ý

Архив 2010-08

Грозненские водительницы

Мурад Магомадов | 10:35, среда, 25 августа

Комментарии (2)

murad_chechnya_map.jpgИномарка "из дорогих" летит прямо посредине одного из проспектов в центре Грозного. Улица - не с самым оживленным движение в городе, однако нам с товарищем почему-то кажется, что белый кабриолет с затонированными стеклами и "блатным" номером из одинаковых букв и цифр точно также ведет себя и на любых других трассах. Разделительная полоса проходит под днищем машины, но ее водитель, видимо, не обращает внимание на такие мелочи. Подкатывая к перекрестку, кабриолет вдруг резко разворачивается по встречной полосе и припарковывается возле другой "тачки" - громоздкого кроссовера Toyota Land Cruiser 200, иначе говоря, "Ландкрузера-двухсотки".

Передние боковые стекла с левых сторон у обоих машин опускаются - водители вступают в переговоры, а мы с товарищем, стоящие на перекрестке, получаем возможность заглянуть внутрь "затонированного мирка" водителя кабриолета. Вернее, водительницы - молодой брюнетки лет тридцати с длинными распущенными волосами.

- И даже не блондинка! - комментирую я увиденное. Товарищ согласно кивает.

- Как думаешь, она из клуба вторых жен? - спрашивает он меня.

- Вряд ли, - отвечаю я, - одета иначе, да и волосы не покрыты.

- Точно, - вновь соглашается он. - Просто угнетенная женщина Востока.

И мы в один голос смеемся.

Нам весело потому, что мы часто читаем в интернете одни и те же статьи про бесправных женщин Кавказа и о том, что девушки в Чечне не имеют возможности устраивать свою судьбу по своему усмотрению. По мнению авторов таких материалов, их или выдают насильно замуж родители, или похищают нехорошие мужчины. Интересно, что сказали бы эти "феминисты" при виде этой брюнетки в кабриолете.

Однако разговор не о том, как воспринимается ситуация вокруг гендерного равноправия вовне Чечни, и как она выглядит изнутри самой республики. И не о том, кто прав - мы с товарищем или же эти самые журналисты. Каждый сам конструирует себе уютный мирок для жизни. Какое право кто-то имеет его разрушать...

Женщина за рулем - это, конечно, показатель уровня гендерного развития общества, но не самый основный. У прекрасной половины населения Чечни есть и масса проблем. Но давайте поговорим о достижениях. Ведь "женщина за рулем" к ним, безусловно, относится.

Еще десять лет назад такую картину в Чечне просто невозможно было представить. Пять лет назад водительниц были единицы, их останавливали гаишники, порой просто так, чтобы посмотреть на редкостное зрелище, на них показывали пальцем другие водители и даже прохожие на улицах.

Сегодня женщина за рулем в Чечне - это привычная картина. Нет, конечно, водителей-женщин даже не половина от общего числа автовладельцев в республике. Но их хотя бы столько, что они перестали быть диковинкой.

На первый взгляд, все водительницы разные. Есть молодые девушки, есть дамы средних лет, есть и пожилые. Кто-то водит для собственного удовольствия, а кто-то ездит на работу и даже таксует. У одних маленькие красные машинки - "дамские", у других - огромные черные внедорожники, а у третьих - российская классика - "семерки" или "приоры". Но третьей категории меньше всего, гораздо больше владелиц солидных иномарок.

Большинство вряд ли заработало на них самостоятельно - скорее всего, это подарок братьев, отца или мужа - удачливого чиновника. Вот тут и можно вспомнить про наш с товарищем разговор по поводу "клуба вторых жен". Обзаведясь вторыми супружницами, отличающимися от первых более молодыми годами, молодожены обычно не скупятся на подарки для них - вплоть до таких желанных, как недешевые иномарки.

Впрочем, машины сегодня не роскошь, и потому частенько в среде работающих женщин можно услышать - "вот подзаработаю еще, и куплю себе машину".

Если же отправиться на полигон общества ДОСААФ в Грозном, то среди обучающихся почти невозможно увидеть мужчин. Женщины, женщины и еще раз женщины. Кто-то уже имеет машину и теперь жаждет не только получить права, но и умение ездить на ней. В этом отношении разница между мужчинами и женщинами налицо - первые предпочитают проигнорировать ДОСААФ и купить водительские права, а вторые - не просто получить документ о праве на вождение, но и практический опыт в этом направлении. Потому и кружат по полигону "семерки" со значком в виде якоря и двух перекрещивающихся мечей на боку, за рулем которых напряженно вглядываются в грядущий поворот очередные водительницы. А если вечером вы вдруг увидите неуверенно ползущую по обочине дороги иномарку, будьте уверены - это будущая лихачка нарабатывает опыт вождения уже на городской трассе.

