О государственном и частном
В ходе разговора о наследии Маргарет Тэтчер один читатель поставил покойному премьеру в вину так называемое "дело BAE Systems" - заключенную при ее активном содействии гигантскую сделку по продаже британским аэрокосмическим концерном боевых самолетов Саудовской Аравии.
Позднее СМИ утверждали, что BAE Systems якобы "подмазывал" членов саудовской королевской семьи. Расследование было приостановлено уже при Тони Блэре и, после серии судебных процессов, в 2010 году прекращено окончательно.
"Вердикт прокурора был очень примечательным - фирма поступила нехорошо, но ее преследование противоречит национальным интересам и безопасности Великобритании. Вот и вся ваша прозрачность, честность и отсутствие коррупции на Западе. А началось все с г-жи Тэтчер", - возмущается читатель.
Ну, во-первых, не с нее началось, и, боюсь, не на нас закончится. Коррупция была и в Древнем Риме, да еще какая, и вряд ли кому-нибудь удастся побороть ее полностью. Разница в масштабе.
Во-вторых, даже если Тэтчер знала о сомнительных нюансах сделки и закрывала на них глаза, что не доказано, то пеклась не о личной выгоде.
В-третьих, святое дело перевоспитания BAE Systems подхватили Соединенные Штаты. Компания пошла на соглашение и заплатила 400 миллионов долларов штрафа за "недобросовестное поведение", хотя факт дачи взяток юридически не подтвержден. Так что не надо порицать какой-то собирательный безликий "Запад". За каждую фирму и каждого прокурора весь Запад не ответчик.
В-четвертых, прокурор сказал сущую правду. Эр-Рияд грозил не только разрывом контрактов, но и прекращением сотрудничества в борьбе с террором, что могло поставить под угрозу жизни британских граждан.
В-пятых, каждая страна полностью отвечает за то, что творится у нее дома, а иностранных партнеров вынуждена принимать такими, какие есть. Кое-кто считает, что и с "режимом Путина" торговать аморально.
Ну, полез бы BAE Systems на принципиальную высоту, контракт, принесший британской экономике 43 миллиарда долларов и пять тысяч рабочих мест, уплыл бы к более сговорчивым конкурентам, а исправлению местных нравов это все равно ничем бы не помогло.
Меня эта история наводит на другие мысли. Она лишний раз доказывает, что главный рассадник коррупции - государство, особенно авторитарное. Да и в демократических правовых обществах потенциально наиболее коррупционны государственный сектор, государственные проекты и государственные закупки, в частности, военные. Именно с ними связано подавляющее большинство скандалов.
Перенесемся теперь в Россию, взглянем на "дело Навального".
Многие считают его от начала до конца политическим и высосанным из пальца.
Но даже если признать вместе со следствием, что Навальный, будучи общественным советником губернатора без властных полномочий и права финансовой подписи, "убедил" директора государственного предприятия "Кировлес" продавать продукцию по заниженным ценам - это как понимать?
Попробовал бы кто-нибудь "убедить" частника торговать в убыток! А с государственным предприятием действительно варианты могут быть любыми.
Жаль, что у Анатолия Чубайса в свое время не дошли руки до этого "Кировлеса", а то и проблем не было бы.
Хотите иметь эффективную экономику и относительно честное общество - приватизируйте все, что можно, во всех областях жизни делайте ставку на личную инициативу и личный интерес, по выражению Александра Радищева, "вольность частную".
Предпринимателями движет не альтруизм, а прибыль. Но получить прибыль можно, только удовлетворяя наши всевозрастающие потребности, чем они и занимаются с невероятной энергией и фантазией. Могут, конечно, попытаться смухлевать, скажем, подсунуть под видом высококачественной говядины конину, но это частности, перегибы на местах, с которыми бороться сравнительно несложно.
Для бюрократии главное - власть, а о наших потребностях она беспокоится лишь постольку, поскольку это необходимо, чтобы народ не взбунтовался.
Вроде бы, налоги - просто плата за оказываемые гражданам услуги.
Но на коммерческом рынке клиент, как известно, всегда прав. Он решает, какие услуги ему нужны, а какие нет, и выбирает поставщиков по цене и качеству.
Государство ни с кем не конкурирует и не торгуется, а дерет с нас в бесспорном порядке им же установленную сумму, тратит ее, как находит нужным, и в дискуссию по этому поводу не вступает.
У меня есть давняя мечта: чтобы можно было каждый год писать заявление, на что я желаю направить мои налоги. На здравоохранение, образование и космос мне не жалко, а на содержание Следственного комитета ни гроша не дал бы.
Отчего же большинству россиян слова "государство" и "государственный" греют душу? И на Западе национализация представляется многим благим и прогрессивным делом?
"Отцы родные" хотя бы на словах признают обязанность заботиться о народе. Делают это плохо, слишком много гребут под себя, командуют и воспитывают, но можно поторговаться, поныть, глядишь, что-нибудь перепадет.
Частник бесплатно ничего не делает. По Адаму Смиту: "Когда мы хотим пообедать, то обращаемся не к человеколюбию, а к корысти мясника, булочника и пивовара, и говорим им не о нашей нужде, а об их выгоде". Кормят вкусно и сытно, в жизнь и в душу к нам не лезут, но все равно несимпатичны.
Что ж, не нравится мир чистогана - пожалуйте в мир, где правит сила. Не по душе, что все продается и покупается - берите, что дают.