ý

Архив 2011-06

Дагестан на распутье

Руслан Таркиев | 10:04, пятница, 24 июня

Комментарии (3)

Инцидент, произошедший 13 мая этого года в селе Советское Магарамкентского района Дагестана, мало освещался российскими СМИ, зато получил большую огласку в самой республике. На чьей стороне правда — еще предстоит разобраться правоохранительным органам, но кое-где градус конфликта приближается к критической отметке.

Конфликт между представителями различных течений в исламе - "традиционного", поддерживаемого Духовным управлением мусульман Дагестана и так называемых "салафитов" (в простонародье "ваххабитов") назревал в селе давно.

В населенном пункте проживают около 5 тысяч человек, и до недавних пор никаких конфликтов не наблюдалось. Жители занимались сельским хозяйством, вели обычную жизнь. Единственную мечеть посещали, в основном, пожилые люди. Позже, по словам бывшего имама мечети Сулеймана Пашаева, в Советском появились молодые люди, которые начали проповедовать "чистый ислам", вести беседы среди местной молодежи. Несколько месяцев назад, как говорит имам, сторонники "нового курса", заявив о том, что им негде молиться, силой захватили мечеть, и теперь туда ходят исключительно представители салафитского течения.

По словам прихожан, 13 мая, во время пятничной молитвы, в мечеть ворвались полицейские, которые забрали оттуда около сотни мусульман, в том числе и школьников. Всех доставили в районное отделение полиции. Дальше показания сторон разнятся. По словам задержанных, в отделении полиции их избивали, оскорбляли, насильно остригли волосы и бороды. Правоохранители, в свою очередь, заявляют, что людей просто сфотографировали и сняли отпечатки пальцев, а о рукоприкладстве никакой речи и быть не может.

Директор местной школы Сидикуллах Ахмедов говорит, что с тех пор как в селе появились салафиты, возникло напряжение в обществе: "Дети начали уходить с занятий в мечеть, девочки стали одевать хиджаб, хотя у нас в школе введена единая школьная форма". Как рассказывают прихожане мечети, руководство школы заявляет везде, что "мы ваххабиты, девочкам запрещают приходить в школу с покрытой головой и длинных юбках".

Как рассказала мне одна из местных жительниц, тихое и мирное село превратилось чуть ли не в поле битвы между различными мусульманскими течениями. "Кто хотел молиться, никто ему не мешал. В то же время не было и никаких попыток вмешаться в светские устои. Теперь хотят заставить девочек надеть паранджу, угрожают родителям", - говорит Патимат.

Представители дагестанских властей пообещали разобраться в сложившейся ситуации, и наказать виновных, если нарушение закона действительно было. Прошли две недели, и, казалось, об инциденте все забыли.

Первого июня в Махачкале начало работу выездное заседание Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В Дагестан схъехались известные российские правозащитники, в открытии мероприятия принял участие глава республики Магомедсалам Магомедов.

Размеренный ритм совещания нарушил один из руководителей религиозного движения "Ахлю-сунна-ва-Джамаа" Аббас Кебедов. Попросив слова, он сказал, что возле Национальной библиотеки в Махачкале, где проходило совещание, собрались несколько тысяч человек, которые требуют наказать виновных в избиении мусульман в селе Советское. Кебедов попросил разрешения удалиться, чтобы утихомирить бушующую толпу.

К слову, Аббас Кебедов — личность достаточно известная и противоречивая, но обладающая определенным авторитетом. До начала 1990-х Аббас Кебедов был в числе соратников своего сводного брата Багаутдина Кебедова, который считается одним из идеологов ваххабизма в Дагестане и находится в международном розыске. Согласно информации дагестанского УФСБ, в 2007 году Кебедов, был депортирован из Египта "за экстремистскую деятельность". Затем Кебедов вроде отошел от активной деятельности по поддержке ваххабизма.

Указом президента Дагестана Кебедов включен в состав Комиссии для содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории республики. Кебедову удалось убедить собравшихся на стихийный митинг людей очистить центральную улицу Махачкалы — проспект Расула Гамзатова, и собраться возле мечети на улице Котрова. Он попросил воздержаться от провокаций и пообещал рассказать правозащитникам о сложившейся ситуации. После этого пикетчики согласились разойтись.

Будут ли наказаны правоохранители, если они действительно нарушили закон, как пройдет расследование — зависит от позиции руководства Дагестана. Наметившиеся в последнее время попытки примирить салафитов и "традиционных" мусульман, наладить между ними мирный диалог, встречают сопротивление со стороны определенных сил, кому выгодна дестабилизация обстановки в республике.

