В ожидании "железной руки"
Дагестан в ожидании смены власти. К марту следующего года Кремль должен определиться, кто возглавит эту самую большую северокавказскую республику. Гадать, сохранит ли действующий президент Муху Алиев свое кресло - дело неблагодарное и непредсказуемое.
В 2006 году, когда Алиев сменил на посту руководителя Дагестана Магомедали Магомедова, на нового президента народ возлагал большие надежды, которые, в большинстве своем, не оправдались.
Порядочность и интеллигентность Муху Алиева ни у кого не вызывает сомнений, однако этих качеств оказалось недостаточно, чтобы навести порядок в республике. Дагестанцы мало обращают внимания на обнадеживающие цифры роста экономики, которые озвучивает президентская администрация. Для них более важным является безопасность и борьба с коррупцией. Преступный беспредел в последнее время буквально захлестнул республику, а чиновники уже не боятся брать взятки и делают это практически в открытую.
Помнится, в начале своего президентского срока Муху Алиев призывал разобраться с незаконными постройками на берегу моря. На всем протяжении 15-километрового песчаного пляжа Каспийского моря между Махачкалой и Каспийском теперь нет места для простых отдыхающих, все земли незаконно застроены местными олигархами и чиновниками высокого ранга. Цена некоторых коттеджей доходит до миллиона долларов. И что?
Ничего у него не вышло, а вилл на морском берегу стало еще больше.
В таких условиях дагестанцы все больше подумывают о "железной руке", которая навела бы порядок в республике. Удивительно, но при этом многие готовы пожертвовать демократией, и другими сопутствующими факторами, ставя во главу угла спокойствие и личную безопасность.
В качестве примера кивают на соседнюю Чечню, где Рамзану Кадырову удалось в какой-то мере стабилизировать неспокойную ситуацию и жестко (порой и жестоко) расправляться с преступностью.
Кто же сможет взять на себя в Дагестане эту непростую миссию? Среди политиков "жесткого толка" в первую очередь называют мэра Махачкалы Саида Амирова. Глава города пережил около 20 покушений, передвигается в инвалидной коляске, однако это не мешает ему руководить одним из самых крупных городов Северного Кавказа. Амирова, которого еще называют "дагестанским Рузвельтом", боятся или уважают. Проштрафившимся подчиненным он всегда дает последний шанс. Если и его они не используют, со всеми расстается без разговоров.
Однако у Амирова очень много врагов, и ему придется придумать хитроумные политические комбинации, чтобы попасть в заветный список кандидатов. Многие ставят в упрек Амирову точечную застройку в Махачкале, бесконтрольную выдачу разрешений на строительство многоэтажек, которые порой втискиваются между уже построенными домами.
Но глава Махачкалы в то же время тратит огромные средства на реконструкцию дорог, реформирование жилищно-коммунального хозяйства и городской инфраструктуры.
Некоторые уповают на Сулеймана Керимова, выходца из Дагестана, члена Совета Федерации, миллиардера из списка Forbes, считая, что Дагестану нужен сейчас не политик, а грамотный управленец. Основной довод сторонников Керимова - у него достаточно личных средств, чтобы не воровать из госказны, поэтому он сможет привлечь в республику инвестиции и обеспечить населению достойную жизнь. Однако еще вопрос, согласится ли Керимов оставить свой бизнес и ехать в неспокойную республику.
Не следует забывать, что Дагестан - многонациональная республика, и, по сложившейся традиции, каждое назначение на высокую должность здесь происходит, исходя из национального квотирования.
Не исключено, что в последний момент появится "серая лошадка", и республику возглавит не известный никому назначенец. Но, в любом случае, люди устали ждать, и отсчет времени уже пошел.