П(русская) деревня Александровка и ее жители
Известно, что самый распространенный топоним в постсоветском пространстве - это Александровка - их насчитывается около 300. Но и заграница тоже не обделена "Александровками". Одна их них - русская колония Александровка - находится в восточногерманском городе Потсдаме.
Четырнадцать русских изб и одна православная церковь - это поселение построили в 1827 году по указу короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. Дома предназначались для 12 певцов русского солдатского хора, оставшихся после окончания войны 1812 года в Германии. Александровкой колонию назвали в честь умершего в 1825 году русского императора Александра I.
Сегодня бывшая русская колония - одна из главных туристических достопримечательностей Потсдама. Бывшая - потому что "русский след" уже едва прослеживается в Александровке. Разве что внешний вид домов и один-единственный потомок российских солдат - Иоахим Григорьефф, проживающий в доме номер семь. Местные немцы воспринимают Александровку как нечто само собой разумеющееся и с удовольствием используют дорожки поселения для прогулок.
Все дома в поселении, за исключением двух, - в частной собственности. Здесь живет творческая интеллигенция: художники, писатели, музыканты и дизайнеры. Кто-то купил дом сразу после падения Стены, кто-то несколько позже. Но все жильцы обязаны соблюдать внешнюю неизменность домов - в 1999 году архитектурный комплекс был включен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.
Рок-музыкант Лутц Андрес купил дом в Александровке семь лет назад. С тех пор он интересуется русской культурой, устраивает в своем доме творческие вечера, посвященные России, и разыскивает информацию о поселении Глазово, что в городе Павловске.
Лутц Андрес поддерживает во дворе творческий беспорядок в деревенском стиле.
Дом номер 5 семнадцать лет назад купила художница и дизайнер Аня Ровердер. Дом находился в плачевном состоянии. При поддержке властей его отремонтировали, и Аня открыла на своем участке лавку, в которой продает дизайнерские аксессуары для интерьера.
Бизнес идет неплохо, Ане нравится жить в Александровке, - не каждый может похвастаться, что его дом включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Даже окрестные коты здесь, кажется, "работают" на русский имидж поселения.
Самый привлекательный дом в Александровке, под номером один - это, конечно же, ресторан русской кухни. Сюда захаживают немцы, чтобы выпить чаю из граненых стаканов в советских подстаканниках и закусить блинами с вареньем.
Заведение работает до поздней ночи.
Два дома в Александровке купил известный меценат доктор Герман Кремер. Один дом был отдан им под музей поселения.
А второй был сдан в 2003-м году в аренду семье обер-бюргомайстера Постдама Яна Якобса. Супругу чиновника удалось застать дома. Кристина Якобс работает социальным педагогом в одной из школ города. Домом она довольна - большой участок с плодовыми деревьями, отсутствие соседей, спокойный район, и, конечно, необычность постройки.
Когда-то давно в "русской" Александровке кипела жизнь. Сейчас в прусской Александровке жизнь не кипит, а идет по-немецки тихо и размеренно. Но в этом и есть нынешняя прелесть этой необычной деревни.