ý

Архив 2010-09

В СССР "не было инвалидов"

Валентина Плотникова, Самара Валентина Плотникова, Самара | 11:13, понедельник, 27 сентября

Комментарии (4)

Незаметно подошло к концу это жаркое и неспокойное лето, пролетело 1 сентября с нарядными детьми, идущими в школу. Кто-то пошел в первый класс, кто-то в последний. Кто-то остался учиться дома, но не потому, что так хотел. Просто по-другому пока нельзя.

Сейчас ведется много разговоров об инклюзивном образовании детей с инвалидностью, т.е. обучении в школе со здоровыми детьми. Разрабатываются проекты, готовят школы, учителей. Заручаются согласием родителей. В нашем городе организация инвалидов даже проводила мастер-классы по совместному обучению детей.

Наверное, для кого-то это хорошо и приемлемо, но не ново. Всегда можно было учиться в обычной школе всем, кто мог до нее дойти. Я не могла...

В трехлетнем возрасте, после эпидемии полиомиелита, ходить я перестала. Первые четыре класса я проучилась в санатории. Колясок в то время не было, и все обучение происходило лежа на кровати. Мою первую учительницу звали Людмила Николаевна. В палате нас лежало человек 15, все разного возраста, ей приходилось подходить к каждому, чтобы объяснить материал и проверить заданное "на дом". Схалтурить было нельзя.

К концу четвертого класса стараниями врачей и своими, я стала передвигаться с помощью костылей, но к этому времени лечение и пребывание в детском санатории в связи с возрастом уже заканчивалось. Перед моей мамой встал вопрос, что делать со мной дальше, оставить ли дома на домашнем обучении или найти подходящий интернат.

Мама воспитывала нас с братом одна, и, соответственно, ей приходилось работать. А поскольку в нашу самостоятельность она не верила, то решение приняла в пользу интерната.

В то далекое советское время в СССР "не было инвалидов" и, увы, не в каждом городе было хотя бы одно заведение для них, где можно было бы продолжить обучение. В органах здравоохранения маме выдали для меня путевку в интернат, который находился в Саратовской области.

Мне было 11, уезжать далеко и надолго не очень хотелось, но вопрос был решенный. Так я оказалась в районном поселке под названием Базарный Карабулак. Местность была сельская, отдаленная от города, добираться было сложно и тяжело.

Интернат оказался одноэтажным кирпичным зданием с минимальным количеством удобств. Однако в детстве на такие мелочи, как, например, отсутствие горячей воды, внимания не обращаешь. Зато не было преград в виде лестниц, и можно было самостоятельно передвигаться по всему зданию.

По собравшимся там детям можно было изучать географию Советского Союза. Все мы были с заболеванием опорно-двигательного аппарата, кто-то после перенесенного полиомиелита, кто-то с ДЦП, некоторые после травм. Многие могли передвигаться только на колясках.

Опыт проживания в коллективе у меня был, и через небольшое время я адаптировалась на новом месте. В комнате нас проживало десять человек,учились мы тоже вместе,только в классе у нас было еще несколько мальчиков. Занимались мы по обычной школьной программе.

Наверное, у каждого были свои любимые предметы и любимые учителя, но все мы с удовольствием слушали учительницу литературы, Юлию Ивановну, которая в лицах изображала героев Гоголя. Почему-то это запомнилось особенно.

Учились играть на музыкальных инструментах. Девочки, в основном, (и я в том числе) на баянах, а мальчики на гитарах. Почти все занимались фотографией, умели проявлять и печатать. У меня до сих пор сохранились эти старенькие любительские снимки.

С помощью воспитателей (некоторые были не намного старше нас) готовились к праздникам. На Новый год своими силами шили костюмы и наряжали елку, летом нас вывозили на пикник, даже самых тяжело больных детей. Влюблялись, конфликтовали, бойкотировали нелюбимых воспитателей и подбрасывали им в сумки лягушек.

Скучали по родителям и писали письма домой. Конечно, иногда угнетал избыток общения, свободное время, которое нечем было заполнить. Отвыкание от близких в подобной ситуации происходит неизбежно, и в этом, на мой взгляд, самый большой минус этих учреждений. Но именно там меня научили самостоятельности и ответственности и помогли поверить в собственные силы. Я не испытываю ностальгии по тому времени, и мне бы не хотелось туда вернуться, но своих учителей и одноклассников я помню до сих пор.

Возвращаясь к разговору об инклюзивном образовании, нисколько не умаляя всех достоинств этого проекта, задаюсь вопросом: у многих ли родителей найдется столько сил и возможностей, чтобы ежедневно, преодолевая все препятствия в виде ступенек, лифтов и т.д., транспортировать свое любимое чадо в школу, какой бы приспособленной она не была? Не знаю.

