ý

Архив 2013-01

Побег из Европы

Вы, наверное, уже поняли, что у меня к Европе особый интерес. Вернее, не столько к Европе, как, во-первых, к попыткам Евросоюза преодолеть многовековые разногласия между странами и создать новую общность людей, банков и политиков, а, во-вторых, к месту Британии в этой структуре. Неудивительно, что речь нашего премьера по поводу потенциального референдума, я ждала с особым нетерпением.

Таким образом, тягомотный процесс укладывания волос и раскрашивания физиономии, которым неизменно сопровождается каждая моя телевизионная смена, был облегчен речью Дэвида Кэмерона. Ну, что я могу сказать?.. Молодец!

Сначала он совершенно справедливо заметил, что в настоящий момент проводить референдум бессмысленно, хотя бы потому, что Европа и сама находится в процессе реформ, так что отказываться от старой модели, когда ее дни уж точно сочтены, не имеет смысла.

А потом за какие-то полчаса премьер умудрился великолепно сместить акценты. Это был классический пример начала за упокой и окончания за здравие. Прежде всего, он напомнил о том, что у нас островная ментальность, что мы другие, и что некоторая свобода действий, даже внутри такого тесно интегрированного клуба, каковым является Евросоюз, нам просто необходима. Напомнил, что конечно целью ЕС является отнюдь не интеграция, как таковая, но достижение еще большего благосостояния и процветания, входящих в него стран, возможно путем интеграции, но возможно и нет.

Элегантно прошелся по оппонентам: и тем, кто считает, что выход из Евросоюза для Британии смерти подобен, и тем, кто абсолютно уверен, что жить по модели Норвегии или Швейцарии было бы оптимальным выходом.

Дело в том, что вопрос о членстве Британии в ЕС стал в последнее время напоминать того самого слона в посудной лавке, который огромен, неповоротлив, мешает всем, бьет массу посуды, но при этом все, исключительно из соображений хорошего тона, стараются его не замечать. Может быть, кому-то от этого и становится легче, но слон-то никуда не уходит! Топчется, посуду бьет... пахнет, наконец, как всякое дикое животное... Вот и делать вид, что вопроса о членстве или месте Британии в объединенной Европе не существует больше нельзя. Кто-то должен был быть храбрым и об этом заговорить.

Взять в качестве модели для подражания Норвегию или Швейцарию? Заманчиво, конечно... Но у Британии нет ни гор с шоколадом и банковской системы как у Швейцарии, ни крупнейших европейских запасов углеводородов, как у Норвегии. Да, Норвегия, конечно, пользуется плодами общего рынка, но за это платит, а участия в решениях этого рынка касающихся, не принимает... Что для Британии, между нами, обожающей быть в центре событий, все-таки обидно. Значит, модель должна быть своя. Как там говорил основатель первого в мире социалистического государства, когда был еще казанским студентом? "Мы пойдем другим путем!" Вот и мы с нашей островной ментальностью собрались ровно туда же.

Для начала неплохо было бы провести со странами ЕС оптом и в розницу переговоры, чтобы поменять условия совместного существования. Но надо быть абсолютно наивным, чтобы предполагать, что Европа с распростертыми объятиями пойдет на то, чтобы предоставить нам какой-то "третий путь". Германия уже заявила, что ЕС строится по принципу "все или ничего" и заниматься выборочным выковыриванием изюминок из булки у Британии не получится.

Франция, решила не отставать и тут же предложила всем фирмам, которые не захотят оставаться в Британии, когда та окажется на обочине европейского процесса, перебраться во Францию. Лично я думаю, что это такая сладкая французская месть в ответ на приглашение лондонского мэра Бориса Джонсона всем богатым французам бросить своего Оланда с его 75-процентным налогом и перебраться через канал.

На это мне хочется совсем не по- джентельменски высунуть язык, показать фигу и сказать: "Не дождетесь!", учитывая, что как раз деловое сообщество отреагировало на речь Кэмерона довольно положительно. Хотя в принципе какое-то не очень обнадеживающее начало для переговоров с европейскими пока партнерами, вам не кажется?

Но вернемся к речи премьера. Во второй части он страстно выступил за Евросоюз. Сказал, что Британия должна быть внутри, а не вовне, подчеркнул, что этого, кстати, хотят и США (тут я, правда, не уверена, было ли это сказано из уважения к "особому партнеру", или же в качестве издевки, мол, вот и Штаты сюда свой нос суют), заметил, что все только выиграют, если Британия останется в этом клубе, но... на ОСОБЫХ условиях.

А вот когда о них удастся договориться, вот тогда перед гражданами наших богоспасаемых островов на референдуме будет стоять два вопроса: членство в Европе, но по-другому, или же все равно исход.