Читатель не из Грозного скажет - экая диковинка, женщина за рулем, что тут такого? И будет, конечно, прав - ничего уникального в этом нет. В других городах переход слабой половины человечества из состояния "пассажирка" в состояние "шофер" произошел давно и массово. Но в Чечне это случилось совсем недавно, а потому воспринимается все еще остро.

Авто - это инструмент, который женщина использует для получения дополнительных степеней свободы. Находясь внутри машины, женщина как бы окружает себя новым приватным пространством, причем, мобильного типа. Она скрыта от посторонних и в то же время не замкнута в четырех стенах. Женщина огораживает себя от постороннего, подчас навязчивого внимания, или же, по меньшей мере, делает это более эффективно, нежели она находилась бы вне авто.

Ведь как в чеченском обществе воспринимается женщина (девушка), которая в одиночку прогуливается по улицам городам, или катается на такси? При этом нужно отметить, что мы говорим про случай, когда праздный характер ее времяпрепровождения очевиден (то есть, она не спешит на рынок, на работу или куда-то еще). Она воспринимается как объект для знакомства. Причем, этот негласный договор двусторонен (с такой подачей согласны обе стороны - и мужчины, и женщины). Не случайно, что молодые девушки, которые вовсе не горят желанием заводить уличных знакомых без разбору, по этой причине выходят на прогулки вдвоем, а поездка на такси им и вовсе табуирована.

Обладание же женщинами собственным авто говорит не просто о возросшем уровне благосостояния населения в Чечне, но заметно изменяет социальную модель, прежде всего, в ее гендерном аспекте. В нужную ли сторону, это станет понятнее позже.

Совместно с интернет-СМИ

Субботник, ставший бесконечным

Лечи Хамзатов | 09:51, среда, 11 августа

Комментарии (0)

lechihamzatov_226.jpgМесяца этак полтора назад - если не ошибаюсь, числа 19-го июня - президент Рамзан Кадыров объявил о начале 10-дневного общегородского субботника в Грозном. Затем это мероприятие продлили еще на две недели, потом еще, и в итоге "общегородской субботник" стал уже общереспубликанским, а о сроках его завершения, похоже, не знают даже те, кто его затевал.

Субботники, а фактически бесплатное использование рабсилы для решения задач по уборке каких-то территорий и т.д., помнится, ввели в далеком 18-м году прошлого века большевики. Но даже в эпоху "застоя и засилья коммунистического режима" подобные акции носили разовый характер и были скорее своего рода данью традициям, заложенным "вождем мирового пролетариата" Ульяновым-Лениным. Совсем иное дело сейчас. Аппетит, как известно, приходит во время еды, и идея заставить граждан бесплатно "пахать", похоже, весьма понравилась власть имущим, и они активно претворяют ее в жизнь.

Первоначально идея проведения десятидневного городского субботника воспринималась многими в общем-то положительно. Мол, действительно, улицы нашей столицы не блещут чистотой, и надо бы помочь бедным коммунальным службам, не справляющимся с тоннами мусора и бытовых отходов. Но чем дольше длится это мероприятие, тем меньше остается энтузиазма у трудовых масс. Всякое благое начинание становится абсурдом, если не имеет никаких временных или иных рамок.

Разговаривал недавно с одним знакомым, уважаемым человеком при довольно солидной должности. Затронули с ним и тему субботника. Человека, как говорится понесло: "Субботник длиной в полтора месяца - такое возможно только у нас", "принудиловка", "зажрались" и, самое, пожалуй, кощунственное: "была б моя воля, я б тому, кто это затеял...".

Не выйти на субботник - нельзя. Моментально следуют "оргвыводы" и строптивец оказывается на улице. Желающих опротестовать такие решения пока, во всяком случае, официально, не нашлось.

