Об эквиваленте добра
Трудно изо дня в день сидеть на новостях и не стать мизантропом. Руки опускаются от несовершенства мира и людской глупости.
Но на днях я от души порадовался.
Моя жена, которая трудится административным директором в одной компании, вместе с коллегами из других фирм побывала на презентации в эстонском посольстве.
Что они рекламировали? Возможности своей страны по проведению бизнес-конференций и тренингов!
Великолепно! Аплодисменты! Приз в студию!
Любят эстонцы нас или не любят, кто кого аннексировал, что там подписывали Молотов с Риббентропом, теперь, оказывается, дело десятое. Из "оккупантов" и постылых соседей по советской коммуналке русские превратились в денежных клиентов - и их завлекают в страну, надо будет - красную дорожку под ноги раскатают!
Москвичи, в свою очередь, не дуются из-за того, что эстонцы ушли от нас, как Колобок от бабушки с дедушкой, и вступили в НАТО, что кто-то в лохматые годы служил в СС, и куда переставили памятник. Бизнес делать надо!
На смену варварскому принципу: "Чужой - враг!" идет разумный и человечный: "Кто платит - друг!".
Лучшая гарантия мира - взаимная выгода. А там, может, и до искренней приязни дойдет.
Если люди заключают сделку, то обращаются друг с другом, как минимум, вежливо. А отказываться от нее ради принципа - не от большого ума.
Деньги называют "желтым дьяволом", но на самом деле это эквивалент добра и терпимости.
Большим противником капитала и меркантильного подхода к жизни был Адольф Гитлер. Ему хотелось, чтобы историю делали национальный дух и железная воля избранных Провидением вождей.
Большинство войн начинались не из-за материальных интересов, хотя и это имело место, а из-за религии, идеологии, личных и коллективных амбиций.
Примерно сто лет назад работать и торговать окончательно сделалось выгоднее, чем воевать. Земля перестала быть главным источником богатства, производительность труда и ценность человеческой жизни выросли настолько, что никакие приобретения от победы не оправдывают потерь.
Беда в том, что сознание отстает от реальности.
Недавно по другому поводу я вспоминал рассказ Конан-Дойля "Возвращение Шерлока Холмса". Сейчас приходит на ум другое произведение классика: "Второе пятно".
Неназванный "иностранный монарх", в котором, впрочем, легко угадывается кайзер Вильгельм, прислал королеве Виктории личное письмо с резкими выражениями. "Враги этого монарха", надо полагать, французы, крадут документ из дома высокопоставленного дипломата, чтобы опубликовать его, вызвать в Британии взрыв гнева и втянуть ее в войну на своей стороне.
Помню, я в детстве был потрясен: да хоть бы монарх всех козлами назвал - из-за слов кровь проливать?
А ведь это не художественный вымысел. Именно так началась франко-прусская война 1870 года. Париж что-то хотел от Берлина (что именно, никто давно не помнит), Бисмарк возражал, французский посол поехал за королем на воды в Эмс, чтобы пообщаться без помех. Бисмарк устроил так, что король дипломата не принял и велел газетам напечатать короткую информацию: "Его Величество передал послу через своего адъютанта, что ему не о чем с ним разговаривать".
Понятно, что "железный канцлер" все нарочно подстроил. Но и французы хороши. Спровоцировать и подставить можно только того, кто сам готов быть спровоцированным и подставленным.
"Левиафан" Бориса Акунина заканчивается потрясающей сценой, в которой представители двух самых передовых наций того времени, британцы и французы, сцепились из-за клада, не принадлежавшего ни тем, ни другим, при этом никто и не думал на сокровища индийского раджи сделать что-то хорошее и полезное. У всех одно было на уме: пусть моя страна вооружится еще больше, и покажет всем кузькину мать!
Вот с такими настроениями и докатились до первой мировой войны, а уж затем, как следствие, и до второй.
Вытащили ноги из кровавого болота, в котором гнили миллионы трупов. Осмотрелись. И помаленьку начали кое-что понимать.
Несколько столетий Франция и Германия оспаривали друг у друга Эльзас и Лотарингию. У каждой стороны была своя историческая правда, тем и другим за "святое национальное дело" ни своих, ни чужих жизней было не жалко.
Несколько лет назад на лентах информагентств прошла новость: Берлин и Париж создают совместную мотострелковую бригаду из двух батальонов, французского и немецкого, с дислокацией в Эльзасе.
Еще полвека назад президента Франции, пустившего немецких солдат на французскую землю, сограждане просто линчевали бы. А сегодня это никому не важно, и не интересно. Вопрос для штабистов и интендантов.
Со временем и до россиян дойдет, что принадлежность Крыма, вокруг которой ломается столько копий, никакого практического значения не имеет. Можно подумать, окажись он в составе РФ, нас туда начнут принимать на отдых бесплатно! Если у человека есть деньги, он желанный гость, хоть в Ялте, хоть в Акапулько, и что за разница, какой там флаг висит над административным зданием.
Одна из моих любимых книг - "Бессонница" Александра Крона. Главный герой, ученый, разведясь с женой, оказался совершенно беспомощным в житейских делах. Его ангелом-хранителем и палочкой-выручалочкой стала домработница, пожилая деревенская женщина. Малограмотная, она, тем не менее, часто удивляла профессора своей мудростью.
Однажды за чашкой чая бабушка сказала: "Людей вечно бранят за то, что они все делают из выгоды. Да так от них больше проку было бы, а то ведь все делают из зависти и гордости!".
Перестать меряться крутизной, сделать условными границы, реже вспоминать, кто какой национальности! Помнить историю, но не затем, чтобы себя считать святыми, а всех окаянными, а чтобы вместе сказать: "Никогда больше!". Работать, покупать хорошие вещи, путешествовать и развлекаться!
Что еще нужно? Что мешает?
"Средства у нас есть, у нас ума нет!" - говорил Кот Матроскин.
Презентация в эстонском посольстве вселяет надежду, что ум - дело наживное.