ý

Архив 2011-12

Публичная казнь дагестанской журналистики

Руслан Таркиев | 10:46, вторник, 27 декабря

Комментарии (0)

Очередное дерзкое убийство журналиста произошло в Дагестане. Хаджимурад Камалов был не просто журналистом, он стоял у истоков и руководил первой по своей сути независимой газетой в республике. "Черновик" за 8 лет своего существования для тысяч людей стал практически единственным местом, куда можно было прийти со своей болью и неразрешенными проблемами.

Для Камалова не существовало табу, если факты говорили о нарушении закона чиновниками любого ранга. Он не раз отмечал, что правоохранительные органы республики работают неэффективно, причем это были не голословные популистские заявления. Говоря о своих убитых коллегах, Хаджимурад упоминал, что в Дагестане практически не осталось настоящих следователей-профессионалов, которым по силам раскрывать подобные преступления.

Журналистов газеты не раз пытались обвинить в экстремизме, на них неоднократно заводили уголовные дела. Но суд всякий раз выносил сотрудникам "Черновика" оправдательный приговор.

Убийца поджидал Камалова в четверг поздно вечером. В этот день "Черновик" сдавался в печать, и Хаджимурад задержался на работе допоздна. Своему водителю он поручил отвезти кальку со свежим номером в типографию, а сам вышел на улицу, чтобы поймать такси.

Киллер подошел к стоявшему возле дороги журналисту и хладнокровно начал стрелять. Даже в этот момент Камалов попытался схватить убийцу, ему удалось повалить киллера на землю, но силы были неравны.

Кто убил популярного в Дагестане журналиста, и, главное — кто являлся заказчиком, предстоит выяснить следствию. Но, как полагают коллеги Камалова, шансов на раскрытие преступления практически нет. За последние годы в республике убиты 14 журналистов, и ни одно преступление до сих пор не раскрыто.

Хаджимурада хоронили в пятницу, в святой для мусульман день. Из мечети друзья, родственники и близкие журналиста на руках, сменяя друг друга, понесли его на кладбище, расположенное на окраине Махачкалы. Путь предстоял неблизкий — около десяти километров. И все это время траурная процессия, которая насчитывала несколько тысяч человек, молчаливо шла по центральным улицам столицы Дагестана. Полицейские не мешали шествию, наоборот, помогли оперативно освободить от автомобилей городские улицы. Лишь на несколько минут колонна приостановилась возле редакции "Черновика", который стал вторым домом Хаджимурада.

Прохожие, оказавшиеся свидетелями многочисленной траурной процессии, порой спрашивали - "Что случилось?". Узнав, что хоронят популярного журналиста, никто не возмущался, а некоторые присоединялись к шедшим на кладбище.

Удивительно было наблюдать, что смерть Камалова объединила всех. Плечом к плечу шли в одной колонне представители традиционного ислама, салафиты, атеисты, чиновники, люди всех возрастов и социальных слоев.

Кому была выгодна смерть Хаджимурада Камалова? Этот вопрос задают себе многие. Вместе с общеизвестными фразами, наподобие "дестабилизации обстановки в республике" среди обывателей гуляют самые фантастические версии. Уже создано несколько комиссий по расследованию преступления, силовикам поручено "рыть землю".

Но хватит ли возможностей у дагестанских правоохранителей объективно и с должным рвением расследовать убийство? А если следы приведут "не туда, куда надо"? В связи с этим главный редактор "Черновика" Биякай Магомедов предложил обратиться к властям страны с предложением создать для расследования специальную засекреченную группу, куда войдут лучшие оперативники России.

Если справедливость не будет восстановлена, смерть Хаджимурада Камалова может поставить крест на независимой журналистике в Дагестане... А пока дагестанские журналисты задаются вопросом: "Кто следующий"?

Совместно с интернет-СМИ

Необыкновенное свинство

Лечи Хамзатов | 11:45, пятница, 23 декабря

Комментарии (3)

5-го декабря, наутро после выборов депутатов Госдумы России, в Москве произошло довольно неординарное событие. Трое неизвестных мужчин возложили к памятнику бывшему главе Чечни Ахмату Кадырову две свиные головы, и спокойно ушли.

