ý

« Назад | Блог | Вперед »

Что такое масленица?

Иван Дементиевский Иван Дементиевский | 14:41, вторник, 28 февраля 2012-28, 14:41

26 февраля в Московской области состоялось традиционное гуляние под названием "Бакшевская Масленица", которое каждый год устраивает клуб "Рождественка". Бакшевской она стала именоваться в честь первого организатора Михаила Бакшевского, и проводится с 1986 года.

Каждый раз выбирается новое место проведения масленицы и до последнего момента оно хранится в секрете. Но узнать его не так уж и сложно. Можно связаться с организаторами, поучаствовать в строительных работах, ну или уже перед самой масленицей, написать на почту письмо. Это делается для того, чтобы не допустить слишком большой приток людей. Были годы, когда везде давалась реклама масленицы, и стало приезжать огромное количество людей: устроители поняли, что не могут справиться с таким нашествием.

Мое знакомство с масленицей случилось в 2005 году, когда один из руководителей клуба попал со мной в туристический поход на севере Карелии. Там мы сплавлялись на байдарках по озерам, жгли вечерами костер, пили чай и общались. От Александра Жучкова я и узнал про масленицу. Но прошло несколько лет, прежде чем я смог воспользоваться этим знакомством и приехать на праздник.
Вернее, сначала на маслострой. Так называется процесс подготовки к масленице. И начинается он с того момента, как выпадет снег. Эта зима выдалась снежной, недостатка в строительном материале не было, недостаток был в руках. Морозы стояли нешуточные, а на продуваемой поляне было и вовсе неуютно. Но люди ехали и - работали. Поляну разделили на участки, у каждого был свой ответственный, а в центре - основная постройка - снежная крепость.
Взятие снежной крепости - это как бы кульминация праздника, после падения бастиона, участники штурма и защитники несут масленицу на постамент, и сжигают, водя хороводы и исполняя песни. Эти обычаи уходят корнями глубоко в прошлое Руси, когда она была еще дохристианской, языческой. Это было обращение к богам, к солнцу, прощание с зимой. Общение с предками и закладывание будущей жизни – это поворотный момент от зимы к лету, от смерти и небытия к жизни. Сейчас мало кто знает все подробности, а, скорее всего, уже никто и не знает. Но старые традиции окончательно не ушли и продолжают жить, хотя бы и в такой измененной форме.
Праздник начинается с того момента, как на поляну приходит первый посетитель. И продолжается до ночи, если кто-то остается сидеть у костров. Большинство старается уехать пораньше.
Я к восьми утра был уже на Комсомольской и обнаружил в зале метро народ с рюкзаками и ковриками - наши! У касс вообще были только охотнки до блинов, не говоря уже про электричку.
Подумалось - надо в следующий раз всем раздать бумажные блины, на стекла лепить. Будет красиво!
Остановка 41-ый км. Качнувшись, электричка разом опустела, зато на перроне ступить было негде. И потянулся народ цепочкой в лес. Вспомнились наши московские пробки. Дорога - одноколейка, никаких объездов, ни поворотов и даже "встречки" нет. Передо мной шла парочка, так они умудрились на ходу достать термос из рюкзака и попить чайку. По пути, ближе к поляне стали попадаться забавные плакаты, а лес стоял красивый, ветви облеплены пушистым снегом, просто сказка!
Уже совсем близко от поляны слышим гул, песни, крики. Там уже "зажигают". Зная тему, я поспешил к лазу. Это наиболее простой способ попасть на масленицу. Надо пролезть в отверстие. На выходе вас ждут добрые молодцы с лопатами, полными снега. Снег попадает в лицо, за шиворот. В общем, там тоже весело.
Но какое в этот раз ребята сделали маленькое отверстие!!! Гады, не предупредили меня... Ладно, я снял фоторюкзак и полез, толкая его перед собой. Вспомнился опыт подмосковных пещер... В двух местах пришлось остановиться и принимать форму туннеля, чтобы пропихнуть тело. В какой-то момент моя голова показалась с той стороны, и сверху тут же посыпался снег. Много снега. Мало? Тогда еще больше снега! Мальчишки старались вовсю - я слышал их смех, им этот спектакль еще не надоел, а тут такой большой дядя еле ползет - удобная жертва.
Откапал рюкзак, протолкнул вперед вместе со снегом. Кто-то даже сжалился надо мной, помог рюкзак вытащить. Над ухом нещадно клацал фотозатвор. "Никон", - рефлекторно отметил я. Найти бы те кадры. Наверно, они прикольные.

В общем, вылез я. Капюшон слетел, шапки не было, без перчаток (боялся замочить). Офигел слегка. Стою, отогреваюсь, но все равно клево! Отогрел пальцы, достал фотоаппарат, поснимал немного таких же, как я.

Сразу на выходе из леса, всех встречал Желтый кот. Но народ сразу же шел к самому веселому на тот момент аттракциону - к столбу, на котором развешаны подарки. Любой, забирайся и бери, что приглянется. Вот только забраться не так просто оказалось. Одежда скользит, приходится раздеваться до трусов. Погода была не самая жестокая, минус 2-5, и небольшой снег. Даже ветра не было, для масленицы идеальные условия!

