Об инициативе Кадырова и выборах в Жуковском
Хочу прокомментировать два события: призыв президента Чечни Рамзана Кадырова запретить отставным политикам и чиновникам ездить за границу и выборы мэра в подмосковном Жуковском.
Видимо, полностью наведя порядок и решив все проблемы у себя в Чечне, Рамзан Ахматович не в первый раз выступает с идеями, касающимися всей России.
В августе 2009 года он выразил желание сделать Владимира Путина пожизненным президентом, а в июле 2010-го - пожизненно же лишать прав за единственный случай нетрезвого управления автомобилем.
Комментаторы вопрошали, почему бы не пойти дальше и не провозгласить Путина сразу самодержавным царем, а непутевых водителей не расстреливать прямо на обочине?
Как говорил управдом Бунша в комедии Гайдая, "меня начинают терзать смутные подозрения", что Кадыровым движет зависть: его-то в приличных местах, мягко выражаясь, не привечают, так пусть никто не ездит!
Сам глава чеченской администрации объяснил свое предложение тем, что бывшие чиновники высокого ранга являются обладателями "информации стратегического значения".
В частности, он назвал имена покойного Бориса Березовского, Михаила Горбачева, Бориса Немцова, Юрия Лужкова, Алексея Кудрина.
Законодательство содержит четкое определение государственной тайны. И соответствующий гриф имеется, и подписка о неразглашении, и ограничения для некоторых категорий граждан.
Но, Бога ради, какой "стратегической информацией", кроме сплетен об околокремлевских интригах тысяч девятьсот лохматых годов, обладал Березовский? Какие секреты может раскрыть Горбачев, двадцать с лишним лет назад оставивший пост президента несуществующего ныне государства?
Какими военными тайнами владел московский мэр? О количестве выбоин на МКАД?
Разъясняя идею шефа, его пресс-секретарь Альви Каримов не скрыл, что Кадырова волнует не столько сохранность гостайн, сколько то, что высокопоставленные отставники за границей критикуют Путина и тем самым, по его мнению, вредят имиджу страны.
Вот, оказывается, где "собака порылась", как говорил мой сын в возрасте трех лет!
Как в посвященной Евгению Евтушенко басне-доносе Сергея Михалкова: "Пожалуй, за границу не стоит посылать подобную синицу!"
Хочу посоветовать Рамзану Ахматовичу не останавливаться на полпути. А давайте вообще запретим критиковать Путина! Не только экс-випам, а всем гражданам! Не только за границей, но и дома! То-то настанет благодать!
Одного он, мне кажется, не додумал. Что, если Владимир Владимирович сам когда-нибудь уйдет на пенсию? Его тоже того… невыездным объявим?
А если серьезно, то ничто не портит имидж России так, как завинчивание гаек и подавление свободы. И наоборот, сам факт, что люди могут ездить куда хотят и говорить, что думают, имидж России укрепляет, демонстрируя миру, что она не совсем пропащая.
Когда национальная элита ориентирована на "забугорье", это, несомненно, плохо. Это признак страны "третьего мира".
Но решать проблему надо не так. На мой взгляд, это повод проанализировать, что, собственно, не устраивает многих граждан, в том числе, самых способных и активных, и скорректировать политику.
Открою страшную "стратегическую тайну": чем больше насиловать людей, тем больше будет "агентов чужого влияния".
"Вы же не можете представить себе, чтобы Клинтон, Блэр, Саркози или Тэтчер обосновались бы в Тегеране и там бы ежедневно общались с местными ведомствами и оттуда бы вещали на весь мир о стране, в которой работали", - возмущался Альви Каримов.
Если бы Блэр или Саркози вдруг захотели обосноваться в Тегеране, никто бы им этого не запретил. У них самих не возникает такого желания, вот в чем "фишка"!
Помните рассказ Конан-Дойля, в котором Холмс после "гибели" в Альпах возвращается в Лондон и рассказывает Ватсону свою одиссею? "Побывал с коротким, но содержательным визитом у калифа в Хартуме. Отчет об этом был своевременно представлен мною в министерство иностранных дел".
