Кадырову не доверили Кавказ
Учреждение президентом России нового федерального округа на Кавказе и назначение полпредом Александра Хлопонина, положило конец активно муссировавшимся в Чечне слухам о том, что "главным по Кавказу" станет Рамзан Кадыров.
В последние два месяца в Чечне только и было разговоров о предстоящем переводе Рамзана Кадырова на пост "начальника Северного Кавказа". Основательную почву под эти разговоры подвел не только сам президент Чечни (который в конце прошлого года, по примеру своего кумира Владимира Путина, объявил собственным преемником не кого-нибудь, а действующего депутата Государственной Думы России от партии "Единая Россия" Адама Делимханова, по совместительству советника и двоюродного брата Кадырова, объявленного в прошлом году в розыск Интерпола), но и Кремль, неожиданно присвоивший не то старшему лейтенанту, не то капитану милиции Рамзану Кадырову звание генерал-майора российского МВД. Столь головокружительный карьерный рост, окончательно утвердил многих в Чечне во мнении, что Москва намерена передать проверенному и закаленному в боях с боевиками в Чечне и Ингушетии молодому чеченскому президенту, сумевшему к тому же за короткие сроки восстановить Грозный и добиться относительного контроля над ситуацией в республике, функции по обеспечению порядка на территории всего Северного Кавказа.
Сам Кадыров, буквально за неделю до назначения Хлопонина полпредом, тоже весьма прозрачно намекал на то, что он может возглавить проблемный регион. "Я думаю: кого назначат спецпредставителем на Кавказе? Раз за разом задаю себе вопрос и отвечаю на него: я ведь тоже представитель руководства Российской Федерации. Я провожу политику руководства страны на Кавказе, я получаю бюджетную поддержку от федерального центра. Я - законно избранный президент республики, меня президент страны рекомендовал, меня утвердил наш парламент. Я - реальный представитель Кремля. Я - полностью человек Владимира Путина... А вот если направить еще какого-то спецпредставителя на Кавказ, то ситуация станет лучше?" - заявил он в интервью "Нашей Версии".
Правда, после того, как стало известно о создании Северо-Кавказского федерального округа и назначении на должность полномочного представителя бывшего губернатора Красноярского края, Рамзан Кадыров тут же поддержал эту кандидатуру. "Он (Хлопонин), бывший бизнесмен, знаком с банковской системой, и я уверен: он поможет наладить экономическую жизнь региона. Руководство страны поддержало эту кандидатуру, значит, он способен решать проблемы, а мы будем всячески помогать ему... Мы готовы к тесному взаимодействию с полпредом президента", - сказал Кадыров.
Примечательно, что по большому счету, полномочные представители президентов России не играли какую-то особую роль на Северном Кавказе, и в частности в Чечне. У Рамзана Кадырова были довольно ровные отношения и с Владимиром Яковлевым, и с Дмитрием Козаком, и с Владимиром Устиновым. Ни один из них не баловал республику частыми визитами и проверками. Так, сообщалось о двух визитах Устинова, трех - Козака, однажды посещал республику Григорий Рапота, а Яковлев так ни разу и не добрался до Чечни за полгода своего полпредства. По большому счету, они не вмешивались в ситуацию в Чечне, даже если дело доходило до серьезных вещей, таких, например, как отставка бывшего главы республики Алу Алханова в 2006 году, произошедшая под давлением тогдашнего премьера правительства республики Рамзана Кадырова. Возможно, это связано с тем, что Кадырову покровительствует никто иной, как бывший президент, а ныне председатель правительства России Владимир Путин.
Фактическое невмешательство полпредов "во внутренние дела" регионов, вероятно, объяснялись тем, что они не были наделены соответствующими полномочиями и правом отстранять от должности региональных чиновников любого уровня, каковыми сегодня наделен Хлопонин. Ближайшее будущее покажет, как далеко готов пойти новый полпред в случае необходимости, и как он намерен использовать практически неограниченные полномочия, предоставленные ему Кремлем, например, в плане борьбы с коррупцией, охватившей практически все органы власти. Хотя Кадыров и демонстрирует готовность плодотворно сотрудничать с новым руководителем, это вовсе не значит, что его устраивает положение вещей, когда он будет практически лишен возможности решать имеющиеся вопросы не с Москвой, а советоваться с Пятигорском, равно как и смириться с тем, что ему не удалось стать лидером общекавказского масштаба и самому занять пост полпреда.
