О шутке Ивана Урганта
Некоторое время назад я поднял тему убийственной серьезности в блоге о Бараке Обаме и техасском прокуроре. На днях произошло событие, доказывающее, что явление достигло и родных пределов.
Российский шоумен Иван Ургант во время телепрограммы "Смак" (если кто не знает, там участники на глазах у зрителей готовят свои любимые блюда, обмениваясь при этом шутками) сказал, что порубил зелень, "как красный комиссар жителей украинской деревни".
На мой взгляд, не очень остроумно. Почему именно украинской, а не тамбовской или сибирской? И вообще, страдания и смерть - плохая тема для юмора. Тем, кого рубили шашками, наверное, было не до смеха.
Хотя несколько лет назад я был на экскурсии в лондонском Тауэре, где гид-бифитер рассказывал о знаменитых узниках, заканчивая каждую историю фразой: "А потом его (ее) повели на казнь".
Поскольку он повторял одни и те же слова с совершенно одинаковой интонацией, экскурсанты (британцы и американцы) через какое-то время начали в ответ хихикать.
Сперва их поведение показалось мне возмутительной черствостью. А потом я подумал, что это, возможно, признак исторического выздоровления, можно и так взглянуть на вещи. Смеясь, человечество расстается с прошлым.
Для евреев кощунственно легкомысленное отношение к Холокосту, для русских - к сталинскому террору, потому что у каждого второго родные дедушки и бабушки погибли, либо натерпелись страха. А тауэрские казни происходили 500 лет назад, и англосаксам уже не больно. Ну, жили какие-то средневековые тираны, а еще раньше - волосатые троглодиты с дубинами, и что? Как в известном анекдоте: "Все это было давно, и неправда".
Ургант извинился, правда, в свойственной ему манере: сказал, что из уважения к Украине впредь будет готовить исключительно борщ, вареники и галушки, а ребенка, если он у него родится, назовет Богданом.
Те, кому шутка не понравилась, имели полное право высказать Урганту свое "фэ". Слава Богу, есть интернет.
Но вопрос поднялся на государственную высоту.
МИД Украины выступил с официальным заявлением по поводу "некорректных высказываний телеведущего, которые резко диссонируют с высоким уровнем стратегического партнерства между Украиной и Российской Федерацией". Штиль-то какой!
Заканчивается документ призывом к оргвыводам: "Министерство довело до сведения российской стороны свою обеспокоенность и требует от Первого канала дать положенную оценку этому инциденту". Ну, что, товарищи, будем решать! Снимем с работы, или выговором с занесением ограничимся?
Председатель комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации Николай Томенко и глава редакционного совета украинского телеканала TVI Николай Княжецкий выразили возмущение тем, что Ургант подвизается и на украинском телевидении, деньги у нас, понимаешь, зарабатывает! Аргумент ровно тот же, что у российских депутатов в отношении Владимира Познера.
Может, пусть украинские зрители сами решают, кого хотят видеть в эфире? Если они действительно обиделись на Урганта, рейтинги программ с его участием упадут, и руководство телеканалов само от его услуг откажется?
Юмор - признак свободного и здорового общества. А врагов у него два: диктатура и политкорректность.
Программа "Смак" по своей природе - треп и стеб. Не парламентская трибуна и даже не политическое ток-шоу. В одном из предыдущих выпусков Ургант сыпал какую-то порошкообразную приправу и назвал это "бурей в пустыне". Что, власти США и Ирака тоже должны были возмутиться?
Ургант - не государственный человек. Он, не в обиду ему будь сказано, шут, а с шута какой спрос?
Ильф и Петров сочувствовали Авессалому Изнуренкову, от которого ежедневно требовалось "сказать что-нибудь смешное и при этом общественно полезное по поводу неправильной тарификации грузов малой скорости".
Александр Ширвиндт и Михаил Державин, несмотря на громадный опыт, слегка растерялись, когда их привезли в Центр управления полетами, вывели на связь с космонавтами и сказали: "В вашем распоряжении десять минут, потом станция уйдет за горизонт. Шутите!".
Если смешить - профессия, то не могут все шутки быть одинаково удачными. Да Ургант столько снимается и выступает, что не всегда имеет время подумать, что говорит, и относиться к его словам надо соответственно.
При этом в каждой шутке чаще всего есть доля правды, и без шутов скучно. А самый верный способ выставить себя на посмешище - надувать щеки.
Чрезмерная обидчивость - признак плохо скрываемых комплексов. Наполеон не сомневался в собственном величии и собирал карикатуры на себя. А пьяницы без конца пристают ко всем: "Ты меня уважаешь?".
Неохота оказаться в обществе, где все, сказанное в юмористической передаче или на концерте, должно пройти предварительную цензуру, и вообще ничего нельзя сказать, не проконсультировавшись с юристами и пиар-менеджерами.