Определенная часть вины за срыв мирного диалога ложится на Духовное управление мусульман Дагестана, которое практически монополизировало всю религиозную деятельность в республике и не хочет делиться с салафитами влиянием на прихожан.

Интересную точку зрения прочел на днях в российских СМИ. Как считает экс-президент Торгово-промышленной палаты, академик Евгений Примаков, подъем вооруженного исламизма на Северном Кавказе и в Дагестане, в частности, не остановить, если не удастся изменить настроения мирных жителей, сочувствующих боевикам.

"Важно отметить, что опасность не только в том, что несколько сотен молодых людей начали вооруженную борьбу, совершают нападения на представителей власти, террористические акты против мирного населения. Главная опасность состоит в том, что против них не настроена большая часть местного населения, а многие втайне им сочувствуют, и без перелома в таких настроениях тщетными будут попытки полностью подавить исламистов-экстремистов", - пишет Примаков.

Дагестан сегодня стоит на распутье. В какую сторону качнется маятник или же останется на месте, во многом зависит будущее этой республики. В Махачкале, к примеру, можно увидеть модниц, одетых по последней европейской моде, разъезжающих в дорогих автомобилях. В рестораны города порой невозможно попасть из-за отсутствия свободных мест, хотя радикалы угрожают этим заведениям, требуя прекратить торговать спиртным и транслировать музыку. С другой стороны — все больше молодых девушек в хиджабах, тысячи верующих возле мечетей. Многие из них не приемлют светский образ жизни и желают, чтобы республика жила по шариату.

Восток — дело тонкое, говорил герой известного фильма. Смогут ли люди, придерживающиеся различных, порой диаметрально противоположных взглядов, найти общий язык, и не мешать другим жить как им хочется, естественно, соблюдая законы государства? Да и во всех священных книгах сказано — не убивай, не обижай ближнего своего. К сожалению, сегодняшняя ситуация больше напоминает жизнь по законам волчьей стаи...

Совместно с интернет-СМИ

Рассвет и закат чеченской карьеры Гуллита

Мурад Магомадов | 08:21, пятница, 17 июня

Комментарии (2)

Перед началом нынешнего футбольного сезона болельщики грозненского клуба "Терек" были полны самых радужных надежд. От любимой команды они ждали, как минимум, если не медалей, то выхода в так называемую кубковую зону. Иначе говоря, надеялись, что грозненский клуб займет в чемпионате России место, которое позволит ему принимать участие в турнирах европейских футбольных команд. Притом, эти ожидания не казались завышенными, поскольку строились на, казалось бы, надежной опоре. Ведь тренировать команду взялся сам прославленный Рууд Гуллит из Голландии – звезда мирового футбола 80-90-х годов.

Но к началу июня надежды фанатов накренились как Пизанская башня – "Терек" стабильно плелся в хвосте турнирной таблицы, показывая невыразительный футбол, намного худшего качества, чем в прошлом сезоне.

Окончательно добила грозненских болельщиков домашняя встреча с московским ЦСКА. В какой-то момент матча "Терек" проигрывал с разгромным счетом 0:4.

Симпатий Гуллиту со стороны грозненцев не прибавило и одно из его интервью британской газете, где он, помимо прочего, сказал, что приехал в Грозный за деньгами и приключениями. "Вообще-то мы думали, что он приехал команду тренировать", - говорил мне один знакомый болельщик.

Но для Гуллита хуже всего оказалось недовольство другого болельщика. А именно - грозного главы республики, а заодно и президента клуба Рамзана Кадырова.

В (почему-то письменном и публичном) письме на имя голландца он поставил ему ультиматум – обязательный выигрыш в следующем матче в Перми. Иначе – отставка. Когда же "Терек" уступил пермякам, реакция была мгновенной. Гуллит был отстранен от работы, а Кадыров заявил об этом в прямом эфире грозненского телеканала, позвонив прямо в студию и заодно извинившись перед футбольными болельщиками за провальный сезон.

Ажиотаж в прессе начался страшнейший. В Грозном – в болельщицкой среде – тоже. Комментариев было множество – от "да мы знали, что Гуллит был просто игрушкой для Кадырова" до "в нашу команду ни один уважающий себя тренер не придет, зная характер Кадырова".

Думал и я. По некоторым вопросам, как мне кажется, я даже кое-что понял.