Понятно, что пишущая братия после речи накинулась на Кэмерона как мухи на мед. Так или иначе, но журналисты всех изданий задавали ему один и тот же вопрос: понимает ли он, что если добиться новых условий не удастся, то ему придется вести кампанию за то, чтобы нация на референдуме сказала "нет"? Премьер ужом вился, как и положено политику, но ответа не дал. Говорил, что вступать в переговоры с настроем проиграть нельзя. Что он вообще по жизни оптимист, и надеется на лучшее, что Европа, в принципе, и сама понимает, что с Британией ей будет лучше... Но прямого ответа все равно не дал. Уважаю!

Кстати, не надо думать, что все британцы мечтают выйти из ЕС. Это не совсем так. Во-первых, в самом Лондоне существует немало представителей, скажем так, "креативного" класса, которые по сути своей, и по давней английской традиции, являются либералами и еврофилами. Вся эта "британскость" и "островное мышление" у них в печенках сидят. Они за всеобщее благо, общечеловеческие ценности, и, разумеется, общий рынок. Им гораздо ближе нынешние партнеры консерваторов по коалиции, известные своей любовью к Европе, либеральные демократы.

Во-вторых, и в среде сторонников лейбористов, и среди даже консерваторов есть электорат, испытывающий определенную симпатию к Европе. Может быть, у них домик на Costa del Sol, а может быть просто либерально мыслящие люди, кто его разберет.

Не хотелось бы мне делать обобщения, (пока что ничем не подтвержденные, но как-то имеющие хождение в народе), но почему-то считается, что представители "рабочего класса" в самом широком смысле этого слова, из ЕС хотят уйти. Общая мантра, озвученная, кстати, сегодня, одной нашей английской коллегой, звучит так: "Чем дальше от Брюсселя, тем лучше".

Возможно, в национальную психику никак не входит идея о том, что кто-то, где-то, как-то может принимать решения, которые окажутся обязательными для нас, гордых бриттов. Рыбаки, например, недовольны, что Брюссель им навязывает квоты, фермеры - что приходится регулировать форму и размер овощей, судьи - что их решения перечеркиваются в Страсбурге, и, наконец, почти все население, что Брюссель может заставить предоставить право голосования преступникам, томящимся в казематах. Тьфу, простите, "отбывающим заключение в комфортабельных британских тюрьмах" Второе, кстати, гораздо ближе к истине.

Как бы то ни было, но понятно, что Дэвиду Кэмерону предстоит колоссальная задача: лейбористы уже обвинили его в том, что он "слабак", и поддался давлению евроскептиков своей партии, вместо того, чтобы следовать интересам страны. Либдемы, вообще, говорят, что категорически против любого референдума, на котором может быть поставлен вопрос о выходе из ЕС (что, кстати, говорит о том, что они явно боятся своего народа. Шучу.

Однако хочу еще раз подчеркнуть, что референдум пройдет только в том случае, если консерваторы останутся у власти после парламентских выборов 2015 года, причем желательно в одиночку, без коалиционного партнера.

Об успехе или провале речи Кэмерона судить еще рано, но следует помнить, что европейский вопрос сгубил не одного консервативного премьера, в том числе и саму железную леди. Удастся ли Дэвиду Кэмерону избежать этой судьбы?

О "фашизме от здоровья"

Как говорила Алиса, попавшая в Страну Чудес: "Все чудесатее и чудесатее".

Казалось бы, работа журналиста приучает человека к тому, чтобы ничему не удивляться. Ну, например, летает президент большой и богатой сырьевыми ресурсами страны с журавлями, ну, значит, ему так нравится. Ну, заседают члены американского Конгресса всю новогоднюю ночь, вместо того, чтобы праздновать с семьей и друзьями - так фискальный же обрыв, значит надо как-то напрячься и его предотвратить. Но намедни и меня проняло.

Местный совет самого центрального и известного лондонского района – Вестминстера  решил бороться с ожирением граждан весьма необычным способом. Тем людям, которые отказываются следовать совету врачей и вести более здоровый образ жизни, члены совета предложили сокращать пособия.  Так получилось, что сухопарые англичане постепенно превратились в одну из самых растолстевших наций в мире, уступая только американцам.

Политики и общественность винят производителей полуфабрикатов, которые стремятся затолкать в свои непортящиеся блюда побольше соли, сахара и прочих консервантов. Кто-то упрекает родителей, не приучающих детей к здоровому и нормальному питанию.  Но кто бы ни был виноват больше, факт остается фактом: нация стремительно толстеет. Каждый пятый в скором времени будет страдать от ожирения, если не предпринять соответствующие меры.

Но сколько бы ни объясняли врачи, что надо больше двигаться и меньше есть, как бы ни снижали цены тренажерные залы, ничто не заставит человека сесть на диету и потерять вес, если он сам этого не захочет. Как гласит старая поговорка: "Один человек может привести лошадь на водопой, но даже десять не смогут заставить ее пить".

