"Меню или меня?"
Признаться, эта история ни к чему не привязана. Недавняя командировка, а главное возвращение (я забыла зарядить электронную книгу и почти три часа была вынуждена медитировать на подходящие темы), навела меня на мысли о профессии стюардессы или стюарда, они же бортпроводники.
Давным-давно, когда билеты на самолеты стоили очень дорого, авиалинии подавали еду и напитки даже в эконом классе, а о бюджетных рейсах еще никто и слыхом не слыхивал. Стюарды со стюардессами, особенно в бизнес и первом классе, действительно общались с пассажирами, были милы и предупредительны, выполняли, если не все капризы утомленных переговорами бизнесменов, то, во всяком случае, старались.
Ах, какие были времена! Те, кому выпало летать тогда первым или даже бизнес классом, никогда этого не забудут.
Например, стюардессы компании British Airways, выполнявшей рейс из Алма-Аты в Лондон, торжественно вручали каждому пассажиру первого класса индивидуальную розочку в индивидуальном же переносном сосуде, пижаму и набор необходимой (!) при полете косметики.
Возможно, тоже самое происходило и на трансатлантических линиях, но я не знаю, не довелось.
Отличное вино, еда, за которую было не жалко отдать парочку мишленовских звезд, одеяла и подушки... В общем, семь часов из жизни миллионеров позволяли напрочь отвлечься от печальных мыслей, что между тобой и вечностью пролегал лишь тонкий слой алюминия.
Теперь массовый пассажир, особенно на Западе, закален бюджетными авиалиниями, работающими по старому доброму принципу: "спасение утопающих дело рук самих утопающих".
Еда - с собой или за деньги, подушки - если допросишься, шумные дети - на совести родителей, а бортпроводники с суровыми лицами сержантов строевой службы наблюдают за порядком и собирают деньги. В общем: хочешь экономить - терпи!
Но ведь были же, были другие времена! Вообще профессия стюардов изначально была исключительно мужской. Начиналась она в 20-е годы в Америке, и первые ее представители звались "курьерами", и, как правило, были близкими молодыми родственниками держателей акций авиационных компаний, знакомившимися таким образом с бизнесом.
Первые бортпроводницы были профессиональными медсестрами. Одетые в белые медицинские халаты или военную по стилю форму. В 30-е годы "небесные девочки" раздавали еду и успокаивали нервных пассажиров. Учитывая, что в те времена комфорт в пассажирских самолетах был далеко не таким как сейчас, а шум и грохот существенно превышали привычные нам децибелы, второе было явно не лишним.
Но, наступила Вторая мировая война, медсестры ушли в больницы или в действующую армию, о коммерческих полетах над Европой вообще пришлось на какое-то время позабыть, и постепенно медицинская квалификация стюардесс как-то ушла в прошлое.
Однако новые требования к набору бортпроводниц иначе как драконовскими назвать было нельзя. Миловидность, само собой, обязательное ношение чулок и туфель на высоких каблуках, категорическая стройность и... такая же категорически обязательная пенсия в 32 года!
Вы же понимаете, что когда феминизм цунами прошелся по западным странам, то одной из первых профессий, в которые вцепились его сторонники, была именно профессия стюардесс.
Можно только предполагать, как изрыгали гневный огонь эти дамы, когда на рекламе одной из авиалиний невероятная красотки, лукаво прищурившись, вопрошала роняющего слюну пассажира: "А твоя жена знает, что ты летишь со мной?". И все это, кстати, вполне официально.
Кстати, еще с сороковых годов в Штатах стюардесс обучали в центрах, получивших неофициальное название "Центров шарма" или "Charm farm".
В общем, феминистки добились того, что стюардессы смогли несколько удлинить юбки и прибавить пару сантиметров в талии, выходить на пенсию, когда вздумается, выходить замуж и рожать детей. Да-да, одно время в контрактах стюардесс прямо указывалось, что замужество автоматически означает разрыв контракта.
Если вдуматься, то чем в нынешнее время озабочен пассажир? Чтобы его быстро и без приключений по возможности доставили из пункта А в пункт Б и подешевле. Полеты перестали быть праздником и стали доступной реальностью. Слетать куда-то на выходные теперь тоже не проблема.
Насколько в этой ситуации его, пассажира то есть, заботит комфорт? Ну, заботит, конечно, но не до такой степени, чтобы переплачивать в три раза. В конце концов, часа четыре можно и потерпеть... Зато дешево.
Те же самые бортпроводники всех рассадят, проверят застегнутые ремни, продемонстрируют запасные выходы, объяснят, как пользоваться кислородной маской и спасательным жилетом (последнее, меня признаться, всегда очень развлекает. Как мрачно сказал как-то мой бывший босс: "Если мы грохнемся в океан, лично мне совершенно все равно, будет ли мое тело плавать или пойдет ко дну"), развезут еду, соберут за нее деньги и даже попытаются утихомирить излишне развеселившуюся компанию молодых англичан, отправляющихся на мальчишник в какой-нибудь Будапешт.
И все это в воздухе, в постоянно кондиционированном помещении, при перепадах давления в воздухе и температуры на земле. Не позавидуешь, даже если высокие каблуки и отменили.
В общем, профессия эта, потеряв несколько в гламуре, нисколько не стала легче. Хотя подозреваю, что кое-кому из тех, кто наслаждался полетами в "золотой век" коммерческой авиации, нет-нет, да и взгрустнется.
Ведь было же время! Да, еще какое время! Да, какие девушки! Недаром, опубликованные в 1967 году фиктивные мемуары двух стюардесс под завлекательным названием: "Меню или меня?" ("Coffee, Tea or Me?") спровоцировали появление трех продолжений, телефильма и фантазии тысяч мужчин!