Во-первых, почему вопрос с ультиматумом Гуллиту не был поставлен в рабочем порядке? Казалось бы, чего логичнее – президент клуба встречается с главным тренером команды и обговаривает все вопросы – в том числе и такие острые, как недовольство тренерской работой, возможное увольнение и так далее. Зачем же нужно было выносить сор из избы?
Думаю, смысл прост. Это был адекватный ответ. Гуллит в интервью иносми высказался. Кадыров ему также ответил через местные СМИ. Дескать, если ты не захотел лично мне высказать свои претензии, то и я поступлю аналогичным образом. Политика, одним словом. Хотя и слегка по-детски.

Во-вторых, почему в "Терек" был приглашен именно Гуллит, учитывая его не самое благоприятное резюме именно в качестве футбольного тренера? Неужели только ради пыли в глаза?

И снова, уверен, что нет. Сегодняшний чемпионат России – это соперничество бразильцев, аргентинцев, югославов и других восточноевропейцев. Воспитанников собственно российского футбола, особенно, высококлассных, в стране, увы, немного. Вот и зазывают футбольные клубы легионеров. Однако существует специфика приглашения иностранцев. Охотнее всего они едут в Москву – в столицу, где жизнь кипит. В другие города, а особенно, на Кавказ, завлечь их гораздо сложнее. Не случайно тот же Гуллит жаловался на отсутствие развлечений. А, между прочим, он, должен был стать для "Терека" тем самым манком, на которые можно было завлечь из Европы классных легионеров. Увы, не успели. Придется начинать все сначала.

А теперь самый сложный вопрос. Почему "Терек", несмотря на все потуги своих начальников, никак не выберется наверх турнирной таблицы?

Кажется, в прошлом году я видел сценку, поставленную местными кэвээнщиками, которая называлась "Почему "Терек" проигрывает дома?" По центру города едет рейсовая "маршрутка", забитая людьми. И никак не может проехать – пробки, часть дорог перекрыта и так далее. Пассажиры недовольны водителем, тот отвечает, что виноват не он, а футбол, поскольку из-за домашней игры перекрыли все дороги. Тут пассажиры и начинают проклинать "Терек" - "да чтоб ты проиграл!"

Действительно, когда команда играла на прежнем стадионе в центре Грозного, все подъезды к нему перекрывались на два дня (в первый день играли дублеры, во второй – основные составы) – для недопущения терактов в местах массового скопления людей.
Однако после того как на окраине Грозного был открыт новый стадион, перекрытия стали проходить только в жилом микрорайоне, на краю которого расположена арена. Тем не менее, "Терек" не стал лучше играть. Неужели теперь на него действуют проклятия уже жителей этого микрорайона?

Шутки шутками, а часть жителей Чечни действительно раздражает само существование "Терека". "Очень дорогая игрушка", - говорят они. "Лучше бы на те деньги, что уходят игрокам, что-то построили, или бы нам раздали", - поддакивают другие. Противники Кадырова в свою очередь твердят, что "Терек" - это просто пиар-проект", "благопристойный фасад для разбитой Чечни" или "игрушка для Кадырова".

Конечно, как правило, эти люди далеки от футбола. Настоящим же фанатам, каковым являюсь и я, для своей любимой команды ничего не жалко.

Новый Хорст Вессель?

Мурад Магомадов | 15:03, вторник, 14 июня

Комментарии (10)

Про убийство Буданова я услышал в мечети перед пятничной молитвой. Сидящий справа товарищ получил смс-ку, толкнул меня в бок и рассказал, что час назад в Москве убили Буданова. "Откуда знаешь?" - удивился я. "В интернете уже пишут", - ответил он. Я толкнул локтем сидящего слева от меня знакомого, чтобы и ему пересказать эту новость.

В Грозном не было ни митингов, ни демонстраций, ни каких-либо других массовых публичных мероприятий по этому поводу. Но новость распространялась как лесной пожар – через мобильную связь и личные разговоры.

Комментарии о "справедливом возмездии" звучали со всех сторон. Нет, сказать, что было ликование и фейерверки эмоций, нельзя. Не было такого. Да, Буданов был преступник. Да, многие сожалели, что он так легко отделался за свои преступления, несколько лет отсидев в тюрьме.

Но Буданов был не единственным, кто убивал, мучил и калечил в Чечне. Таких будановых здесь "воевали" сотни. Для чеченцев экс-полковник был всего лишь одним из многих. Потому и общее мнение звучало – "хорошо, что еще один наказан". Но ведь сколько еще гуляет. И никто даже не думает наказывать их. Никому дела нет до них.

Кстати, читал интересную информацию по этому поводу. Вроде бы прокуратура Чечни делает официальные запросы в Минобороны РФ по поводу ряда офицеров российской армии, воевавших в Чечне. И тут же зазвучало "кадыровцы запрашивают данные, чтобы мстить всем". На всякий случай, тем, кто ничего не понимает в чеченских реалиях, хочу объяснить: в Чечне нет собственной прокуратуры, есть только прокуратура Российской Федерации. И, более того, как многие федеральные структуры, прокуратура сильно дистанцирована от республиканских властей.