Казалось бы, питание дело личное. Оно, конечно, так, но клиническое ожирение и даже просто лишний вес несут с собой массу проблем, которые накладывают огромное бремя на национальную систему здравоохранения. В стране же проводится политика мощного затягивания поясов, а, следовательно, лишних денег нет. Вместо того, чтобы лечить циррозы, вызванные пьянством, или диабет, и, допустим, проблемы почек и кишечника, связанные с избыточным весом (в ту же кучу можно отнести и сосудистые заболевания, и всякие костные проблемы - целый неаппетитный букет), можно было бы потратить имеющиеся средства на оплату большего числа медсестер или тех же акушерок.

Но если против тех, кто гробит фигуру и здоровье за свой собственный счет, оружия нет, то если человек сидит на пособии...

Контролируемый консерваторами местный совет Вестминстера  предложил ввести меры, которые кто-то уже успел окрестить "фашизмом от здоровья". Идея состоит в том, что все те, кто получает многочисленные пособия -  и по безработице, и по многодетности, и на съем жилья -  будут их полностью или частично лишаться в том случае, если откажутся выполнять предписания лечащих врачей и сбрасывать вес.

Разумеется, это относится только к тем, кому есть что сбрасывать. Допустим, истощенных до синевы наркоманов, пример чисто гипотетический, это касаться не будет. Всем растолстевшим безработным (каково словосочетание?!) предпишут носить с собой электронные считывающие карты, на которых будет регистрироваться время, проведенное, например, в тренажерном зале, или число поглощенных калорий. Вы понимаете, конечно, что пока что это только предложения.

Скажу честно, я давно уже так не веселилась, как когда читала комментарии, оставленные на сайте консерваторов Вестминстерского совета. Моя вера в будущее Британии всегда укрепляется после знакомства с образцами местного остроумия…  Некий Кит Н., например, предлагает местному совету установить у страдающих от ожирения людей в квартирах такое колесо, как для белки, и обязать их на нем бегать несколько часов в день. Не только это будет легко проверить, - пишет Кит, - но и в процессе похудания набеганные мили с помощью элементарной динамо-машины будут преобразовываться в электричество, тем самым помогая окружающей среде, да и сокращать соответственно счета за электроэнергию.

С. Джоунз предлагает пойти еще дальше и штрафовать всех людей, страдающих от пищевых расстройств: булимиков, анорексиков и так далее. В конце, концов, почему должны страдать только обладатели избыточного веса? Анорексиков тоже лечить надо... И тоже, как правило, за счет государства, то есть налогоплательщиков.

А человек, подпитывающийся Джейбсом, полагает, что следует установить в тренажерных залах видеокамеры, чтобы страдающие от ожирения не просиживали отведенное им время в кафе. Я тут же подумала, что вообще масса энергии пропадает зря. Если бы все эти тренажеры да подсоединить к каким-нибудь электрогенераторам... Мода на здоровый образ жизни сильна, и все, кто бегает по дорожкам и тягает всякие штанги, могли бы поработать на благо общества и охрану углеводородов. 

При этом людей, которые всерьез бы критиковали идею Вестминстерского совета, совсем не много, за ее полной абсурдностью. Хотя есть и такие. Возражение, которое мне понравилось больше всего, касается неизбежной тяжбы в суде по правам человека, в которую совет Вестминстера неизбежно окажется вовлечен, если попытается ввести что-то в этом роде. К тому же, справедливости ради надо отметить, что вовсе не факт, что толстым людям сложнее найти работу. За исключением тех случаев, когда человек не в состоянии выходить из дома.

Недавно, кстати, в газете была заметка об одном мужчине, чья легкая закуска перед обедом состояла из 20 упаковок картофельных чипсов. Как раз он передвигаться уже не мог. Но благодаря взятой в кулак воле и строгой диете он сбросил колоссальное количество килограммов, стал ходить, завел какой-то собственный бизнес.  Теперь он ждет операции, чтобы избавиться от примерно  50 кг лишней кожи, которую нарастил на наеденный жир. Оперировать будут тоже за счет налогоплательщика. 

Но ближе к делу. Да, к сожалению, ничто не может помешать людям объедаться за свои собственные деньги. А было бы весьма соблазнительно применить те же самые правила, например, к излишне разъевшимся парламентариям. Ожирением, правда, среди них, вроде никто не страдает. Но лишние килограммы имеются. 

Можно пойти по этой скользкой дорожке еще дальше и начать штрафовать людей за занятия опасными видами спорта. Горнолыжников, например. Лечить-то их в большинстве своем тоже приходится Национальной системе здравоохранения...

Доведенная до абсурда идея Вестминстерского совета подразумевает жесткое штрафование всего населения, которое, вместо того, чтобы оставаться молодым и здоровым, стареет и обзаводится болезнями.

ý iD

ý navigation

ý © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.