Неожиданное решение Москвы поставить на Кавказа человека со стороны, не имевшего контактов с главами северокавказских регионов, где сильны клановые отношения и процветает кумовство и коррупция, можно расценивать не только как желание Кремля поумерить аппетиты местных руководителей, взять под контроль расходование федеральных средств и поднять экономику региона, но и как стремление "равноудалить" от Кремля президентов национальных республик. Ни для кого не секрет, что Рамзан Кадыров находится на особом положении среди других глав субъектов Северного Кавказа.
Даже главы соседних регионов, похоже, были всерьез встревожены перспективой назначения Кадырова полпредом и, комментируя решение Медведева назначить "ответственного по Северному Кавказу", упирали на то, что это должен быть человек "не из местных". Это было совсем как в известной всем комедии советских времен "Кавказская пленница", где один из главных персонажей, товарищ Саахов, говорил: "И желательно, чтобы это был человек не из нашего района!" Москва это обстоятельство учла, и главным на Кавказе, наделенным к тому же практически неограниченными полномочиями (вплоть до представления руководству страны предложений по отстранению от должностей глав субъектов), стал сибиряк Хлопонин, а не Кадыров, Евкуров, Алиев или Каноков.
Впрочем, горькую пилюлю для Кадырова значительно подсластил глава Счетной палаты России Сергей Степашин, в аккурат на следующий день после назначения Хлопонина приехавший проверить расходование Грозным выделенных федеральным центром бюджетных средств, и высоко оценивший деятельность руководства республики в этом направлении. "Чеченская Республика в считанные годы превратилась в активно развивающийся регион Российской Федерации. В этом немалая заслуга руководства республики в лице первого президента Ахмата Кадырова и нынешнего президента Рамзана Кадырова. Это не только моя точка зрения, но и руководства России", - заявил Степашин в Грозном.
Выдвигаемые некоторыми политологами (в частности Александром Дугиным и Гейдаром Джемалем), опасения по поводу того, что между Хлопониным и Кадыровым, как самым сильным региональным лидером, могут возникнуть разногласия, вряд ли можно считать оправданными. Сколь бы сильны не были амбиции Кадырова, они никогда не выйдут за рамки, обозначенные Кремлем. Кадыров, как он сам себя любит называть "человеком Путина", прекрасно понимает, что даже его вседозволенности в любой момент может быть положен конец, стоит только федеральному центру усомниться в лояльности своего назначенца.
Подтверждением этому может служить крайне нервная реакция Кадырова на появление в интернете сайта, где чеченского президента выдвигают в качестве кандидата на предстоящих в 2012 году президентских выборах в России. Интернет-портал с названием-лозунгом "Кадыров - президент России 2012 год", появился в сети в конце прошлой недели.
"Я никогда - ни во сне, ни наяву - не думал о том, чтобы куда-либо баллотироваться. Моя задача - довести до конца начатое первым Президентом Чеченской Республики Ахмат-хаджи Кадыровым дело искоренения навсегда причин, порождающих войны, трагедии, кровопролитие в Чечне, заложить навеки фундамент для мира и стабильности в регионе, обеспечить народу Чеченской Республики мирное будущее. В этом нас полностью поддерживает федеральный центр, - моментально заявил Кадыров. Это гнусная провокация людей или сил, не брезгующих ничем. Я твердо уверен в том, что за этим стоят самые отпетые враги чеченского народа и России".
С учетом этих обстоятельств, говорить о каких-то возможных противоречиях между Кадыровым и Хлопониным, о том, что в лице чеченского президента Хлопонин получит некий центр противодействия, просто неуместно. Для Кадырова, как и для любого другого регионального руководителя, любой назначенный Кремлем "хаким" (начальник по-чеченски), будет восприниматься именно как прямой начальник, а претензий к начальству у подчиненных, как известно, быть не может.
Совместно с интернет-СМИ