Безусловно, через Чечню прошли тысячи солдат и офицеров российской армии. Почему же только некоторые, вроде того же Буданова, получили по заслугам? Думаю, сидя в камере, он сам не раз задавался этим вопросом – "почему я"?

Объяснение простое. Его давал еще Евгений Шварц в "Убить дракона", когда один из персонажей пьесы по имени Генрих оправдывался: "Но позвольте! Если глубоко рассмотреть, то я лично ни в чем не виноват. Меня так учили". А Ланселот отвечал: "Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая?"

Так и здесь. В Чечне многие воевали, но почему именно Буданов зашел дальше всех в своей жестокости?

Такая особая жестокость не могла остаться "неотмеченной", учитывая, что Буданов был пойман на месте преступления буквально за руку. Это потом уже, в ходе судебного процесса, он вырос в публичную фигуру. Возник повышенный интерес прессы, общества к нему и его судьбе. Буданов стал неким символом: для одних – жестокости, для других – несправедливого обращения.
Буданов раздвоился. Он одновременно существовал, как я уже писал, и как символ, и как человек.

Так вот, жители Чечни торжествовали именно по поводу крушения символа - символ низвергнут, значит, справедливость восторжествовала.

В то же время Буданов-человек, как один из многих военных преступников, был неинтересен и при жизни, и после смерти. Не случайно, что информационная волна на тему убийства Буданова в самой Чечне быстро сошла на нет. Услышали, порадовались и забыли про бывшего полковника. Остался лишь интерес – что скажут по новостям, нашелся ли убийца? И все.

Чего не скажешь об остальной России. Вот уж где пошел вал. Какие только версии не назывались, какие последствия не прогнозировались – от "кровной мести" то ли родственников, то ли всего чеченского народа до личной "заказухи" от Рамзана Кадырова.

Я не самый большой специалист по "кровной мести". Никогда не занимался примирением кровников, не участвовал в подобных процедурах, даже не находился в состоянии "кровной мести" с кем-нибудь. Но думаю, те "эксперты", что пишут "Буданова убили из-за кровной мести" и сидят где-то в центральной полосе России, знают о "кровной мести" еще меньше моего (причем, скорее всего, по комедии "Кавказская пленница").

Так вот, я всегда был уверен, что "кровная месть" - это не просто институт наказания за преступление. Это институт, направленный, прежде всего, на предотвращение преступления. Попросту говоря, зная, что тебя могут наказать аналогичным образом, десять раз задумаешься, прежде чем пойти на убийство. Тем более, что отвертеться будет невозможно. Сбежишь ты, пострадает твой родственник.

К чему я это рассказываю? Да, к тому, что "кровная месть" - это для "своих", для тех, кого можно остановить простым напоминанием о возможном возмездии. А для остальных нет никакой вендетты. Убил - отвечай по закону. Кстати, от нескольких людей в Чечне я слышал сожаление, что даже своей смертью Буданов ускользнул-таки от справедливого суда. "Гаага по нему плакала", - говорили мне некоторые, имея в виду Гаагский трибунал по военным преступникам.

"Заявление" же Кадырова в интервью прессе несколько лет назад, которое эксперты прозвали "угрозой в адрес Буданова", я уверен, было обычным политтехнологическим ходом. Сразу два зайца убивались – Кадыров показывал себя как чеченский лидер (защитник чеченского народа и радетель его интересов) и одновременно давил на федеральный центр. Подобная тактика вообще в его приоритетах, как мне кажется. Любит он прозондировать мнение Кремля.

Кто же убил экс-полковника? Будь это действительно возмездием, я думаю, это не было бы убийством. От одного человека я слышал интересное мнение. "Не такого он наказания заслуживал. Не убийства, а чего-то аналогичного тому, что совершил он сам", - сказал он.

Однако мы имеем убийство. Тщательно спланированное, с отходными путями и уничтожением улик. А после убийства - похороны с воинскими почестями. И снова мнение человека из Чечни: "Буданов - сакральная жертва. Сами же нацики его и завалили. Кем он был после того, как сам сознался в преступлении? Обычным преступником, просто отсидевшим за свое. А смерть обелила его, сделала героем. Не удивлюсь, если кто-то потребует и канонизировать его".

И действительно, за таким символом могут двинуться очень многие. Ведь пошли когда-то в Германии нацисты за Хорстом Весселем.

ý iD

ý navigation

ý © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.