А я с теплом и благодарностью вспоминаю всех, кто окружал меня в то время, "когда деревья были большими". С появлением интернета через социальные сети я пытаюсь найти своих одноклассников, пока безуспешно.

Что-то неладно в шведском королевстве...

Еще одним эффективным средством борьбы с избытком свободного времени могут служить виртуальные путешествия. Попалась на глаза статья о гражданине Швеции, "претендующем" на самый крупный в истории штраф за превышение скорости. Надышавшись в Швейцарии воздухом свободы, он выжал из своего "мерса" на 170 км/ч больше разрешенных 120-ти. Интересно, что побудило жителя Скандинавии, прибалта, в сущности, которые знамениты своей степенной неспешностью, перемещаться в пространстве с такой неестественной скоростью? Похоже на эмоциональный взрыв после долго сдерживаемого раздражения.

Ощутив в шведе родственную душу и одновременно "исследовательский зуд", я решил "заглянуть" в Швецию и попытаться выяснить, что там "не так". Пришлось попотеть, разгребая горы позитивных публикаций об этой стране. Для начала придерусь к запрету на курение в общественных местах. Известно, что заядлые курильщики болезненно реагируют на ущемление своих интересов. В Швеции многие из них вынуждены пользоваться снюсом и ходить с нелепо оттопыренной губой. Изначально это была смесь из нюхательного табака с добавлением соли и воды. Шарики из нее (или готовые подушечки) закладываются под верхнюю губу, и вожделенный никотин всасывается в кровь через десны. Говорят, что снюс намного крепче сигарет, которые в Швеции чрезмерно дорогие (как и алкоголь), что он спасает легкие курильщиков от ядовитых смол, зубы от кариеса, а окружающих от самих курильщиков.

Из статей наших соотечественников, поживших в Швеции, выяснилось, что там запрещено самостоятельно менять перегоревшую лампочку. Выбросить мусор - тоже целая проблема! Шведы обязаны тщательно сортировать свои отходы. Поэтому им часто приходится "развлекаться" в свободное время потрошением использованных чайных пакетиков.

Чтобы купить собаку (а как же без нее?) нужна целая кипа справок и согласований. В любимом с детства мультфильме "Малыш и Карлсон" по сказке Астрид Линдгрен родителям Малыша было от чего хвататься за голову! Ко всем прочим налогам, которых в Швеции очень много, им пришлось бы платить еще и за собаку. Следят за этим очень строго. В 70-х годах в Стокгольме муниципальный служащий Сив Густавсон выявлял неплательщиков, гавкая на городских улицах разными собачьими голосами, чтобы спровоцировать ответный лай в домах. Малыш в этой сказке едва не лишился рассудка, а автор, измученная прогрессивным налогом на ее доход, достигшим в 1976 году 102 %, "взорвалась" сатирической статьей, которая нанесла имиджу Шведской социал-демократической партии страшный удар и способствовала ее краху на выборах.

Налогами измучены не только писатели. Встречаются жалобы на то, что в стране трудно "делать бизнес". Условия для функционирования компаний, в общем-то, нормальные. Проблемы возникают, когда нужно вывести из бизнеса деньги, получить дивиденды или выплатить большую зарплату. Поэтому многие шведы, желающие пожить "для себя", уезжают из страны, оставаясь ее гражданами. Закон позволяет в этом случае освободиться от налогов.

Для раздражения есть поводы и более серьезные. Пишут, что в Швеции идет свертывание социальных программ. Снизился размер пенсий, ухудшилось страхование по болезни, ужесточен порядок выплат пособий по безработице, значительно выросли цены на лекарства и медицинские услуги. Не может не внушать тревоги, хоть медленный, но все же рост националистических настроений в слоях общества, несогласных с мягкой иммиграционной политикой государства. Партия националистов набирает популярность и вполне может прописаться в парламенте на предстоящих в ноябре выборах. Недавно председатель Либеральной партии, нынешний министр образования Ян Бьорклунд, , выступив с дискриминационным в отношении иммигрантов-мусульман предложением законодательно запретить ношение головных уборов, закрывающих лицо, в учебных заведениях.

Поисковая машина выдала фрагмент статьи Анны Эклунд из старой шведской газеты "Афтонбладет", сообщающий, что: "Мы превратились в народ, который позволяет государству понукать нами на каждом шагу. Мы не вправе думать за себя, решать, что нам читать, как распоряжаться своими деньгами...". Показательный случай произошел в Гетеборге. Его жительница Сара Линденгер решила дать своему малышу имя Стаалмен (Супермен по-шведски), потому что парень появился на свет в знаменитой позе киногероя - с вытянутой вперед рукой. Но власти отказались регистрировать ребенка с таким именем, так как оно запрещено шведским законом, наряду с именами Астерикс и Байен. Разрешены имена: Бэтмен, Тарзан, которые не будут, по мнению чиновников, служить поводом для насмешек.

