О голливудских фильмах
Чтобы попробовать разобраться, надо начать издалека.
Мне кажется, прав писатель и философ Михаил Веллер: человек отличается от высших животных лишь одним: данным Богом или природой избытком нервной энергии сверх необходимого для жизни и продолжения рода.
Людям нестерпимо охота все познать, попробовать и переделать, оставить свой след на Земле.
Благодаря энергоизбыточности, обычно называемой разумом, человек создал культуру и цивилизацию, додумался до таких вещей, как Добро, Совесть и Справедливость. По этой же причине он способен на зверство, какого не творит ни один хищник, и при отсутствии самоконтроля может вообще планету грохнуть. Ничего не попишешь: все на свете имеет хорошую и плохую сторону, в том числе разум.
Мир делится на материальный и идеальный. Человек с одинаковой охотой переделывает и тот, и другой (смотря, что у него лучше получается).
Нефтяник качает "черное золото". Здорово меняет внешний мир: ковыряет недра, вытаскивает на поверхность топливо, энергия которого изменяет мир еще больше.
Актер играет на сцене, потом переодевается и уходит домой. В материальном мире не меняется ничего, в идеальном - очень много: люди испытывают сильные эмоции, в ком-то они пробудят воображение, вызовут прилив энергии.
Невозможно сказать, что тут базис, а что надстройка.
С одной стороны, когда человеку нечего покушать и надеть, ему не до духовных исканий.
С другой стороны, наши далекие предки превратились из обезьян в людей в тот самый момент, когда начали без видимой практической пользы разрисовывать стены пещер. Созданные воображением Шерлок Холмс и д'Артаньян живее всех живых, а Артур Конан-Дойль и Александр Дюма интересны человечеству исключительно в качестве их создателей.
Жажда деятельности уравновешивается в человеке ленью, которую философ Авенариус считал проявлением инстинкта самосохранения, и боязнью нового и неведомого. На одном полюсе Фрэнк Каупервуд, на другом Обломов, а все остальные где-то посередине.
Страшно вымолвить такое в эру политкорректности, но и народы бывают более и менее активными.
А еще и отдельные люди, и народы бывают по натуре экстравертами и интравертами, то есть нацеленными в большей степени на работу с миром внешним, либо внутренним.
Американская цивилизация - самая энергичная и экстравертивная в истории, после, возможно, Древнего Рима.
Объяснение на поверхности: им достался огромный, богатый, девственный материк. Там было что изменять. Рассусоливать некогда, надо дело делать!
В тех странах, где все давно заселено и освоено, точек приложения энергии во внешнем мире меньше, и она идет на копание в себе.
К тому же несколько столетий шла и сейчас продолжается целенаправленная селекция. В Америку едут люди наиболее активные и направленные на переделку внешнего мира. У кого душа лежит к философии или поэзии, в основном, остаются дома.
Конечно, все не однозначно. У Старого Света имеются грандиозные материальные достижения, и в Америке есть богатая культура и интеллектуалы. Но в среднем, в общем и целом, явление наличествует.
Облить друг друга презрением - проще всего. Американцы могут сказать, что мы занимаемся мерихлюндиями. Мы можем обозвать их бездуховными и свести "американский размах и деловитость", которыми восхищался даже Сталин, к вульгарной жажде наживы. Все работы хороши, люди (и страны) всякие нужны.
А искусство, и кино в частности - зеркало национального характера.
Голливуд лучше всех снимает исторические, современные и фантастические боевики, то есть фильмы о борцах и активных переделывателях внешнего мира. Психологические драмы, вроде "Осеннего марафона", где мало что происходит, а вот показывается, как человек страдает - не его жанр.
К тому же в Америке кино - в меньшей степени способ самовыражения творческих людей, и в большей степени бизнес.
С одной стороны, это жесткая конкуренция, серьезный подход к делу и профессиональная работа. Режиссура, актерская игра, техника и спецэффекты на высоте. С другой стороны, у Голливуда есть набор беспроигрышных клише, характеров и ситуаций, находящих отклик в душе среднего зрителя - и конвейер пашет.
А что-то действительно выдающееся у всех выходит редко. Не помню, кому принадлежит наблюдение: в любой стране в год могут быть сняты три-пять запоминающихся фильмов. Почему именно столько - неизвестно. Эмпирический факт.
Причем от масштабов киноиндустрии это не зависит. Можно выпускать десяток фильмов в год, как в СССР при Сталине - хороших будет половина, можно 600, как в Индии - хороших будет столько же.
Ну, вот так, примерно.