ý

Архив 2010-06

О политике кнута и пряника

Мурад Магомадов | 10:24, понедельник, 21 июня

Комментарии (3)

murad_chechnya_map.jpgЗаметил, что в последнее время стало принято сравнивать и противопоставлять президентов двух соседних республик - президента Чечни Кадырова и президента Ингушетии Евкурова. Дескать, первый жесткой рукой наводит у себя в регионе порядок, а второй пытается добиться того же демократически-переговорным путем. Я не собираюсь ни сравнивать этих двух глав субъектов, ни обсуждать их похожесть и различия. Гораздо интереснее вопрос - что есть тактика Кадырова и насколько она применима и в перспективе эффективна в соседних с Чечней республиках?

Прежде всего, хочу заметить, что мне кажется неверным однобокость в понимании пресловутой тактики Кадырова. Достаточно проследить все его инициативы по прекращению военных действий в Чечне, чтобы понять, что это не так.

На самом деле, Кадыров не придумал ничего нового, вся его тактика укладывается в одном давно известном словосочетании «политика кнута и пряника». На практике в Чечне это означает, что с боевиками сражались до уничтожения, одновременно призывая их сдаться. Тех, кто не слагал оружия, уничтожали, для сдающихся придумывали механизмы реального отмазывания от преследования - всевозможные амнистии и поручительства.

Не случайно недоброжелатели Кадырова любят обвинять его в том, что все его окружение состоит из бывших боевиков. И получается некий парадокс - Кадырова обвиняют в жесткости по отношению к боевикам и в то же время к мягкости и даже фаворитизме по отношению к ним же.

Разговоры же о том, что Кадыров жесток, а Евкуров либерален, как мне думается, пошли после взрыва смертника возле здания МВД в Грозном, когда чеченские власти заявили, что пора амнистий прошла, и что все, кто хотел сдаться, уже сделали это, а к остальным пощады не будет. Кстати, как раз примерно в это время руководителем Ингушетии и стал Евкуров, первым делом призвавший к национальному согласию. Два события приблизительно наложились одно на другое, создав представление о разности тактик этих двух президентов. Между тем, до заявленной жестокости в отношении боевиков амнистии, переговоры и прочие процедуры действовали почти 5-7 лет.

В то же время, надо заметить, Кадыров не отказался и от иных методов борьбы с боевиками - через общественные институты.

Может быть, кто-то не понимает, но пресловутое культивирование исламских ценностей в Чечне и борьба за нравственность ее жителей практически напрямую призваны выбить базу из-под идеологии боевиков. Вы за религию? Так и мы за нее. Причем сражаться вовсе не нужно, все и так разрешено. Вы против разврата и прочих непозволительных в исламе вещей? А разве мы не запрещаем продажу спиртного, не призываем скромно одеваться? И так далее.

Что это как не попытка использовать общественное мнение против боевиков? Заметьте, никаких жестких мер, все строится через работу с обществом.

И даже та самая "коллективная ответственность", когда через родственников начинают давить на боевиков, и о которой любят говорить правозащитники, может выглядеть как апеллирование к традиционным (семейным) ценностям. Снова работа с обществом (семья как его ячейка) - в том его понимании, в каком оно существует в сегодняшний момент в Чеченской Республике. Не гражданское общество европейской природы, и не атомизированное российского происхождения, а свое, местное...

Перечитал вышенаписанное и вижу, что получились сплошные комплименты в адрес Кадырова. На самом деле такой цели не ставилось. Да и я не его сторонник. Хотелось, прежде всего, по возможности непредвзято понять, что же есть тактика чеченских властей?

Ну и сказав несколько слов про эту самую "тактику Кадырова", можно задаться вопросом - будет ли она эффективна в других частях Северного Кавказа?

Если переносить ее буквально, то вряд ли - слишком несравнимы исходные данные ситуации в Чечне и то, что происходит в других республиках. Или, если по пунктам: в Чечне была открытая война, в других регионах ее не было; Чечня выходила из состава страны, другие - нет; Чечня - преимущественно моноэтнический регион, другие, кроме Ингушетии, нет. И так далее.

Но если отталкиваться от классического "кнута и пряника", то почему бы и не применять. Возьмем Ингушетию. С одной стороны, амнистировать здесь вроде бы и некого, ведь открытых боевых действий не велось. Но с другой, семейные узы покрепче чем в Чечне будут. Как говорится, есть за что боевиков взять.

