ý

« Назад | Блог | Вперед »

О "Любви" Ханеке и любви в жизни

Игорь Глушенков, Самара Игорь Глушенков, Самара | 14:01, понедельник, 25 марта 2013-25, 14:01

В начале весны нам особенно хочется тепла, понимания, любви. Хотя не все, думаю, могут объяснить: что такое любовь лично для них? У каждого свое представление об этом чувстве и о его проявлениях. Может, так и лучше? К чему объяснять всем то, что тебе дорого и поддерживает в жизни?

Еще одно проявление этого высокого чувства увидел я недавно в фильме Михаэля Ханеке "Любовь".

Пожилая пара преподавателей музыки ведет размеренный образ жизни на пенсии. Ходят по концертам своих учеников, обсуждают новости из газет, вспоминают прошлое.

Судя по всему, они были хорошими преподавателями. Среди их учеников есть известные музыканты. Наши пенсионеры живут в просторной квартире в Париже. И живут в ней давно, обособленно. Стараются никого не впускать в свой мир. Даже единственная дочь не может заехать к ним без предупреждения.

Порядок вещей не смог нарушить даже неожиданный инсульт героини фильма Анны (ее тонко, изящно играет Эммануэль Рива ). Муж Анны, Жорж (неожиданная роль Жан-Луи Трентиньяна), берет на себя заботу о жене целиком, чтобы никто не мешал им быть вдвоем.

Супруги продолжают вести разговоры об искусстве и последних новостях, вместе слушают музыку на плеере и упорно делают укрепляющие упражнения Анне. Постепенно приходит осознание, что ее болезнь надолго, если не навсегда. Что Анна уже никогда не сможет сесть за свой рояль. У нее парализована правая половина тела.

Разве можно придумать наказание для музыканта страшнее, чем потеря способности играть?

У Анны возникают мысли о скорейшей смерти, чтобы не мучить ни себя, ни мужа. Она перестает читать, слушать музыку, отказывается следить за собой….Такое напряжение приводит ее ко второму, более тяжелому инсульту.

После него героиня уже не встает с постели. Речь ее становится день ото дня неразборчивее, взгляд безумнее. В конце фильма будто током пронзает, когда видишь бледное, все в глубоких морщинах, измученное лицо глубокой старухи.

В глазах Анны появляются отблески сознания лишь тогда, когда Жорж пытается ее покормить. Она не хочет принимать пищу и воду. Она по-прежнему хочет умереть, освободить от себя мужа. Такая у нее любовь к нему. Можно соглашаться с подобным проявлением чувств, можно не соглашаться, но игнорировать их нельзя.

Жорж тоже полностью погружается в болезнь жены. Пытается ее покормить, меняет подгузники, разговаривает с ней. Весь день его заполнен только этими заботами. У него в руках давно не видно книг и газет. Он потерял счет времени, и мы вместе с ним уже не знаем, как долго лежит Анна: несколько недель или несколько месяцев?

Для Жоржа главное, чтобы жена страдала как можно меньше. Он все готов сделать для этого. Увольняет грубых, как ему кажется, сиделок Анны. Бежит на каждый ее стон. Не хочет пускать к ней дочь. Даже музыку ему больно слышать, она напоминает о прекрасном прошлом с Анной.

В конце концов, Жорж остается один на один со своим горем. Оно его раздавило. Растеряно он бродит по вдруг ставшей громадной и неуютной квартире. Начинает бессмысленную ловлю случайно залетевшего в окно голубя. Ведет дневник.

Но это мало ему помогает забыть о проблемах. И в конце фильма он делает нелегкий выбор.

Наверное, многие из нас смогут вспомнить подобные случаи со своими родственниками, соседями, пусть и не с таким трагическим финалом. Этим и привлекает фильм Михаэля Ханеке, что почти все реалии в нем узнаваемы. Точно и тонко передана скорость превращения элегантной пожилой пары в двух глубоких, неприглядных стариков после инсульта героини.

Фильм рассказывает о том, о чем все знают, но почему-то не говорят широко. О том, как человек остается в одиночестве, сбившись с общего ритма по своей вине или нет. Как он медленно деградирует, не имея контактов с обществом. Бессильна тут порой и большая любовь.

Шесть миллионов людей в мире каждый год переносят инсульт. Только десять процентов из них полностью выздоравливают. Около сорока процентов – нуждаются в постоянном медицинском уходе.

Смотрел этот фильм и вспоминал знакомых пенсионеров. Когда силы начинали их покидать, они твердили одно: "Если хватит удар, только чтобы не лежать долго". Они, увы, хорошо знали об отношении у нас к пациентам после инсульта. Да и сейчас специальную кровать для такого больного часто нужно выбивать с боем, не говоря уж о лекарствах.

Помню и несколько чудес исцеления после легких и средней тяжести инсультов. Близкие в этих семьях не стали менять своего отношения к заболевшему родственнику, в меру его сил нагружали домашними делами, к нему по-прежнему приходили друзья. Вокруг него создавалась здоровая атмосфера, заставлявшая человека развиваться, ставить себе цели. Но это требовало много терпения и искренней любви окружающих. Без них, в одиночку, бывает очень трудно бороться с недугом.

Инсульт – беда нашего времени. На его лечение уходят миллиарды долларов в год во всем мире. Несмотря на все достижения науки, медики так и не научились его излечивать. Они способны лишь поддерживать организм больного в приемлемом состоянии, да и то не всегда.

Не лучше ли нам постараться убрать из нашей жизни причины болезни: стрессы, обиды, погоню за пустым успехом? И если уж не любить друг друга, то стать чуточку внимательнее, добрее к ближнему? Подобные вопросы мне тоже навеял фильм Ханеке.

ý iD

ý navigation

ý © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.