Пока я бегал у крепости, смотрел, снимал, встретил тьму знакомых. Некоторых не видел по пять и более лет. Вот ведь место встречи у нас - в лесу!
Ближе к 12-ти все, кто будет защищать крепость - команда зимы, укравшая масленицу, собрались у нее. У всех непременный атрибут - каска, у кого-то - маски и очки. Сначала я думал, что это круто и удобно. Сам я взял свою старенькую каякерскую прийоновскую каску. В общем, то, что от главного защищает, а второстепенное - потерпеть можно. Крепость сделали на славу. Никаких полумеров - стена опоясывает весь периметр, а по бокам у нее две башни. Пресса стояла на башнях, они повыше, видно лучше (и снежком попасть легче). По самому центру крепости был сделан лаз вниз. Так мы планировали оттуда бежать. Все бойцы располагались по периметру, и оставался небольшой пятачок для передвижений.
Руководил всем этим парадом Сашка Жучков. Вообще, Сашка, тебе огромное, отдельное спасибо! Хотя, конечно, вы все молодцы.
Сашка раздал всем указания, распорядок и номера. Меня прописали на правую башню, я там с Мишкой и флагом стоял. Еще два фотографа - на левой. Неожиданно было увидеть среди них своего коллегу с весла.ру. Мир невероятно тесен!
Итак, мы все наверху. Я забирался почти последним и сначала не понял, чего это все сидят под стенами. Получил пару снежков и тоже присел. Такое впечатление, что каждый второй из толпы был снайпером.

По сути, штурм был с одной стороны, но это только так кажется. Нападающие были с двух сторон, просто с тыла толпа была не столь многочисленной. Хотя два раза именно с тыла чуть не прорвали оборону! В общем, на тылы я постоянно поглядывал и снимал. Но, конечно же, основные баталии развернулись на парадной стене.

Меня много раз спрашивали: "Ну, как там было?" Однозначно, было нескучно. За себя я не сильно переживал, а за технику... Мой принцип: техника нужна для съемки. Попадание снежка в саму камеру меня особо не волновало, хотя снега летало столько, что иногда буквально продохнуть было невозможно. Вроде уворачиваешься от одного снежка и тут же подставляешся под другой. Несколько раз камеру облепило так, что приходилось пальцем выковыривать отверстие к видоискателю. Я одного боялся, что снежок влепит в объектив и все. Протереть нечем, абсолютно все мокрое. Рюкзак - мокрый. Тряпочка для протирки оптики, я вас умоляю, это ни о чем, тут надо десять простыней. Не раз я видел, как протирают линзы своей одеждой. Это коронный трюк, я знаю, но вся моя одежда тоже была мокрая. А так хочется резкой картинки.

Сашка залез на крепость последним. Мы уже все были под плотным прицельным огнем.
На передовой было особенно жарко. Снег буквально висел в воздухе. И, конечно же, самые прыткие штурмовики сконцентрировались здесь.
Вообще, словить в кадре снежок - это надо постараться. Попробуйте сами выйти вечером и поснимать. В эти минуты снять кадр с летящим снегом было легче легкого. Наоборот, снять так, что бы без снега, это надо было постараться. Наш горнист встал на башню и заиграл победный марш.
В какой-то момент в толпе началось движение. Я выглянул - целая процессия с дядькой на подиуме двигалась в нашу сторону. Я, конечно, поснимал бы процессию и даже начал, но быстро прекратил. Спасибо ребяткам, метко стреляли.
Начался штурм. Сколько раз с тылу подходили, не знаю, спереди, по-моему, раза четыре. Атака не постоянная, она как волна накатывает и, разбившись о стену, отходит назад, чтобы набрать силу и вновь ударить по стене.
Народ подкатывает к основанию стены (там самые крепкие), по нижним взбираются те, кто легче, и так далее, пока волна не достигнет верха стен.
После отражения атаки, когда особо ретивые валятся обратно вниз, толпа на какое-то непродолжительное время отступает, чтобы вновь, набравшись сил, рвануть вперед.
У левой башни часть стены снесли во время нескольких штурмов. И хотя наступление шло по всему периметру, в эту брешь рвались с удвоенной силой. В общем, стало понятно, тут они и войдут.
Первый ворвавшийся в крепость. На самом деле, их было несколько, но остальные еще не прекратили борьбу, а этот парень успел вскочить и дать сигнал, что крепость взята.
Началось ликование. С крепости спустили чучело и понесли к месту сожжения. В крепость стало прибывать народу. Спуститься можно только по лазу, и там вышла заминка. Подумалось в тот момент, что будет здорово, если крепость выдержит всех на нее забравшихся. Но строили на совесть, все обошлось.

Подожгли масленицу.
Вокруг кружились хороводы, люди плясали, пели, потом медленно все стали расходиться по своим интересам. Кто-то пошел тянуть канат, а кому-то было интересно постоять стенка на стенку. Кто-то ушел в лес к костру. Заиграла гитара, над поляной стояла удивительная атмосфера праздника, счастья, тепла и света!

ý iD

ý navigation

ý © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.