Но сразу встает большой и очень больной вопрос. А насколько эта малодемократическая процедура будет воспринята с удовольствием и в самих регионах, и за ее пределами? Иначе говоря, использовать и трансформировать любую тактику можно, но стоит ли...

Совместно с интернет-СМИ

"Золотая" молодежь Дагестана

Руслан Таркиев | 10:27, среда, 16 июня

Комментарии (9)

ruslan.jpgРасслоение по социальному признаку все более ярко выражается в Дагестане. Особенно это заметно среди молодежи. С каждым годом растет число дагестанских яппи. Только, в отличие от яппи заокеанских, дагестанская "золотая молодежь" заработала капитал не своим умом, а тратит миллионы родителей, большинство из которых являются высокопоставленными чиновниками.

Какие же отличительные признаки местных молодых нуворишей? Начало карьеры - учеба в престижном вузе. Правда, учебой это можно назвать с большой натяжкой. Юные оболтусы приезжают в институт, только чтобы продемонстрировать свое кажущееся величие и богатство. Небольшая площадь перед Дагестанским университетом давно напоминает парад тщеславия - отпрыски местной политической элиты устраивают гонки на "мерседесах" и "кайеннах" вместо того, чтобы грызть гранит науки.

Да и учиться им, собственно, ни к чему - сердобольные папаши все равно устроят своих чад на престижную и высокооплачиваемую работу. А тем временем те, кто все пять лет добросовестно учился, будут вынуждены пополнить ряды безработных или идти в простые торговцы на рынок.

Мне довелось побеседовать с преподавателем университета. Так он честно признался, что вложить какие-то знания в головы богатых бездельников все равно не получится. Они не посещают занятия, да и не испытывают никакого желания чему-то научиться.

"Поэтому я не испытываю никаких угрызений совести, когда беру деньги, чтобы поставить на экзамене положительную оценку. Поставлю двойку - все равно заставят поменять отметку", - говорит преподаватель, чья месячная зарплата в пять раз меньше суммы, которую студенты-сибариты оставляют за один вечер в ресторане.

Если посмотреть на список молодых специалистов, работающих в дагестанских министерствах и ведомствах, то можно найти много знакомых фамилий. Все "хлебные" места отданы потомкам крупных региональных чиновников.

Другое популярное место работы - правоохранительные органы. Возможность иметь "корочку", дающую право беспрепятственного проезда и нарушения правил дорожного движения, и, особенно, наличие оружия - довольно веская причина, по которой элитная молодежь стремится устроиться в прокуратуру и другие силовые ведомства.

Ощущение того, что ты с детства будешь хозяином положения, вседозволенность, хамство, надменное отношение к представителям более низкой социальной прослойки - вот, за редким исключением, отличительные черты современной дагестанской элитарной молодежи.

Многие садятся на наркотики, и потом родители тратят огромные средства, чтобы вытащить детей из этой паутины. На автодорогах такие сынки, разъезжая со сногсшибательной скоростью без соблюдения всяких правил, становятся настоящим бедствием для пешеходов и соблюдающих закон автолюбителей. Если таких лихачей и остановят сотрудники милиции, то водитель дорогого авто с презрительной ухмылкой звонит своему высокопоставленному покровителю, который ненавязчиво убеждает милиционера отпустить нарушителя.

Подобная ситуация, связанная с социальной несправедливостью, уже провоцирует протестные акции среди населения. "Меня, как и других молодых людей, не имеющих богатых родителей, возмущает такое поведение наших сверстников, - рассказывает житель Махачкалы Мурад. - У нас нет возможности платить огромные деньги за учебу, давать взятки за устройство на хорошую работу. Способности и знания нынче не в цене. Неужели руководители Дагестана не думают о том, что те, кто с купленным дипломом заняли руководящие должности, должны будут в скором будущем управлять республикой? И чему научат такие горе-руководители?".

За последний год десятки моих знакомых уехали в Москву и другие города страны. Без взяток и протекций они устроились на хорошую работу, их ценят работодатели. Похоже, скоро в Дагестане по коридорам министерств будут бродить только порожденные подобной порочной системой чиновники с отсутствующим взглядом и ветром в голове.

Совместно с интернет-СМИ

ý iD

ý navigation

ý © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.