Ага-Пайрем и легкая грусть марийцев
Марийцы относятся к средним по численности народам России. По данным переписи населения их насчитывается чуть менее 700 тысяч человек. Все мы знаем, что народ имеет свою государственность - Республику Марий Эл. Однако большая группа марийцев - около 30 тысяч человек проживает далеко от своей столицы Йошкар-Олы – на юге Свердловской области. Их предки мигрировали на Урал еще во время правления Ивана Грозного, избегая насильственной христианизации.
Сегодня, спустя столетия давления христианства, потом социализма, марийцы открывают для себя новую страницу – возвращение к истокам. Пока самым большим шагом в этом направлении является проведение праздника Ага-Пайрем, официально именуемого "областным фестивалем марийской культуры".
"Ага-Пайрем" переводится с марийского как "праздник борозды". Как и в прежние времена, праздник проводится после окончания посевных работ.
Прежде во время окончания посевных работ марийскими жрецами (картами) совершались языческие ритуалы – так они вызывали дождь.
Ныне праздник утратил свое религиозное содержание. Однако каждый год Ага-Пайрем начинается с речи главного карта уральских марийцев. Он щедро осыпает всех собравшихся теплыми пожеланиями и, конечно, просит у высших сил хорошего урожая, ведь марийцы, как и сотни лет назад, занимаются земледелием.
Ага-Пайрем – праздник земледельческого цикла, он своего рода аналог татарского и башкирского Сабантуя. Не удивительно, что вместе с марийцами окончанию посевных работ радуются и русские, и татарские, и башкирские крестьяне – все вместе.
На праздник съезжаются как уральские народные ансамбли, так и гости из Марий Эл, которые находятся на особом положении "старших братьев".
Наряды – это гордость марийских женщин, они шьются вручную и надеваются только на праздники. Особенно шикарным считается нагрудник, на котором есть дореволюционные монеты. На некоторых женщинах можно увидеть одеяния, которым больше ста лет, они передаются из поколения в поколение.
Ага-Пайрем - это еще и великолепная возможность, хотя бы раз в году повстречаться со знакомыми, друзьями, родственниками из других, рассыпанных по всему юго-западу области, деревень.
Ранее празднование проходило в священных рощах, теперь же местом проведения выбирается большое поле возле населенного пункта.
Ни для кого не секрет, что деревни не молодеют. Ребята окончив школу, как правило, уже не возвращаются на малую родину. Думается, что этот процесс - самая большая угроза всем народным культурам, ведь жизнь городов строится по другим законам.
Последние годы в марийских деревнях начинают восстанавливаться Дома Культуры. "Вот не было ДК у нас в деревне, разворовали его, растащили в перестройку, и деревня почти умерла. Люди перестали друг с другом общаться, озлобились, даже на Новый год не собирались – негде было. А я вот недавно вернулась в родные места, спустя 20 лет, развелась и вернулась. И девочки меня стали просить стать директором ДК, обрадовались. Спасай нас, говорят, - бери все в свои руки…".
"А че, мы тоже так смогли бы! Все дело в финансовой поддержке. Поддержал бы кто…", - с грустью сказал участник одного из народных ансамблей, когда я завел разговор о втором месте в "Евровидении 2012" удмуртского коллектива "Бурановские бабушки".
Праздник вновь стал отмечаться лишь в двухтысячных годах. Теперь каждый год Ага-Пайрем проводится в разных деревнях Свердловской области.
"В такой день надо отдыхать, а не печься на солнце в костюме. Завидно!", - сокрушался гармонист, его ансамбль был одним из последних в концертной программе.
"Как и все марийские песни, следующая также пропитана легкой грустью…", - объявляла следующий номер женщина в белоснежном платье. Вообще этим состоянием "легкой грусти" окутан весь праздник в целом, необъяснимым, как в день рождения.
Несмотря на сильный отток марийцев из деревень, сегодня появилась надежда на местных фермеров. Они своими силами начинают поднимать с колен заброшенное в перестройку сельское хозяйство. А это значит, что появятся рабочие места, что народ снова вернется к земледелию, что культура и традиции будут потихоньку возрождаться.
(В тексте были допущены две фактические ошибки. Чебоксары вместо Йошкар-Олы были названы столицей Марий Эл. Удмуртский коллектив "Бурановские бабушки" был назван чувашским. Редакция приносит свои извинения.)