ý

Архив 2012-11

Путешествие по Таджикистану

Иван Дементиевский Иван Дементиевский | 13:10, вторник, 27 ноября

Комментарии (6)

Оставив позади две с половиной недели дорог по Киргизии, хайвэй упирается в неприступный массив Тянь-Шаня. Словно разделительная полоса, позади остаются тучные зеленые пастбища, цветущие сады и море фруктов. Впереди же нас ждут безжизненные высокогорные плато с изумрудными озерами, сверкающие остроконечные вершины гор и жесткое слепящее солнце.

Где-то среди этого нагромождения камней, вьется, и набирает высоту гравийка к первому пограничному пункту. Их два - второй с таджикской стороны, а между ними километров двадцать ничейной территории. На этом коротком отрезке земли, где, кстати, живут люди, мы набираем высоту за 4000 метров.

В 6 утра мы были на границе. Воображение рисовало очередь из машин, суету на пропускном пункте, но вместо этого нас встретили закрытые ворота и пугающая тишина. Лучше не сигналить, советует водитель, будут дольше "динамить". Так что мы сидим и коротаем время в машине. В семь утра началось какое то шевеление и вскоре нас запустили на территорию для досмотра. Процедура проверки донельзя простая. Пока "водила" с документами ушел в помещение, общаемся с погранцами. Выяснилось, что трафик тут неважный. Три-пять машин в день - это нормально. Зимой дорога может и вовсе быть закрыта из-за завалов снегом.

Таджикский пост более оживленный. Ко мне подходит боец с автоматом. Нам туда, машу в сторону Таджикистана, а сам смотрю на форму и портупею – "Добро пожаловать в СССР!" "Ща", - мямлит боец и уходит. Пока ждем начальство, выходит еще один. Все признаки дембеля на лицо, ремень болтается, воротничок расстёгнут, вальяжная походка и какой-то шнурок вертит в руке. Сразу вспомнилась срочная служба на севере...

За ним следом вышел старшина. По виду настоящий душман, таких часто в боевиках показывают. Глаза красные, я так понимаю, немного курит. Стандартный вопрос, кто и зачем. Москвичи и за видами, не менее стандартно отвечаем. Неужели тут можно бывать по делам? Вокруг горы и снег. Тут от скуки наверно повеситься можно. Как тут они зимой сидят, мне даже не хочется думать.

Жаль, режимный объект и нельзя пофотографировать. Поэтому сидим и ждём. Нашу киргизскую машину отпустили, а со стороны Таджикистана приехал наш новый "водила" Мухамед. У него "Тойота Прадо", неплохо гонять на такой по горному хайвэю. Оставляем на границе небольшую взятку, стандартная плата за пятиминутную задержку, иначе долгий осмотр на час, на два. Это нормально, говорит Мухамед, все платят. В Таджикистане вообще система взяток налажена и работает сама по себе. Даже если мент не тормозит, водитель сам останавливается и несет документы. В них лежит небольшая по номиналу денежка. На чай-сигареты блюстителям порядка и закона. Поэтому размениваем купюры на мелочь.

Немного проехав останавливаемся ещё на одном перевале. Тут кажется все 4600. Вышли поснимать, пара резких движений и - уже привет одышке. Несмотря на всю нашу предыдущую акклиматизацию, в этих горах меня прилично цепляет "горняшка", но все в пределах нормы.

Первый кишлак. Несмотря на большое количество домов, жителей практически не видно. Или дети играют, или отцы, собравшись на площади, обсуждают важные дела. Услышав русскую речь, охотно общаются и даже не против сфотографироваться.

В кишлаке нашли интересную мечеть, я такой формы ещё не встречал. Впрочем, это новодел.

За кишлаком огромное озеро с бирюзовой водой. Мы ещё от дороги приметили его. Долго прикидывали, где можно выбрать точку для съёмки, но с этим не всё так просто. Почти все холмы в окрестностях находятся на китайской стороне.

Город Мургаб – место, напомнившее мне Мустанг. Те же горы вокруг, и тот же пронизывающий ветер. После обеда город вымирает, и мы отправляемся в гостевой дом. Пара поляков, двое велосипедистов, мы и…легкие приступы горной болезни.