Когда я прочитал это в первый раз, то немедленно подумал: а с какой стати Холмс потратил время и силы? Он не находился на государственной службе, путешествовал по личной надобности и за свои деньги. Я вот никому ничего писать бы не стал!
Британскому джентльмену, свободному, наделенному неотчуждаемыми правами, исполненному чувства собственного достоинства, казалось чем-то само собой разумеющимся бескорыстно помочь своему правительству.
Так и вижу Холмса в паршивом номере аденской или каирской гостиницы. Ночь, дикая духота, потому что кондиционеров еще не изобрели, а он скрипит пером при свете керосиновой лампы.
В России отношения между властью и гражданами, особенно мыслящими и независимыми, испокон века строятся уродливо.
Я бы не стал отчитываться, мне бы сказали: "Ах, так? Больше за границу не выпустим!", я бы постарался отписаться как можно формальнее и хуже, и укрепился бы в нелюбви к государству, и с удовольствием напакостил ему при первой возможности сделать это безнаказанно. По крайней мере, добровольно пальцем о палец для него не ударил бы.
Это изменится, только когда с людьми начнут обращаться в духе мудрой притчи о ветре и солнце.
Порой можно услышать, что не худо бы нам поучиться у американцев патриотическому воспитанию. Там граждане у своих домов каждый день флаг поднимают и опускают, и дети в школах перед началом занятий гимн хором поют.
Во-первых, так делают далеко не все. Во-вторых, и это главное, их патриотизм имеет другую природу.
Американец гордится не авианосцами и "шаттлами", не державой, которую "все уважают и боятся", не лидером, посылающим всех подальше, а личной свободой и благополучием. Он благодарен стране за предоставленные возможности. Он искренне полагает, что Америка - лучшее в мире место для жизни, что родиться в ней - большая удача, как в средние века родиться дворянином.
А кто так не думает, тот не является ура-патриотом, критикует американские ценности, образ жизни и правителей, как кинорежиссер Майкл Мур или философ Ноам Хомски, и это тоже не делает его гражданином второго сорта.
В разгар войны во Вьетнаме ее противники не только демонстрации у Капитолия устраивали, но и ездили во вражескую столицу Ханой морально поддерживать противника и ругать собственное правительство и армию. Никто их по возвращении не репрессировал и не делал на будущее невыездными. Даже вопрос, "сколько вам заплатили", не возникал.
Российской власти надо не сочинять новые и новые запреты, а постараться сделать Россию "демократической страной, лучшей в мире для талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан". Эти бы слова Дмитрия Медведева, да Богу в уши!
Теперь - буквально несколько слов о выборах в Жуковском.
Там, как известно, победил единоросс Андрей Войтюк. Набрал 36,7% голосов, но на выборах мэров второй тур не предусмотрен.
Кое-кто откликнулся в том духе, что у оппозиции опять ничего не вышло, так что пора бы ей понять тщету своих усилий и перестать рыпаться.
Стакан можно видеть наполовину пустым, или наполовину полным.
Во-первых, победитель предпочел баллотироваться как независимый самовыдвиженец. Если правящая партия сознает, что ассоциировать себя с ней невыгодно - это приговор.
Во-вторых, он - человек новый, прежнему мэру в начале года посоветовали на выборах не светиться. Если бы хоть в такой форме выдерживался принцип сменяемости власти, и то было бы изрядно.
И, наконец, второе место с 27,6% голосов занял представитель "Гражданской платформы" Михаила Прохорова Игорь Новиков.
Для российских либералов это грандиозное достижение!
Представьте, что четверть думских мандатов принадлежит демократической оппозиции, или Владимир Путин стал президентом во втором туре, в который вышел с Прохоровым. Да мы жили бы в другой стране!
Борис Немцов получил на выборах мэра Сочи около 13 процентов, Евгения Чирикова на выборах мэра Химок - порядка 17, теперь уже 27. А к следующему большому избирательному циклу то ли еще будет!