О "дуре" на Охотном Ряду
Я собирался закончить год историей о хороших российских копах и вернуться к ведению блога после каникул. Накануне праздника очень хотелось написать о чем-то хорошем и не портить настроение ни себе, ни людям. Да разве дадут?
Заранее прощу прощения у читателей: сегодня у меня последний рабочий день, так что тем, кто пожелает ответить, придется подождать моих комментариев до 9 января.
Засим к существу дела.
Тележурналист Владимир Познер в своей программе на Первом канале назвал нижнюю палату российского парламента "государственной Дурой", тут же извинившись за оговорку.
Во время войны был случай. Редакцию одной дивизионной газеты в полном составе отправили в штрафбат за то, что в слове "Сталинград" оказалась пропущена буква "р". Журналисты и корректоры рыдали, уверяли, что это чистое недоразумение, но дознаватель СМЕРШа заявил: "А почему вы случайно не пропустили букву "г"? Ну, вышло бы на худой конец, "Сталинрад"!
Не знаю, ошибся ли Владимир Владимирович или так пошутил. В любом случае, точно выразил мнение многих граждан.
Четыре депутата возбудились посреди каникул и посулили, после того как выпьют, закусят и посмотрят новогодний "огонек", со свежими силами разработать закон, который перекроет Познеру возможность работать на телевидении.
Назову их поименно: народ должен знать своих героев. Михаил Старшинов из "Единой России", Олег Денисенко из КПРФ, Игорь Зотов из "Справедливой России" и Андрей Луговой из ЛДПР (тот самый, с которым рекомендуется, на всякий случай, чай не пить).
Казалось бы, сказал и сказал. Познер думает так, а вы по-другому. Можете выразить ему свое несогласие и обиду, сказать в ответ, что вы, в свою очередь, невысокого мнения о Познере. Нет, руки сразу тянутся к дубинке и кляпу.
Основание - помимо российского, у Познера есть паспорта США, где он провел молодость, и Франции, где он родился.
В советскую эпоху при поступлении на работу надо было заполнять графу "Имеете ли родственников за границей?".
Еще понятно, когда обладателей двойного гражданства или имеющих за рубежом близкую родню не допускают на госслужбу либо в военные лаборатории.
Сколько же крика было в нашем богоспасаемом отечестве, когда британские власти вынудили российскую гражданку Екатерину Затуливетер уйти с должности помощника члена палаты общин Майкла Хэнкока!
Хэнкок известен левыми и антисистемными взглядами. Но он был избран от округа, в котором находится единственная в стране база атомных субмарин и на этом основании попал в парламентский комитет по обороне.
Нашел, кого взять в помощники! Для сравнения можно сказать, что это примерно как если бы в оборонном комитете Госдумы заседала Валерия Новодворская, а помощником у нее был экспат с британским паспортом. Понятно, никакое государство такого не потерпит независимо от того, является этот экспат разведчиком, или нет, и, надо полагать, правильно поступит.
Но Познер не политик и не должностное лицо. Он человек свободной профессии, с принятием решений и государственными секретами никак не связан. На кого еще заблагорассудится "банде четырех" распространить понятие сомнительных контактов? Скоро только сантехником можно будет работать?
Владимира Владимировича Познера уже четверть века знает вся Россия. Он один из старейших и лучших - возможно, самый лучший российский тележурналист. Человек взвешенный и абсолютно независимый. Имел проблемы с начальством и в России, и в США, потому что говорил то, что думает.
Кстати, французское гражданство он получил сравнительно недавно по так называемому "праву почвы" и никого об этом не просил. Правительство Франции предложило ему паспорт по собственной инициативе.
Познер в сто раз ценнее и важнее для России, чем четверка депутатов, которые не совсем понятно, откуда взялись и что полезного сделали.
Секретарь президиума генсовета "Единой России" Сергей Неверов сказал, что решит, поддерживать ли законопроект, когда увидит текст.
Ну, это для красного словца. Не когда увидит текст, а когда "посоветуется с товарищами" из кремлевской администрации. Лично Владимир Путин вряд ли станет что-то обсуждать с Неверовым, не та фигура.
Имя Познера уже всплыло на пресс-конференции Путина 20 декабря. Молодая журналистка, видимо из "поколения Селигера" (сталкиваясь с такими людьми, я каждый раз вспоминаю известную песню группы "Наутилус Помпилиус" про гороховые зерна: "Хоп! - стучит горох о стену. Вот так вырастили смену!"), выразила недовольство тем, что "какой-то Сванидзе и Познер" говорят не то, что ей хочется слышать.
Путин ответил уклончиво: руководство каналов, видимо, хочет представить все имеющиеся точки зрения.
То есть, это политика руководства каналов, а у президента по данному вопросу позиции нет. Вместо того чтобы сказать милой барышне, что по конституции, гарантом которой он является, все мнения имеют одинаковое право на существование, а поучиться вежливости по отношению к оппонентам, особенно к старшим, было бы не худо. Что это еще за "какой-то Сванидзе"? Сначала пусть поживет на свете и поработает в журналистике столько, сколько Николай Карлович!
Очень надеюсь, что Путин не захочет позорить страну и не даст отмашки очередной безумной инициативе. Хотя неоднократно по самым разным поводам ваш покорный слуга, мои знакомые, коллеги и авторитетные эксперты говорили: "Да нет, это невозможно, полный бред!" - а оказывалось, что очень даже возможно.
В открытом письме Познеру депутаты обвинили его в том, что он, не уважая Думу, не уважает страну и "плюет на мнение граждан России".
На самом деле, это Дума в ее нынешнем составе не отражает мнение всех граждан России.
Яркий пример - "закон Димы Яковлева". По данным опроса, поддерживают его 56% россиян, и то с разными оговорками, против 21%, а 23% определенной позиции не имеют.
Наверное, было бы логично, если бы голосование в Думе отразило этот расклад: незначительное большинство "за", пятая часть "против", остальные воздержались.
Вместо этого мы увидели советский "одобрямс".
Почему?
По поводу выборов в декабре прошлого года у оппозиции есть вполне определенное мнение. Но, даже если оставить в стороне предполагаемые фальсификации, проходили они по абсолютно антидемократическому закону, практически исключавшему регистрацию партий, неугодных Кремлю. Либералы в выборах не участвовали.
Значительная и не худшая часть общества не представлена в парламенте, и вообще во власти.
Стоит ли удивляться, что эти люди чувствуют себя оскорбленными, пораженными в правах, и, мягко говоря, не питают к этой Думе и принимаемым ею законам большого уважения?
Депутатам следовало бы не козырять тем, что их "выбрал народ", а понимать ущербность и временность такого положения и руками сильно не размахивать.
Вместо этого на любую критику они отвечают попытками еще что-нибудь запретить и ограничить. Вы нас так? А мы вам вот здесь кислород перекроем!
"Морду обрить ты мне можешь, а душу - выкуси!" - говорили петровские бояре.
То, что власти над умами у них нет, понимают даже нынешние правители. Им нужно, чтобы все молчали и фигу показывали исключительно в кармане.
В советское время люди, как миленькие, ходили на собрания, политзанятия и демонстрации, по приказу называли черное белым, белое черным, а в своем кругу вздыхали: "С волками жить - по-волчьи выть!".
Плевать, что вы думаете, главное, чтобы "выли" в унисон!
Только для советской власти это плохо кончилось.
Тем, кто пытается силой уважать себя заставить, неплохо бы вспомнить фигуральный смысл этого выражения. По "Евгению Онегину".