О здоровье Путина и будущем России
Последние три месяца здоровье президента у всех на слуху. Собственно, в политическом поле на данный момент три основные темы: будет ли Кремль продолжать закручивать или отпускать гайки, "дело Сердюкова" и спина Путина.
Началось с саммита АТЭС во Владивостоке в начале сентября, когда наблюдатели впервые подметили, что глава государства сгибается, распрямляется и садится с некоторым трудом.
Затем последовала отмена ряда зарубежных визитов и наделавшие много шума заявления Александра Лукашенко и чиновников аппарата японского премьера Иосихико Ноды.
3 декабря Путин отправился в однажды уже перенесенную поездку в Турцию, видимо, осознав, что дальше тянуть нельзя. Судя по фотографиям, он и там страдал от боли в спине.
Всю осень Путин руководил страной в основном из резиденции в Ново-Огарево. Люди заговорили про ельцинскую "работу с документами", а объяснения пресс-секретаря Дмитрия Пескова, что патрон всего-навсего потянул мышцу при тренировке, вызвали в памяти рассказы его предшественника Сергея Ястржембского про то, что у президента легкая простуда, но рукопожатие железное.
Понятно, что к услугам Путина лучшие врачи. Если хворь не удается побороть столько времени, значит, дело не в тренировке.
Какая-либо информация отсутствует, но можно предположить, что речь идет о какой-то форме смещения позвоночных дисков или ущемлении нервов, которые практически не лечатся, но жить и работать, в общем, не мешают.
Очевидно, что Путин - не лежачий больной и трудоспособности не утратил. То, что у человека в 60 лет возникли какие-то телесные проблемы, естественно. Удивительно было бы обратное. Ну, не будет больше заниматься спортом - так он президент, а не тренер по фитнесу.
Повышенное внимание к данной теме обусловлено двумя причинами: во-первых, до сих пор пиар Путина во многом строился вокруг образа крутого мачо, во-вторых, информация о его здоровье, как и о его семье, скрывается, что для демократического общества ненормально.
Во вторник российские СМИ сообщили со ссылкой на якобы попавшие в их руки конфиденциальные документы, что кремлевские политтехнологи планируют кардинально сменить имидж шефа: с мачо на умудренного опытом патриарха.
Как это может сказаться на его рейтинге?
С одной стороны, принято считать, что после брежневского бормотания и ельцинских "документов" россияне уделяют особое внимание физической форме своих лидеров. В 2000 году, когда никто не знал, who is Mr Putin и чего от него ждать, говорили: "Слава Богу, хотя бы пришел здоровый и вменяемый человек".
С другой стороны, эпоха Ельцина, а тем более, Брежнева - уже довольно далекое прошлое. Половина населения их и не помнит. Приоритеты и настроения меняются.
Образ патриарха неплохо вписывается в путинскую концепцию стабильности.
Отчасти он способен ослабить протестные настроения. Главной причиной недовольства "рассерженных горожан" была и остается перспектива бесконечного правления одного лица. Даже намек на то, что хотя бы в 2018 году Путин уйдет на заслуженный отдых, успокоит страсти.
Многим политикам и куда более серьезные медицинские и возрастные проблемы не мешали. В конце концов, преодоление себя тоже вызывает уважение.
Президент Венесуэлы Уго Чавес сделал из своей борьбы с онкологическим заболеванием хорошую рекламу. Сторонники получили повод гордиться тем, что их кумир в огне не горит и даже перед лицом недуга думает о стране.
Франклин Рузвельт успешно руководил не только государством, но и мировой войной из инвалидного кресла.
Шарль де Голль стал президентом в 68 лет, а Рональд Рейган - в 69.
Так что может и сработать. Главное, все правильно подать.
Тем не менее, здоровье Путина уже превратилось в фактор российской политики. И не потому, что он не может контролировать ситуацию и выполнять свои обязанности.
Такова особенность всех авторитарных режимов. При сильном лидере окружение знает: надо служить верой и правдой, конфликтов не заводить, коллег и начальство не подсиживать, и тебе будет хорошо. При малейшем проявлении слабости, даже кажущейся, политические игроки задумываются, а что будет после него, и принимаются вести каждый свою игру.
Именно в этом контексте, по практически единодушной оценке экспертов, надо рассматривать "дело Сердюкова".
В недавней беседе на "Эхе Москвы" обозреватель Юлия Латынина обратила внимание на немаловажное обстоятельство: до сих пор политика Путина заключалась в том, что он - единственный судья и арбитр для своего окружения, конфликты в публичной сфере не решаются, попытки вынести сор из избы наказываются независимо от того, прав человек или неправ.
Много мы знаем о подоплеках отставок генпрокурора Владимира Устинова или главы наркоконтроля Виктора Черкесова? Одни темные слухи. А тут громкие заявления, разоблачительные телерепортажи. Юрий Лужков с его НТВ-шным "Делом в кепке" не в счет - он и не был человеком путинской команды.
Аналитик, обычно хорошо осведомленный о тайнах кремлевского двора, недоумевает, что случилось на этот раз.