Традиции чиновничьего произвола имеют, исторические корни. Шведский король Густав III тоже старался держать под контролем все сферы жизни общества. При этом полет своей фантазии он естественно не ограничивал. Однажды он решил выяснить, что вреднее для здоровья: кофе или чай. В качестве подопытных кроликов он использовал двух близнецов, приговоренных к смертной казни. Одного принудительно поили большим количеством чая, а другой поглощал кофе. Оказалось, что вреднее всего было быть королем - его убили накопившие раздражение вассалы. Бесчеловечный опыт, однако, был доведен до конца - первым из близнецов умер, в возрасте 83 лет, приговоренный к чаю.

Кстати, о кроликах. "Приготовьтесь, сейчас будет грустно..." Немецкое издание Der Spiegel сообщило, что в Стокгольме проводится кампания по уничтожению диких кроликов, которые так умиляют туристов на улицах города. Отстрел производится охотниками, привлеченными для выполнения этой работы. Тушки затем используются отопительными предприятиями в качестве биотоплива. Власти утверждают, что тысячи кроликов, заполонившие столицу, губят ее парки.

В общем, как выяснилось, у владельца "мерседеса" вполне могла возникнуть потребность "сбросить пар". А может, его спешка была вызвана более прозаическими причинами. Например, радушные швейцарцы, желая угодить гостю, вполне могли приготовить для него "сюрстрёмминг" - национальное шведское блюдо, представляющее собой прокисшую сельдь, и создалась ситуация, в которой торопливость вполне оправдана.

О виртуальном общении в селе

Наталия Пронина, Самара Наталия Пронина, Самара | 15:27, понедельник, 6 сентября

Комментарии (1)

"Как порох сгорает короткое лето..." - эта строчка из песни в этом году, как никогда, подходит не только в переносном, но и в прямом смысле... Лето действительно горело... И душа все это время чувствовала общую беду, несмотря на то, что в селе, в котором я жила, было легче, чем во многих остальных. Даже с водопроводом почти не было проблем.

Но постепенно ночи стали заметно длиннее и прохладнее. Еще бы полноценных дождей, которые напоили бы все и вся.

Когда такие общие события происходят, сложно удержаться в рамках темы блога, посвященного проблемам людей с инвалидностью и интернету - совсем о другом думы... Да, собственно, я и до этого старалась в своих текстах донести мысль, что проблемы у всех нас, людей с инвалидностью и людей без инвалидности, мало чем отличаются... "А душа-то у всех крылатая - только знают про то не все..." И живем мы все на одной планете Земля...

Итак, "сентябрь уж наступил". Наверно, еще удастся провести сколько-то дней в селе, до наступления холодов, но пока вернулась в город.

Незадолго до этого вдруг сделала открытие: я четыре месяца почти безвылазно провела в селе, а в гости ко мне никто из друзей ни разу не приехал... Общение было лишь виртуальное (через привозимый ноутбук) и по телефону. И стало понятно, как же я соскучилась по беседе глаза в глаза, за чашкой чая... И что никакой интернет не заменит этой роскоши общения! Спасибо родственникам и соседям, которые регулярно появлялись у меня, поэтому так нескоро я наткнулась на эти выводы.

Приехав в город начала сама визиты наносить. Поездки мне нравятся, да и по характеру, видимо, мне это легко дается - дорогу я люблю. Особенно - дальнюю дорогу, но и по городу неплохо...

Первый визит был в пансионат для инвалидов, что находится в одном из коттеджных мест Самары. Это новое учреждения для города, да и для страны. Ознакомиться с работой пансионата приезжают делегации со всей России.

Поясню. Это как бы городок для колясочников, где в одноэтажных домиках, приспособленных для людей, пользующихся кресло-колясками, живут по двое человек. На территории находятся столовая, медпункт, библиотека. Домики двухкомнатные - комнаты большие и уютные, есть ванная, гараж.

Проживающие там ведут весьма активный образ жизни и мало вписываются в общепринятые понятия об инвалидах - они живут обычной людской жизнью: кто работает, кто учится, встречают гостей, играют свадьбы, ходят в клубы, на концерты и т.д. У каждого своя насыщенная жизнь по интересам и характеру.

Просто они сделали выбор, что недоступная среда в собственном доме приносит много хлопот, ограничивает их жизнь - и решились что-то поменять в своей судьбе, переехать в пансионат.

Несколько лет назад это было и боязно, и непонятно - что и как. Но вот уже и все места заняты... Меня, кстати, подруга тоже звала туда, но я не решилась тогда от дома своего оторваться. Последнее время иногда возникает мельком мысль: а может зря?...

Как бы то ни было, мне нравится приезжать к ней в гости в пансионат. Посидеть за чаем с разговорами или выйти на крыльцо и послушать тишину, подышать воздухом, который там необычайно свеж для города.

ý iD

ý navigation

ý © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.