Целый день гоним по Памирскому тракту. Поворот на Ваханское ущелье, не зная, можно просмотреть. И почти сразу же встречаем первые наскальные рисунки эпохи СССР. Еще совсем недавно тут стояло огромное количество застав. Еще бы! Тут проходит граница с Китаем и Афганистаном. Теперь можно походить по заброшенным казармам, часть которых служит жильем для чабанов, а часть используется как загоны для скота.

Дороги, кстати, в весьма неплохом состоянии. Мы иногда ехали со скоростью 120 км в час. Но ухаб и ям, конечно, тоже хватает.

По дороге встречается много мертвых овец. Пастух рассказал, что несколько дней назад были сильные морозы, и погибло большое поголовье. Теперь они лежат на солнце, но почему-то нет ни одного падальщика вокруг. Дорога иногда подходит к границе с Афганистаном метров на 50. Граница - это только название, разделение идёт по реке. Китайская сторона границы обнесена забором с колючей проволокой, но тоже есть дыры, в которые по несколько раз за день проходят яки.

Нам повезло встретить караван, шедший из Фейзабада. Это афганские киргизы, наш Мухамед мамой клялся. Старинный путь - ровесник шелковому. И до сих пор тут ходят караваны!

Чуть позже, в горах, я встретил интересные наскальные рисунки, среди которых есть сюжет про караваны. Кстати, там и проходил шелковый путь.

Вечером пастух спускался с отарой мимо меня. Со мной был проводник, которому он начал рассказывать историю этих петроглифов.

Я интересовался следами буддизма. На территории Пакистана и Афганистана сохранилось много следов буддизма. Значит и тут что-то должно остаться. Тем более в Таджикистане ислам практикуется не в такой жёсткой форме, как в том же Пакистане или Афганистане (я скорее про Талибан, который разрушал буддистские святыни).

По дороге заехали в кишлак, возле которого на холмах стоит буддистская ступа. Когда-то тут был древний город-поселение. Над ним возвышался буддисткий монастырь, от которого осталась часть стен и каким-то чудом уцелела огромная ступа. В некоторых местах я видел остатки ступ, уже почти ставших обычными холмиками, до этой же надо подниматься и, может быть, это и есть причина, по которой ее еще не разобрали.

Наверно за многие годы я первый, кто прошел тут по часовой стрелке и вспомнил мантру. Мальчишки-проводники даже поглядывали за мной, пока я ходил. Предаваясь медитации под палящими лучами солнца, я не сразу заметил пацана, это оказался местный делец и воротила опасного бизнеса. Этот юнный предприниматель показал и предложил купить один небольшой камень с золотыми вкраплениями и несколько рубинов. Сам был непротив попозировать, но фотографировать свои находки он запретил.

Кстати, многие дети тут неплохо знают английский и начинают на нем знакомиться. Что говорит о частых визитах англоговорящих туристов. Услышав русскую речь, некоторые даже удивляются.

Ещё несколько карточек из пути.

Священное озеро Ак-Балык. Говорят, увидеть белую рыбу – это к добру.

Интересное место озеро и кишлак Блюнкуль. Когда-то тут был крупный яковедческий совхоз. Теперь здесь только кишлак и метеостанция.

Два оставшихся дня гнали до Душанбе почти без остановок. Пара кадров противоположного берега с афганскими кишлаками.

Тут бы побывать в субботу, тогда можно попасть на рынок, где торгуют афганцы, но увы. В остальном дорога ничем не примечательна, кроме перевала Сагыр-дашт, где в 90-е годы шли ожесточенные бои. Пока гулял по перевалу, нашёл море гильз и не все автоматные. Шприцы. Следы пулевых отверстий на остановке и укреплениях вокруг бараков. Судя по гильзам, у ребят было что-то весьма бронебойное, способное остановить бронетехнику. Но и в ответ они получали море железа. Я осмотрел пару дзотов, количество дырок впечатляет. Не представляю, каково было тем, кто находился внутри...Снимал там на айфон, пока не вытащил карточки.

По тракту путешествует много велосипедистов. Респект им и уважуха, но по такой жаре... А по ночам в горах холодно. Удовольствие то ещё. Мне кажется, если надо быстро и сильно похудеть, то стоит проехать на велике по Памирскому тракту.