А что говорить о рядовых работниках, если уже чиновников этот субботник достал? Те, кто с положением и деньгами, от кадыровского субботника предпочитают откупаться. Говорят, что на биржах труда за последний месяц практически исчезли все безработные. Их за плату в размере 500, а иногда и 1000 рублей в день, нанимали вместо себя чиновники. В каждом министерстве, ведомстве, организации или предприятии имелись "учетчики", которые фиксировали наличие людей, и ставили "галочки". А им без разницы, кто будет мести мусор на городских улицах: многоуважаемый начальник отдела Махмуд Махмудович, или паренек с улицы, нанявшийся к тому за 500 рублей "суточных". Понятно, что рядовой рабочий такую роскошь как наемный работник себе позволить не может.

А местное телевидение, каждый вечер показывающее "картинку" с субботника, только и говорит, что о небывалом энтузиазме масс, тысячах тонн вывезенного с городских улиц мусора, километрах окрашенных заборов и гектарах скошенной травы. "Почин" Кадырова, оказывается, поддержало то ли полмиллиона, то ли чуть меньше жителе Чечни. Приезжали на субботник даже из далекой Москвы и соседнего Дагестана. А телеканалы показывали, как на призыв Рамзана Ахматовича откликнулись его родственники, односельчане и одноклассники, потом родственники родственников, родственники односельчан, родственники одноклассников и одноклассники родственников, близкие близких его близких, знакомые знакомых его знакомых и т.д., и т.п.

Активно "субботничали" одноклассники матери чеченского президента и его жены, близкие и знакомые его дяди (известного духовного деятеля) и простые сельские граждане, не имеющие чести состоять в родстве с президентом или его родственниками. В общем, субботник удался, вернее, удастся, потому что его продлили с размытой формулировкой "пока не будут устранены все недостатки".

Правда была в этой "бочке меда" и своя "ложка дегтя". Во время одного из визитов президента, лично следящего за ходом субботника, в Старопромысловский район Грозного одна из женщин, после пространной речи Кадырова о том, сколько им было сделано для местных жителей (и парк отдыха построен, и мечеть, и еще много чего), неосторожно ляпнула, что, мол, хорошо было бы воду в дома провести, а места отдыха и прочее могло бы и обождать. Это до такой степени разъярило президента, что он в течение нескольких дней склонял Старопромысловский район и 150 тысяч его жителей, из которых, по данным Кадырова, "только девять человек", откликнулось на его зов и вышли на общегородской субботник.

Но самое удивительное не в этом. А то, что никто, не задается вопросом о правомерности проведения непомерно затянувшегося субботника и соответствия этого "мероприятия" нормам закона и Конституции государства и республики. Если верить юристу с многолетним стажем работы, фактически проводимый в Грозном субботник является незаконным.

"Каждый сотрудник того или иного ведомства при поступлении на работу, начиная от начальства и кончая рабочим, должен заключать соответствующий трудовой договор с работодателем, в котором четко указаны права и обязанности сторон. Естественно, никаких "субботников" или иных общественных работ договором не предусматривается. Отсюда вывод: этот субботник незаконен", - категоричен знаток законодательных актов страны.

Но Чечня - это особый субъект Российской Федерации, а ее президент наделен особыми полномочиями еще бывшим российским президентом Владимиром Путиным. Так что апеллировать к закону и Конституции страны, гарантирующими гражданам нормированный рабочий день и прочие права, бесполезно.

"Государство - это я!", - поговаривал один из королей Франции. И Рамзан Кадыров тоже может сегодня уверенно заявить, что закон в Чечне - это он. Кто готов поспорить?

Был во времена "развитого социализма" в СССР следующий анекдот: выходит товарищ Дзержинский на Красную площадь и объявляет: "Товарищи! Коммунистический субботник в честь Дня международной солидарности трудящихся сегодня отменяется! У Владимира Ильича украли его старое надувное резиновое бревно!".

И еще один анекдотичный случай, связанный с коммунистическими субботниками. Вроде как спустя лет 15-20 после смерти Ленина в стране Советов насчитали человек 700, которые утверждали, что именно они несли с Ильичом во время первого коммунистического субботника то самое пресловутое бревно.

Правда, Рамзан Ахматович на субботнике в Грозном бревна вроде не тягал, но вот с бензопилой и топором его видели. Кто знает, может лет этак через "...дцать" мы и увидим в музее "ту самую бензопилу" и "тот самый топор", которым господин Кадыров орудовал в июне-августе 2010-го года в городе Грозном?

Совместно с интернет-СМИ

ý iD

ý navigation

ý © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.