Россия: ветераны Второй Мировой
9 мая в День Победы я был в Москве, гулял по городу, проходя один задругим кордоны и металлоискатели на подходах к Красной площади. Былотак много омоновцев и так мало ветеранов, что на меня это соотношениесразу произвело впечатление. Возник вопрос: что сейчас с теми людьми,которые участвовавали в войне? Они умирают один за другим, унося ссобой целый пласт русской истории.
В селе Винницы, расположеном на северо-востоке Ленинградскойобласти, при общей численности населения в три тысячи человек - вживых на данный момент осталось лишь шесть ветеранов ВОВ. С заведующей местным отделением социальной службы, мы заглянули в гости к каждому из них.
Первой, к кому мы зашли, была Угарцева Екатерина Никитична. Ей 87лет, родом с Новгородской области. Во время войны была в Тихвине, наСинявинских болотах. Потом в Крондштадте, Нарве.
В 1951-м приехала в Винницы и с тех пор живёт здесь. ЕкатеринаНикитична сказала, что очень скучает по родине, и хотела бы съездить,но ей уже всё-таки 87.
А в этом домике живёт Чмыхов Фёдор Прокопьевич, ему 85 лет.
Зайдя во двор мы застали его за работой в огороде. Приветливый иочень энергичный, он встретил нас широкой улыбкой.
По профессии шофёр, родом из Воронежской области. Во время войныслужил в армии и был в оккупации. Учился на младшего командира подТамбовом, затем был направлен в запасной стрелковый полк в Кёнигсберг.
По окончании войны работал в автоколонне - помогал отстраиватьЛенинград. Затем был направлен в Винницы и только в 51-мдемибилизовался - отслужил 7 лет в армии после войны.
На родине у себя Фёдор Прокопьевич так и не побывал. Но зато,встретив в Винницах свою любовь, буквально через несколько дней последемобилизации женился и живёт со своей женой в согласии уже шестьдясят лет.
Суровый край, красивейшие места. Заглянули в гости и к БодуновойМатрёне Андреевне, 88 лет.
Родилась неподалёку, в деревне Гогиничи. На фронт ушла молоденькой девченкой, получив повестку из военкомата, работала в хлебопекарне стрелковой дивизии.За всё военное время Матрёна Андреевна дошла до Свири, а больше, к сожалению, ничего не смогла вспомнить…старость.
А вот Спиркову Таисию Васильевну, 86 лет, мы застали в больницепод капельницей.
Родом из Винниц. Когда началась война, пошла с подругой в районныйцентр помогать раненым в госпитале, которых привозили по реке набарже. А потом была работа в госпиталях Мурманска, Рыбинска и Дальнего Востока. По окончании войны вернулась домой к родителям. За свою долгую и трудную жизнь она потеряла всех близких и осталась совершенно одна.
Гуркин Пётр Алексеевич меня, напротив, порадовал своим здоровьем ижеланием жить.
Несмотря на свои 86, он тоже во время нашего визита работал в огороде.
В начале войны был эвакуирован из Винниц в деревню Немжа, а затем,как исполнилось шестнадцать - на военный пункт деревни Шондовичи.
Обучался военному делу, был младшим командиром, в 43-м былотправлен на фронт. В Литве получил ранение.
После выздоравления был второй Белорусский фронт, а затем первыйУкраинский. Пётр Алексеевич прекрасно помнит встречу с американцами на Эльбе, а войну закончил в Берлине.
Семь лет срочной службы - Германия, Венгрия, Австрия. Ушел нафронт в 17, а вернулся в 24 (за ефрейторскую лычку пришлось отслужитьещё год).После войны Пётр Алексеевич получил офицерское звание и былприглашен работать в райком комсомола. В светлое будущее не верит,очень беспокоится за внуков. Самостоятельно ведёт хозяйство,справляясь с любой работой.
Последним нашим собеседником стала Ващенко Мария Ивановна, 86 лет. У неё добротный дом и любящие дети - что ещё можно пожелать старикам.
Родилась в Кисловодске, когда началась война ей было семнадцать.Закончила медкурсы, работала в госпиталях. Мария Ивановна рассказала,как война помотала её по всей России, потом - Белорусия, Польша иГермания. Отлично помнит встречу с союзниками на Эльбе…
Вот и закончилось моё маленькое путешествие к нашим ветеранам.
Глядя на то, как мужики на девятом десятке всё ещё выполняют физическую работу - я задумываюсь, осилил бы я такое? Военная закалка чувствуется во всём. Они заслуживают нашего внимания, но никак не жалости. Пусть этот небольшой репортаж станет данью уважения нашего поколения к этим людям. Дай Бог им встретить ещё не одну весну в своём прекрасном селе.