Праздник диагноза
Любовь - дело хорошее, кто ж спорит! Хотя вообще-то впору вспомнить Шекспира, 147-й сонет:
Любовь - недуг. Моя душа больна
Томительной, неутолимой жаждой.
Того же яда требует она,
Который отравил ее однажды.
Мой разум-врач любовь мою лечил.
Она отвергла травы и коренья,
И бедный лекарь выбился из сил
И нас покинул, потеряв терпенье.
Отныне мой недуг неизлечим.
Душа ни в чем покоя не находит.
Покинутые разумом моим,
И чувства и слова по воле бродят.
И долго мне, лишенному ума,
Казался раем ад, а светом - тьма!
Прав был бард: болезнь, диагноз то есть, разуму не подвластна, эмоции зашкаливают, представления о реальности смещаются. Впрочем, объяснить или описать это чувство невозможно. Кто испытал, тот и сам знает. Я, например, считаю, что все глупости, положенные влюбленным девочкам-девушкам-женщинам я уже совершила. Теперь можно расслабиться и с интересом наблюдать, как подойдет к этому чувству подрастающее поколение. Оно у меня, как раз, разделилось, на практическую и романтическую составляющую.
Практическая, в лице Мыши, недавно заявила, что хочет выйти замуж за человека, который будет любить свое дело, любить ее, относиться к ней с пониманием, быть добрым, и еще хотелось бы, чтобы потенциальный спутник жизни был недурен собой и высокого роста. Сам ребенок в 12 с половиной лет уже достиг моего совсем немалого роста, и, кажется, пока не собирается останавливаться.
Я добавила свои "семь копеек", отметив, что рост и внешность в этом деле не главное. "А что главное?" - поинтересовалась дочь. "Главное, - сказала я, с высоты своего опыта, - чтобы было не скучно и, чтобы у него было чувство юмора". Подрастающее поколение обещало над этим подумать.
Романтическая половина моего близнецового тандема, Чарли, сказала, что выйдет замуж только по большой-большой любви, хотя пока что не очень понимает, что это такое, и для нее главным условием является то, что человек этот должен любить детей и животных.
"Потому что, мама, - заключила она, - люди, которые работают с животными и детьми всегда в хорошем настроении и всегда улыбаются. А это самое главное, а вовсе не деньги". Пришлось согласиться, но тоже добавить небольшую ложку дегтя, отметив, что деньги становятся не главным в жизни только в том случае, если их хватает хотя бы на самое необходимое.
На самом деле никакие практические соображения с любовью ничего общего не имеют. Но их стоит учитывать при выборе будущего спутника жизни. Попробуй объяснить юным девочкам, которые, таки да, смотрят всякие фильмы о любви, и являются большими поклонницами японских мультфильмов в жанре "аниме", что человек, умеющий починить разваливающийся водопровод, или организовать отпуск, гораздо приятнее в семейной жизни, нежели романтическая натура, готовая часами сидеть рядом, держа вас за руку, и говоря приятные глупости.
Беда в том, что женщины "приятные глупости" любят. И букет цветов по-прежнему почему-то предпочитают, например, крайне полезным в хозяйстве, новой кастрюле со сковородкой.
Не думаю, что нынешнее поколение к любви относится несколько иначе, чем предыдущее. Просто в силу общего смягчения нравов, особенно здесь, на Западе, на пары, которые живут вместе до брака, никто не косится. Ну, живут себе, и живут, может быть, чувства проверяют, может быть, просто жениться не хотят. Но, во всяком случае, за этот предварительный период у молодых появляется возможность определиться, и понять, чего же все-таки они хотят.
К тому же первая любовь крайне редко завершается счастливой семейной жизнью. И дело не в том, что в восемнадцать мы выбираем плохо, а в том, что тот, от кого мы млеем в ранней молодости, совершенно не соответствует мужскому идеалу, который складывается у нас в голове, скажем, к 30!
Бывает, конечно, что люди растут вместе, и что их представления о жизни меняются в одном направлении, но ведь так происходит далеко не всегда! В результате или стискивать зубы и жить ради детей, или ударяться во все тяжкие, и искать следующего спутника на следующий жизненный этап. Так, правда, можно дойти до полного отрицания "единомужия", но чего в жизни не бывает!
И не могу же я, кстати, морочить голову дочкам своими представлениями о том, как надо? Не больно-то я слушалась гласа разума своей собственной матери, пытавшейся отговорить меня от, как мне тогда казалось, единственной и неповторимой любви моей жизни! Пусть сами все попробуют. Шишки набьют, в конце концов. Тем более, что разбитое хотя бы один раз сердце как нельзя более способствует закалке организма и характера.