Под парусом на cевер.

Иван Дементиевский Иван Дементиевский | 16:45, понедельник, 12 ноября

Комментарии (1)

Какой же матрос не мечтает стать капитаном? Уже без малого 16 лет я сплавляюсь по различным рекам и озерам в разных уголках страны. Но это все гребля на байдарках и каяках. И тут меня пригласили поучаствовать в путешествии на яхте! Идея путешествия простая, из Московского моря, преодолев несколько озёр и шлюзов, добраться до Онеги. Там поднять парус и поймать ветер, да так, что бы свистело и кидало с волны на волну! Мне кажется, подсознательно я всё время мечтал об этом. Разумеется, то что я фотографирую, никак не отменяет прочих обязанностей, которых полно у каждого участника такого путешествия на яхте.

yacht

Первое, что требовалось для успешного участия в таком путешествии, это знакомство с капитаном и яхтой. Если с капитаном я быстро нашел общий язык, благо есть общие темы для первого разговора, с яхтой отношения наладить оказалось не так просто. "Гардарика" и вторая яхта "Восток" - это микро класс, небольшие, без какого-то излишнего комфорта яхты, где все рассчитывается впритык и по делу.

yachts

Первый шаг на палубу, и она уходит из-под ног. Надо учиться держать баланс, и если кто-то вдруг пошел по одному из бортов, надо тут же перекинуться на противоположный, тем самым уравновесив яхту.

yachts

Чтобы закрепить мое знакомство с "Гардарикой", Дима, капитан этой яхты, вручил наждачную бумагу и велел шкурить палубу под последующую покраску. И весь остаток дня я усердно шкурил, старательно вникая в непростую жизнь юнги на корабле.

yachts

Пока мы на оживленной трассе, по которой ходят грузовые и пассажирские теплоходы, идём намоторе. Таковы правила безопасности. И по рангу мы вообще должны пропускать всех, и не создавать никому помех. Все бы ничего, но это сильно сказывается на времени шлюзования. На прохождение шлюзов существует приоритет, и наивысшим обладают теплоходы с пассажирами. Следом идут танкера и всякие грузовые суда. Таким маленьким яхтам как наши, место в шлюзе достается по остаточному принципу. Увы, но в общем-то понятно почему так.

yachts

Идя в сторону Онеги мы намерено заскочили на день в Кириллов, пройти мимо красивейшего Кирилло-Белозерского монастыря мы никак не могли. И в уже вечерних лучах солнца, впервые расправив паруса, погоняли по Сиверскому озеру прямо у стен твердыни.

yacht

yachts

Тут же наконец, была поймана первая щука. Прикол в том, что снял я её широкоугольником, и когда вернулись капитаны, показал им фото. Они страшно обрадовались и уже приготовилась разделывать эту рыбину. Естественно они тут же захотели лицезреть улов, и каково же было их разочарование, когда они увидели мелкого щуренка! Мне пришлось потратить некоторое время, объясняя им, что другой, большой рыбины нет, а есть только эта мелочь и что я снял это с помощью широкоугольника :)

yachts

Через несколько дней, оставив позади многочисленные шлюзы, мы вышли на просторы Онеги. Вдруг из-за береговой линии начало открываться огромное пространство, где царил ветер, волна и небо. Немного отойдя от курса, по которому шли сухогрузы, мы, наконец-то расправили паруса!

"Перевод часов: библиотека/библиотекари"

Федор Телков Федор Телков | 11:45, четверг, 1 ноября

Комментарии (1)

Авторы проекта: Федор Телков, Виктор Белохонов, Марина Соколовская

Библиотека переживает сегодня непростые времена, потому как книга стремительно меняет свою привычную, первозданную форму. Что ждет в будущем библиотеку, как быть тысячам ее сотрудников, и что думают обо всем этом сами работники?

Сегодня, в наше бурное и непредсказуемое время, мы можем строить лишь предположения, размышлять о будущем, записывать некий «черный ящик», чтобы, спустя годы проанализировать ситуацию.