Это происшествие, которые некоторые СМИ поспешили назвать актом вандализма (хотя уголовное дело по факту было возбуждено только по статье "хулиганство"), отражает реальное отношение большинства российских обывателей не только к Кадыровым (старшему и младшему), но и к путинской системе власти, которая возвела в свое время бывшего духовного лидера Ичкерии и его одиозного сына на должности первых лиц Чеченской Республики.

Ведь чем, по большому счету, известен Ахмат Кадыров? Тем, что во время первой военной кампании в республике объявил джихад (священную войну) России и открыто призывал каждого чеченца убить по 150 русских, чтобы, как он считал, решить проблему независимости Ичкерии. Это сейчас в Чечне, где непомерно раздули культ личности обоих Кадыровых, бывшего руководителя называют человеком, спасшим чеченский народ, ушедшим непобежденным (хотя непонятно, кто, зачем и как собирался его побеждать), лидером, который вместе с Путиным отстоял целостность России, и так далее и тому подобное.

Две свиные головы, которыми Ахмата Кадырова "удостоили" то ли хулиганы, то ли националисты, то ли экстремисты, весьма символичны. Кадыров-старший, пожалуй, служит редчайшим в истории примером политического игрока, воевавшего сначала на одной стороне (за независимость Чечни, удостоившись высшей награды непризнанной Ичкерии – "Честь нации"), а перейдя затем на сторону врага, получившего высшую награду России – звание Героя. Значит, по одной свиной голове за каждый из орденов.

Сегодня можно только гадать, кто именно стоял за этой акцией. Недовольных происходящим в Чечне очень и очень много. Тот же лозунг "Хватит кормить Кавказ!", в первую очередь, относится именно к Чечне, которую премьер Путин заваливает деньгами, чтобы у сверхлояльного к нему Рамзана Кадырова было чем удивлять народ и мир: новыми "потемкинскими деревнями", такими как "Грозный-Сити", "Гудермес-Сити", "Аргун-Сити", огромными спорткомплексами, горнолыжными курортами… И всем остальным, абсолютно не нужным большинству населения Чечни.

Это могли сделать как русские националисты, так и сочувствующие боевикам проживающие в Москве чеченцы. Свинья, как известно, считается в исламе нечистым животным, которого мусульмане не имеют права употреблять в пищу. И те, кто возложил две свиные головы к кадыровскому памятнику, прекрасно были осведомлены об этом. Причем, этот акт нельзя расценивать как проявление негативного отношения к мусульманам, как это пытались представить некоторые чеченские СМИ, называя произошедшее в Москве актом вандализма и попыткой дискредитации российских властей. Если бы преследовалась такая цель, то головы подбросили бы, к примеру, в одну из московских мечетей.

В данном конкретном случае речь идет просто о негативном отношении ко всему, что связано с именем Кадырова. И скорее всего Кадырова-младшего. Кто-то явно желает донести до главы Чечни, что ни основательная реконструкция улицы в Южном Бутово, носящей имя Ахмата Кадырова (на которую чеченские власти, кстати, истратили в свое время не один десяток миллионов рублей), ни выделение средств проживающим на ней ветеранам, ни постоянно демонстрируемая любовь к России, а вернее – к Кремлю, ни все прочее, что придумывает глава Чечни для укрепления своего старательно создаваемого имиджа "российского государственника", в глазах части россиян не делают его таковым.

Совсем по другому к Кадырову относится Кремль. Премьер-министр Путин, посетивший на днях Чечню, заявил, что только многомиллиардные вливания в Северный Кавказ спасают Россию от новой "братоубийственной войны". Тем самым Путин ясно дал понять, что российская власть намерена и дальше "кормить Кавказ", а значит, не в последнюю очередь, и Рамзана Кадырова. И никакие митинги националистов и примкнувших к ним известных блогеров никак не помешают дальнейшему финансированию - за видимость мира и стабильности на Кавказе, приходится платить постоянно.

Такова "награда" российской власти главе Чечни за лояльность. Другую же "награду" он получил в виде свиных голов у памятника своему отцу. Это просто необыкновенное свинство, оказывать такое неуважение героям России Ахмату и Рамзану Кадыровым.

Совместно с интернет-СМИ

Стопроцентный "выбор"

Лечи Хамзатов | 13:40, понедельник, 5 декабря

Комментарии (3)

Выборы депутатов Госдумы России и местных органов власти в Чечне состоялись. По результатам – мы снова "впереди планеты всей". Почти стопроцентная явка и почти стопроцентная поддержка правящей партии – это вам не шутка. Главное ведь не участие, а процесс подсчета голосов.

