Неужели нет героев?
Лет семь-восемь не смотрел российских ток-шоу. Рамки таких программ давно известны и особых новаций ждать не приходится. Говорят там, в общем, об одном и том же. Телевидение пытается нас убедить, что за час эфира можно найти правду, понять, кто прав, кто виноват. Это все напоминает мне бессмысленные товарищеские суды времен СССР.
Но в январе по настоятельному совету друзей посмотрел два ток-шоу на Первом канале, посвященных проблемам детей-инвалидов и их близких.
Точнее, якобы посвященных. На самом деле больные дети использовались как предлог для выяснения сложных отношений между родителями и для защиты чести чиновничьих мундиров.
Беда в том, что по таким программам у телезрителей складывается стойкое ощущение: инвалиды могут лишь жаловаться, просить и требовать. О наших настоящих проблемах почти не говорилось.
В первой программе встретились родители малыша больного микроцефалией. Сейчас мальчику 2,5 года. Только год они прожили вместе.
Потом жена, забрав сына, ушла из дома, как утверждает муж. Жена наоборот говорит, что это он их выгнал на улицу, а теперь не дает деньги на лечение их мальчика. Отец в ответ показывает платежки на полтора миллиона рублей, переведенных для сына.
Затем жена срывается на крик и продолжает говорить на повышенных тонах до конца программы. Припоминает мужу все мелкие претензии, а "выводить на чистую воду" бывшего зятя ей помогает мама. Обе яростно требуют одного - средств на содержание и лечение мальчика.
Всю программу мной владели чувства неловкости и безнадеги.
Во втором ток-шоу было рассказано о 10-летнем мальчике с врожденным пороком сердца. Мальчик рос в детском доме, и на операционный стол его положили только после того, как он перестал ходить. Однако после первых вдохов наркоза он впал в кому.
Слава Богу, добрые люди собрали деньги и отправили его в немецкую клинику.
Там мальчика выходили, провели необходимую операцию на сердце. Сейчас он проходит курс реабилитации. Нашлась семья решившая взять его к себе из детдома.
Ясно, процесс восстановления мальчика будет длительным. Слишком много потеряно здесь времени и возможностей сохранить хрупкое детское здоровье из-за нерасторопности чиновников и медиков. А если бы ему сделали операцию в течение первого года жизни, тогда он развивался бы нормально.
Но если вы думаете, что разбору именно данной проблемы или тому, кто поможет приемной семье растить сына, была посвящена программа, вы глубоко ошибаетесь.
На ток-шоу редакторы пригласили родную мать мальчика, которая 9 лет назад отказалась от него и ни разу не приехала в детдом повидать сына. Женщина, судя по всему, хорошо знакома с зеленым змием. И львиную долю программы зрители и гости студии обсуждали вопрос: можно ли отдать ей ребенка?
Правда, было и несколько реплик, что, нет у нас службы сопровождения семей с инвалидами, что соцчиновники должны напрямую зависеть от качества и нужности предоставляемых услуг людям с ограничениями по здоровью. Но эти замечания пропали в пылу обсуждения.
А ведь многие инвалиды верят, что после подобных программ в их жизни произойдут какие-то изменения, волнуются, не спят ночами.
... В конце 90-х я впервые увидел по нашему ТВ запись ток-шоу известной американской телеведущей Опры Уинфри. Она беседовала с популярным в 70-80-е годы актером кино Кристофером Ривом. Его Супермен, который всегда был защитником справедливости, восхищает, по-моему, и нынешних мальчишек, через 40 лет после выхода фильма на экран.
Кристофер увлекался верховой ездой. Неудачно упав с лошади в мае 1995 года, он повредил шейный позвонок и стал полностью парализованным.
Сколько же такта и внимания было в поведении Опры Уинфри, когда к ней подвезли актера в инвалидном кресле! У Рива было подвижным только лицо, но он мог отвечать на вопросы. И они говорили о его киноработах и о том роковом падении с лошади, о ходе лечения и даже о ролях, которые он хотел бы сыграть, когда встанет.
Вскоре после начала интервью я забыл о состоянии Кристофера, уже не видел его кресла. Передо мной были два умных и добрых человека, ведущих интересную беседу!
Неужели у нас не могут снимать такие программы? Неужели нет героев для них?
Или, может, нет желания?
В начале прошлой осени в Лондоне прошла Паралимпиада по летним видам спорта. Команда России по числу полученных медалей там заняла второе место!
Кто сейчас об этом вспоминает? Как зовут спортсменов-инвалидов, принесших слову родине?
В сентябре после возвращения наших паралимпийцев домой по ТВ промелькнуло несколько поверхностных ток-шоу с их участием. А как они живут сейчас? Помогла ли победа в Лондоне обрести уверенность в повседневной жизни? По-прежнему ли интенсивны их тренировки?
Говорят, больше внимание власти и спонсоры сегодня отдают подготовке спортсменов к зимней паралимпиаде, а летние виды пока отошли на второй план.
Уже третий год в нашей стране действует программа "Доступная среда", якобы призванная облегчить передвижения инвалидов на улице, в домах и различных учреждениях. Но нас никто не спрашивает: что бы мы хотели получить в итоге? Мудрые чиновники сами знают, как нас осчастливить.
Недавно одно из самарских обществ инвалидов проверило, насколько готовы в нашем городе объекты, построенные по этой программе. Оказалось, что пользоваться нельзя около подобных 90% сооружений. То пандус сделан под углом 40-50 градусов вместо 25, то поручни прибиты высоко. Их нужно переделывать, точнее, делать заново.
Разумеется, при небольшом усердии информацию по данным темам можно найти сегодня в интернете, увидеть ее в нечастых передачах и фильмах на кабельных телеканалах. Однако я имею в виду мощные федеральные каналы, доступные большинству телезрителей страны и активно воздействующие на общественное мнение.
Только слабо воздействуют они на привлечение внимания к проблемам инвалидов.
Жуткая трагедия разыгралась в Барнауле 9 декабря 2012 г. 28-летний инвалид с задержкой психического развития Виталий Седухинский простоял 12 часов на улице, на морозе 40 градусов. У всех на виду.
Днем, после обеда они с мамой поехали на процедуры в поликлинику. Мать помогла сыну зайти в автобус, а сама замешкалась на остановке. Водитель, не проверив, все ли зашли, закрыл двери и уехал. На конечной остановке они с кондуктором высадили Виталия из салона. Так он там и простоял до 3 часов ночи пока какая-то сердобольная женщина не вызвала ему "Скорую помощь".
В связи со своей болезнью Виталий не мог ни с кем общаться. Не мог даже попросить о помощи.
Конечно, его мать ездила по городу, искала сына. Выбившись из сил, она обратилась в полицию, но дежурный не стал ее слушать. Лишь глубокой ночью смогла она найти Виталия.
У него были сильно обморожены кисти обеих рук. Пальцы пришлось ампутировать. И дело вроде бы шло на поправку, но 8 января Виталий неожиданно умер. Врачи до сих пор не назвали официальную причину его смерти.
Почему никто не пытается разобраться: как могло произойти, что человек оказался один среди людей?
Почему об этом случае не говорят на центральных каналах? Берегут покой телезрителей?
КомментарииОставить комментарий
Да, чувство неловкости и безнадеги. И не только от ток-шоу, но в основном от всего нашего ТВ. И не только от него.