Медвежья услуга детям-сиротам
Мало что на свете так надрывает душу, как ребенок, у которого нет семьи. И совершенно понятно, почему. Эта, невыносимо трагическая, ситуация у каждого из нас пробуждает страх быть покинутым и одиноким.
Российские благотворительные организации, помогающие детям-сиротам, достаточно легко находят деньги на эти цели. Люди охотнее расстаются со своими деньгами, если речь идет о сиротах, нежели когда помощь нужна душевно больным, бездомным или старикам.
Государственные монолиты, малый бизнес, иностранные компании, местные и иностранные благотворительные организации и просто люди – от президента до простого человека – все выстраиваются в очередь, чтобы улучшить ситуацию с детьми-сиротами в России.
В этом году на православное Рождество тогдашний президент Дмитрий Медведев вместе с женой посетил детский дом в Ивановской области. Он подарил каждому ребенку по цифровой фотокамере (фотография – его хобби) и пообещал лично проконтролировать, как пройдут ремонтные работы в детском доме.
Крупнейший российский банк – Сбербанк – любит подчеркивать, что оказывает материальную помощь 25% сирот в России.
Одна иностранная благотворительная организация Russian Orphan Opportunity Fund - ROOF (Возможности для детей-сирот) подарила на Новый год полдюжины мешков с мягкими игрушками детям из одного подмосковного детдома. Это, конечно, не масштаб Сбербанка, но таких организаций очень много.
Можно представить себе реакцию детей на мягкие игрушки, на фотоаппараты от Медведева или на щедрые подарки Сбербанка. Улыбки, восторг и десятки моментов для идеальной фотосъемки.
Российские детские дома уже не испытывают жёсткого материального недостатка. Директора детдомов расскажут вам, что часто, особенно под Новый год они просто завалены мягкими игрушками, которые им приходится стерилизовать перед тем, как отдать их детям.
Легко ломающиеся, дорогие электронные игрушки, как правило, не "живут" долго в детдомах. Одна из волонтеров благотворительной организации была в ярости после посещения детского дома в январе, сразу после Нового года: "Как так случилось, что Даня получил в подарок наушники за три тысячи рублей, самую последнюю модель Play station и Kindle? - написала она в своем блоге. - Зачем дарить 8-летнему ребенку такие подарки?"
Такие подарки – не только пустая трата денег. Они затушевывают настоящие проблемы, которые до сих пор существуют в российских детских домах.
В детском доме для физически и умственно отсталых детей-сирот, куда Russian Orphan Opportunity Fund привезла свои мягкие игрушки, всего два психолога на 75 детей - и ни одного специалиста по занятию с умственно отсталыми детьми. Персонала в этом детдоме больше, чем самих сирот, но дети истосковались по индивидуальному вниманию.
Не удивительно, что многие, кто занимается благотворительностью в России, считают, что от материальной помощи в виде дорогих подарков больше ущерба, чем пользы.
Постоянные подарки лишь означают, что дети начинают привыкать к тому, что они получают вещи бесплатно, и зависеть от этого. Они выйдут из детдома с мыслью, что им все должны.
Это своего рода манифест паразитизма, этим детям трудно найти работу, они не знают, как распоряжаться деньгами, и их не научили жить самостоятельно. Им приходится прозябать в бедности.
Интересно отметить, что, согласно статистике, у примерно 80% российских детей-сирот есть родственники.
Как и в любой области филантропии, сам акт пожертвования говорит больше о дающем, чем о принимающем дар. И в случае с детьми-сиротами дарители, спонсоры видят, прежде всего, свое отражение.
"Фотограф-любитель" Дмитрий Медведев думает, что ивановские дети-сироты полюбят фотографировать. Различные религиозные организации, оказывающие помощь детдомам, надеются, что эти дети будут спасены и придут к Богу.
Иные видят оправдание своим дорогим подаркам в улыбках детей, крепко прижимающих к груди мягкие игрушки.
Но такого рода благотворительность лишь откладывает на потом более насущные проблемы детских домов: образовательные, эмоциональные и интеллектуальные потребности детей-сирот. Такой подход также маргинализует менее богатые благотворительные организации, которые занимаются не такой гламурной, но более важной работой, создавая структуры, уменьшающие социальный отрыв детей-сирот от общества, в котором им придется жить.