бывшая "Владычица морей" ей помешать не сможет. Хорошо еще если свои рубежи удастся отстоять, не до жиру, как говорится.
Так что пусть мировые лидеры потусуются в Давосе. Не только мировых, но даже и европейских проблем им в ближайшее время не решить, так пусть хоть расслабятся. (Так и тянет написать: "напоследок").
Да, а еще год Дракона только-только наступил. А Дракон животное, конечно, совершенно мифическое, но одновременно и очень-очень могучее. И грозят миру немалые потрясения. Вне зависимости от того, верите вы в это или нет.
Хотя как-нибудь, я думаю, все равно прорвемся. Как в том самом старом анекдоте: "- Доктор, я жить буду? - Будете, но очень плохо".