Вот если бы не попадались на нашем тернистом пути неподобающие экземпляры, и не влюблялись бы мы в них со всеми вытекающими несимпатичными последствиями, то нетренированное сердце так никогда и не смогло бы отличить истинное выражение чувств от охмурений прожжённого ловеласа. И где бы мы тогда были?
Ладно, отставим умствования: в конце концов, именно любви мы обязаны огромному количеству стихов, хорошей музыки, картин и бессмертной литературы. Над трагической любовью Тристана и Изольды, надо думать, рыдали средневековые, умевшие читать, барышни. Да и Ромео с Джульеттой недаром остаются предметом тайной зависти не одного юного сердца!
Как это красиво: умереть от любви! При этом тот факт, что жить, в принципе, гораздо приятнее, а Джульетта, проживи она с Ромео хотя бы лет 10, наверняка превратилась бы в располневшую матрону, возможно, нещадно пилившую мужа по поводу нехватки денег, и забыла бы про сцену на балконе, никого не волнует!
В конце концов, практически любая область человеческих эмоций окружена мифами, а уж любви их досталось и вовсе немерено. Только не надо, не надо путать романтические всплески с повседневной жизнью. Разочарований будет существенно меньше. Только познается это, увы! исключительно тогда, когда поддаваться этим самым романтическим настроениям, уже как-то и неприлично. Хотя, как там было сказано у очередного поэта, на сей раз Тютчева?
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
При этом никто не может гарантировать, что она, очередная любовь, таки будет последней! В общем, с днем Святого Валентина, вас, многоуважаемые господа и дамы. Делайте со своими эмоциями, что хотите! Покупайте розы, или сковородки, но не забывайте: разуму это чувство все равно не подвластно!
КомментарииОставить комментарий
Дочек зовут Мышь и Чарли? Ох, не видать им женихов...
...вот ТАК, всегда!!!) Написал Яне Литвиновой комментарий. а нижние буковки НЕ рассмотрел, жаЛЬко!!!)...
“складывается у нас в голове, скажем, к 30”
Вещала мне одна гадалка. Уж не знаю из каких первоисточниках она почерпнула, но уверяла, что роковых возрастов в жизни женщины два- в 25 и 40 лет. Именно тогда женщина подумывает о радикальных переменах в жизни и предпочтет безумный роман семейному ужину при свечах. Технический складом ума допускал некоторые отклонения и период. И подсказывал важность крепких мужских рук в определенные моменты жизни одних дам и резко увеличивающихся шансов знакомства с другими.
Как то мне попалась книга ученых мужей, в которой говорилось о первичности для всепоглощающей ослепляющей любви гормональной системы человека. Одним словом, первичности здоровья. Со времен Тютчева, человечество продвинулось в продолжительности жизни, здорового стиля жизни и стремлении жить дольше и лучше.
Будьте здоровы, Яна. Мы Вас любим
Ну, Яна, не соглашусь с вами по первому абзацу. На мой взгляд, человеку присуща влюбленность, и с возрастом она не угасает, лишь меняется угол зрения, как при компьютерном вращении. Меняются приоритеты, требовательность, действительно, на первый план выходят императивы комфорта. Душевного, в первую очередь.
Что касается страстей в любви, то они чреваты. Усредненным является бунинский Солнечный удар, пожестче Кавказ, и совсем уж страшен цвейговский Амок. Тоже любовь. Как, впрочем, и Табор уходящий в небо, из под пера Горького.
Да и наши фильмы оставляют неудовлетворенными, то по поводу жалости к Соломину, в Зимней вишне, то к Яковлеву, в роли Ипполита. То есть, любовь-то с послевкусием. Горчинкой.
Ремарк сказал, что жизни много для одной любви. Пожалуй, писатель был неправ. Но реалистичен. Вот такой парадокс. А Тютчев сказал по-иному: О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей, мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей, - По памяти. И еще Тютчев сказал: Она сидела на полу и груду писем разбирала... - Грустная штука любовь. И упоительная. И не только, как вечера в России, но как и везде - и в Сицилии, и возле Плимута, и, пожалуй, на нежнейших островах Баунти. Там тоже любовь.
Наверное, людям нужен какой-то иммунитет. А может, не нужен - иначе мы выхолостим всю мировую литературу. И музыку, и живопись - и все.