Надо сказать, что в Чечне выборы, как обычно, прошли "на ура". Власть заранее побеспокоилась о том, чтобы избиратели в день выборов могли совместить приятное с полезным (первое для граждан, а второе – для руководства республики), и направила на участки артистов, певцов, ансамбли и творческие коллективы. Чтобы праздничное настроение у людей создать.

Перед этим в борьбу за избирателей вступил и муфтият. В мечетях республики читали проповеди о том, что участие в выборах является не просто обязанностью каждого мусульманина, но и весьма богоугодным делом. А еще Кадыров, мягко говоря, подверг серьезной критике тех, кто в выборах не участвует и обозвал их обидными словами. Плюс к этому еще и агитационные плакаты "ЕдРа" на улицах.

К голосованию власти Чечни подготовились основательно, так что причин пойти на выборы у населения было сразу несколько – исполнить свой гражданский долг (для патриотов и ответственных граждан), совершить богоугодное дело (для верующих), окунуться в атмосферу праздника (для любителей культурного времяпровождения). Ну а партийные, естественно, должны были непременно проголосовать.

В итоге Чечня выдала совершенно беспрецедентный результат – почти стопроцентная явка и 99,5% поддержки "Единой России". Я тут подумал, если "едроссов" поддержали почти 608 тысяч избирателей, как только что сообщил наш ЦИК, а остальные шесть партий, начиная от "справедливороссов", коммунистов и жириновцев, всего чуть больше 2300 человек, это же каким доверием народа надо обладать партии, которую, если я не ошибаюсь, создал "лучший друг чеченского народа" Борис Абрамович Березовский в далеком 1999-ом году. Такое никакой КПСС не снилось.

Конечно, избирком не зафиксировал никаких нарушений в ходе прошедших выборов. И руководители остальных "пролетевших" на выборах партий хранят скромное молчание, делая вид, что все "было путем", а народ в едином порыве голосовал за "Единую Р". Председатель чеченского избиркома уже объяснил небывалый успех нынешних выборов "тщательной работой с населением". Успех партии власти чиновники объясняют и харизматичностью лидера регионального отделения "ЕдРа" в Чечне – Рамзана Кадырова, и тем, что в ней состоит "наш национальный лидер В.В. Путин", и тем, что "Единая Россия" является "партией реальных дел" и так далее и тому подобное.

На этом жизнерадостном фоне, как-то скучно и нелепо выглядят высказывания недовольных. Медики, например, жаловались на то, что их принудили пойти на выборы, под угрозой применения штрафных санкций (500 рублей с каждого не явившегося на голосование) и вынесения выговора; преподаватели школ – что их обязали в течение всего дня сидеть на избирательных участках в своих школах, изображая при необходимости пришедших на голосование граждан; отдельные общественники уверяли, что на некоторых избирательных участках практически не было избирателей, хотя уже к полудню там отчитывались о преодолении порога в 50%.

Главное – выборы в Чечне состоялись! Неважно, что в них "участвовали" и те, кто решил в тот день вообще не выходить из дома, и те – кто 4 декабря попал в больницу, выехал за пределы республики по делам, кто был на похоронах и так далее. Вероятно, в некоторых случаях у нас "голосовали" даже мертвые – те, кто скончался за несколько дней до выборов, но был в списках избирателей. Чуть ли не стопроцентная явка избирателей говорит о том, то в этих выборах, вероятно, участвовали и боевики, пусть их всего несколько десятков, как считает Рамзан Кадыров, или несколько сотен, как полагают российские военные. А что? Они ведь тоже граждане Российской Федерации и до вынесения приговора суда обладают всеми гражданскими правами, коими наделены все остальные жители страны. Так что порог в 99,5% поддержавших на выборах одну партию в Чечне – еще не предел. Скоро будет и стопроцентная, а "если надо" то и еще большая явка.

Кто сказал, что "Демократия – худший вид правления, не считая остальных"? Кажется сэр Уинстон Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании. Он глубоко ошибался. Хуже демократии есть еще игры в демократию. Сегодня мы наблюдаем и участвуем в этих играх. И, судя по всему, они продлятся в России, а значит и в Чечне, еще как минимум ближайшие 12 лет.

Совместно с интернет-СМИ

ý iD

ý navigation

ý © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.