Пиар-эффект от истории с "Рособоронсервисом" неоднозначен.
Конечно, антикоррупционные меры всегда популярны. От Путина на третьем сроке заждались каких-то позитивных действий, а не только борьбы с оппозицией за власть ради самой власти. По мнению многих, правоохранительным органам давно пора показать, что они не только к Гудкову и Навальному цепляться умеют, но и своих прищучить, если есть за что.
При этом скандал усиливает недоверие к путинской команде и правящей бюрократии как классу. По данным опросов, примерно две трети россиян одобряют отставку Сердюкова по принципу "хоть одного сняли, и на том спасибо", и те же две трети уверены, что дело не в искреннем желании искоренить коррупцию, а в пиаре, борьбе за власть и контроль над финансовыми потоками.
Еще больше подлило масла в огонь явно неудачное заявление бывшего вице-премьера, ныне главы кремлевской администрации Сергея Иванова, что он-де еще в 2010 году знал о злоупотреблениях в "Рособоронсервисе", но молчал. Хорошая позиция, нечего сказать!
Если бы Путин был недоволен работой Сердюкова, он убрал бы его незаметно в ходе недавнего формирования правительства. По данным осведомленных источников, сам Сердюков за кресло особо не держался, будучи не прочь уйти в бизнес.
Большинство экспертов полагают, что "дело Сердюкова" Путину навязано.
Кем? Кто способен диктовать всесильному президенту свою волю?
Как утверждают СМИ, в деле были заинтересованы старый друг Путина, глава холдинга "Ростехнологии" Сергей Чемезов и вице-премьер Дмитрий Рогозин, имевшие с экс-министром конфликт интересов по поводу использования оборонного бюджета, а еще больше - российские силовики.
Тем всегда выгодна атмосфера борьбы, неважно, с кем. Это усиливает страх перед ними и повышает их политический вес.
Зато гражданской части элиты не улыбается жизнь в условиях личной нестабильности, когда судьба каждого "целиком в руках органов".
Силовики, судя по всему, давят на Путина и гнут свою линию. Остальные, по словам политолога Игоря Бунина, "теперь вообще не поймут, как жить дальше".
Президент занимает позицию "и нашим, и вашим". Уволив Сердюкова, назначил на его место не Рогозина или Чемезова, а нейтральную фигуру в лице Сергея Шойгу, и вскоре вступился за экс-министра, заявив, что "у нас не 37-й год". Эксперты считают репрессии в отношении Сердюкова крайне маловероятными. Скорее всего, считают они, дело будет постепенно спущено на тормозах или закончится осуждением второстепенных лиц.
Схватка за власть обостряется, а Путину невыгодно делать однозначную ставку на ту или другую группу. Либералы будут вести дело к диалогу с гражданским обществом, демонополизации экономики и, в конечном счете, к его уходу. Силовики превратят в свою марионетку и втянут в еще больший конфликт со значительной частью элиты, бизнесом, оппозиционно настроенными гражданами и внешним миром. Это в жизни сидеть на двух стульях неудобно, а в политике в этом зачастую и состоит мудрость.
В эпицентре борьбы оказался пост премьер-министра. При сильном президенте он в России техническая фигура, а при больном и слабом - официальный преемник.
Невооруженным глазом видно, что и либералы, и консерваторы буквально выталкивают в спину Дмитрия Медведева, лоббируя, соответственно, Алексея Кудрина и Дмитрия Рогозина.
Путину Медведев удобен во всех отношениях, но на преемника, по практически единодушному мнению, не тянет: непопулярен и характером слабоват.
Позволю себе высказать мое скромное мнение: судьба Медведева - индикатор настроений Путина. Если его отправят в отставку, значит, Путин задумался об уходе. Остается на месте - значит, ничего и не случится.
Поговаривают о возможном будущем президентстве Сергея Шойгу: не связан ни с той, ни с другой группировкой, не замешан в скандалах, достаточно популярен, эффективный управленец с волевыми качествами.
Болезнь Путина сама по себе не препятствует ему руководить, как минимум, до 2018 года, но служит поводом задуматься об уходе, который неизбежен.
В демократических странах процесс смены лидеров отработан и не ведет к потрясениям и риску, как в плане общественном, так и в плане личном. В системе, которую построил Путин, слишком многое держится на одном человеке.
Легко оппозиционерам скандировать: "Россия без Путина!". А поставьте себя на его место. Кому передать страну? Кто обеспечит баланс внутри элиты и спокойную старость, не зайдет слишком далеко ни вправо, ни влево, силен и одновременно предсказуем?
Есть мнение, разумеется, не бесспорное, что Путин и сейчас был бы не прочь пожить для себя, и в Кремль вернулся, главным образом, потому, что пока не нашел такого человека.
Вероятно, ближайшие годы для Путина не будут легкими, и его главные проблемы исходят отнюдь не с Болотной площади. Придется ему собраться с силами и, несмотря на боль в спине, попытаться пройти между Сциллой и Харибдой.