Вы процитировали стихи Маршака (перевод сонета Шекспира), не упомянув автора перевода.
Шекспир не виноват.
Известна такая пародия:
При всём при том,
при всём при том,
при всём при том при этом,
Маршак остался Маршаком,
а Роберт Бернс поэтом.
Полностью согласен с Вами, но хочу и дополнить сказанное. А кое в чём и возразить.
Любовь вдохновляет человека не только на написание стихов, музыки, картин и литературы – любовь пробуждает в человеке всё лучшее, что в нём от Природы заложено. Когда я впервые познал это чувство в свои 16, это привело к лавине перемен во мне самом: вчерашний троечник вдруг взялся за учёбу, в очень короткий срок стал одним из лучших учеников школы и даже занял второе место на областной олимпиаде; прежде не отличавшийся особой смелостью мальчик, дабы избавиться от высотобоязни становится парашютистом; бесследно исчезли прежняя робость и безынициативность … Увы, моя первая любовь не была взаимной, но я однозначно не проиграл.
Два года спустя пришла вторая любовь, принёсшая ещё больше сюрпризов: я всегда в режиме реального времени знал, в каком настроении находится моя возлюбленная – при этом расстояние не имело никакого значения. А однажды я проснулся рано утром и отправился на вокзал – встречать её. Не было никакой телеграммы – я просто проснулся с мыслью, что она приезжает сегодня. Моя возлюбленная очень удивилась, увидев меня на перроне, а потом обрадовалась, поскольку не представляла как будет сама тащить свою огромную сумку … Билетов в кассе не было, и она смогла уехать потому лишь, что кто-то сдал один билет за 20 минут до отправления поезда – времени на телеграмму у неё просто не осталось. Но любящему сердцу телеграмма не понадобилась. Когда моя возлюбленная изменила мне, я это ощутил в тот-же миг, хотя между нами было свыше 1000 км …
Я был уже женат, когда внезапно влюбился в свою пациентку. Девчонку сбила машина, и у той были сломаны почти все крупные кости. Это чудо, что она вообще выжила. Я любил с ней разговаривать в свободное от работы время и любовался тонкими чертами её лица, её почти идеальной фигурой и удивительно глубокими серыми глазами. О любви никогда не заговаривал – я ведь был женатым человеком и отцом – моя любовь была моей тайной – даже от неё. Через 8 месяцев я оформлял её документы на ВТЭК. К тому времени от былой девичьей красоты остались разве что глаза … Моя возлюбленная все эти месяцы была прикована к постели, практически все её суставы утратили подвижность и лишь слегка сгибались, мышцы атрофировались, мать была вынуждена кормить дочь из ложки … Коллеги пришли к выводу, что пациентка безнадёжна, поскольку не существует методов лечения артрогенных контрактур. Помню, сижу я у них на кухне, разговариваю с её матерью, а Ирина наблюдает за нами из своей комнаты, и в глазах такая нестерпимая тоска …! И взгляд этот пробудил к жизни уже начавшую было угасать любовь в этой девушке. И я придумал метод лечения её заболевания. Раз в неделю приходил к Ирине домой и давал ей задание, контролируя успехи. И уже через год её перевели с первой группы инвалидности на вторую, поскольку суставы к тому времени восстановили прежнюю подвижность. Ещё через год она была уже инвалидом третьей группы. А спустя ещё пару лет девушку признали полностью выздоровевшей. Мы до сих пор дружим. Лишь недавно я признался ей в своих чувствах – когда чувства эти уже стали лишь воспоминанием. Эта история показывает, что любовь может побудить мужчину к достижениям на поприще не только Искусства.
Я думаю, любовь – это не болезнь, а особое состояние человеческого сознания. В любви есть доля чуда, и порой довольно приличная.
К сожалению в последнее десятилетие,все с большей силой нарастает тенденция усиления через различные СМИ,лишить человека человеческих качеств и превратить таким образом людей,в неких морлоков.Если Вы обратите внимание,то например наряду с борьбой с курением ,открыто наметилась тенденция к попыткам легализации наркотиков, в Афганистане например практически не ведется борьбы с наркокартелями,хотя Афганистан превратился в мирового лидера по производству наркотиков.В фильмах особенно снимаемых Голливудом ,стало открыто преобладать пошлость,самого низкого пошиба.Если обратите внимание,то даже в фильмах например начиная от 60 и кончая 2000 годами такого количества животного секса не было.Я думаю это зловещий признак попытки превращения людей в неких животных,но к счастью в мире есть здоровые силы,способные противостоять этой тенденции.