Проект был создан в двух зданиях Свердловской областной библиотеки им. В. Г. Белинского (г. Екатеринбург). Одно здание было построено в 1950-е годы как библиотека-храм: высокое крыльцо, тяжелая дверь, просторные холлы и залы, классический декор – это было место, попадание в которое можно было счесть за благо. Несколько лет в здании идут ремонтные работы.

Второе здание открыли в 2003 году: в нем много закоулков, темных уголков, стеклянные двери и диваны – все приметы места, более комфортного для человека, хотя и менее красивого, места, открытого для всех, кто готов что-либо требовать от библиотеки.

Авторы проекта задавали сотрудникам библиотеки вопрос: "Каким Вы видите будущее библиотек?"

Дарья Мальцева
Стаж работы в библиотеке – 2 года
"Я вижу свою библиотеку в будущем как главное сокровище нашего города".

Марина Софьина
Стаж работы в библиотеке – 11 лет
"Будущее библиотек – систематизация ретроспективного знания, культурный центр и центр культуры".

Лариса Поскина
Стаж работы в библиотеке – 7 лет
"Технически оснащённая, но сохранившая стиль!"

Валентина Рябухина
Стаж работы в библиотеке – 50 лет
"Будущее библиотеки – читатели, любящие книгу. Сотрудники, получившие современное веку оборудование, обеспечивающее все читательские потребности моментально!!!"

Неля Пестерева
Стаж работы в библиотеке – 21 год
"Библиотеки сдались Интернету без объявления войны".

Николай Малышев
Стаж работы в библиотеке – 8 лет
"Будущее библиотек вижу в инновационном подходе к работе информационных учреждений, в умении находить инвесторов, работать в международной системе оказания качественных услуг, в организации клубных библиотек, семейных досуговых центров".

Марина Брыжахина
Стаж работы в библиотеке – 4 года
"Думаю, что через некоторое время читатели вернутся в библиотеки, так как устанут от виртуальной реальности. Ведь когда появился кинематограф, многие предрекали конец театру, однако театр жив, и, думаю, будет жить, вот так же и библиотеки. Чего от души желаю всем библиотекам страны!"

Фаина Постоялко
Стаж работы в библиотеке – 36 лет
"Библиотека сохранится в своём первозданном виде".

Екатерина Лебедева
Стаж работы в библиотеке – 4 года
"Сложный вопрос. Если ничего не изменится, то плохо всё будет".

Надежда Немурова
Стаж работы в библиотеке – 3 года
"Будущее Белинки: лучшая библиотека Урала, современная, продвинутая, оснащённая, популярная".

Юлия Ковригина
Стаж работы в библиотеке – 5 лет
"У мыслящего и интересующегося окружающим миром человека есть домашняя библиотека. Однако она не может вместить всех необходимых книг. Поэтому библиотеки просто незаменимы! А атмосфера в них должна быть максимально приближена к домашней. Как, например, в отделе иностранной литературы библиотеки Белинского".

Марина Мехонцева
Стаж работы в библиотеке – 1 год
"Библиотека станет электронной. Все книги будут в электронном виде".

Марина Слынько
Стаж работы в библиотеке – 7 лет
"Хочется видеть библиотеку центром культуры. Она должна идти в ногу со временем. Материалы библиотеки должны быть в удобном доступе для читателей".

Екатерина Яник
Стаж работы в библиотеке – 2 месяца
"Будущее библиотеки – светлое будущее".

Алия Ахматнурова
Стаж работы в библиотеке – 3 года
"Библиотеки в будущем останутся такими же центрами просвещения и культуры вне зависимости от развития современной техники и науки. Библиотеки - это еще и дом для книг".

Марина Соколовская
Стаж работы в библиотеке – 9 лет
"Библиотека - не книжный склад, бесплатный книжный или справочное бюро, а институт, имеющий дело с попытками социального проектирования, с верой в силу знаний, с определенным типом общественного пространства. Мне бы хотелось, чтобы библиотеки не теряли из виду подобное понимание своей природы, да и читатели об этом помнили".

Юлия Новикова
Стаж работы в библиотеке – 2,5 года
"Библиотеку вижу сохранившей крепость традиций в сочетании с новым временем".

Маргарита Яковлева
Стаж работы в библиотеке – 17 лет
"Боюсь, что себя в библиотеке в будущем в упор не вижу".

ý iD

ý navigation

ý © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.