О том, как не сломаться
Два года назад я ушла с работы в общественной организации инвалидов-колясочников "Десница". В какой-то момент я стала чувствовать, что произошли перемены и речь о стереотипах в отношениях между обществом и инвалидами уже менее актуальна. Да и я несколько устала от общественной жизни.
К тому времени организация уже вовсю сотрудничала с госструктурами Самары и области, и решение вопросов доступной окружающей среды, образования, трудоустройства и других перешло на иной уровень. Это радует. Но, конечно, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
Когда я пришла в "Десницу", там активно действовала патронажная служба. Сотрудники, сами колясочники, по 2-3 человека приезжали на дом к людям, кто тоже по разным причинам вынужден был пользоваться коляской. Чаще выезжали к тем, кто недавно получил травму и еще не освоился с новым состоянием - еще непонятно было ни самому человеку, ни его родственникам, как с этим жить.
Рассказ о себе и организации, обмен опытом в решении схожих проблем, показ возможностей, о которых человек еще не знает, да просто человеческое участие - это помогало переоценить свое состояние, начать жить более полноценной жизнью. Кто-то после подобных посещений действительно начал вести активный образ жизни, выходить из дома; кто-то поступил в вуз, получил специальность; кто-то решил поработать в самой организации.
Патронажная служба напомнила мне период моей жизни, когда я сама была в неведении по поводу своей дальнейшей судьбы - когда завершился бурный период лечения в разных клиниках и санаториях, а также эксперименты с использованием различных народных методов. Все это позволило сбить острое течение болезни, но в то же время показало - с этим заболеванием мне придется мириться всю жизнь.
Как раз в этот период родственники, за что им огромное спасибо, приносили и показывали мне статьи, книги, передачи о людях, кто не сломался в трудный момент жизни, преодолел вязкость отчаяния и нашел свой путь в новых, предлагаемых жизнью, обстоятельствах.
Больше всего мне запомнились Людмила Киселева, о которой я рассказывала в одном из постов, и тяжелоатлет Юрий Власов. Многих уже и не помню по именам, но количество информации о таких людях вскоре переросло в качество - я начала искать свои пути реализации.
Да и в санаториях, больницах тоже происходили встречи с подобными людьми, общение с ними приносило свои плоды: видя, что с более серьезными проблемами люди умеют радоваться жизни, мне становилось неловко оправдывать свое бездействие физическим состоянием.
В начале 90-х я даже решилась написать в "Комсомольскую правду" в рубрику "Переписка", попросив откликнуться тех, кто столкнулся с таким же заболеванием. В ответ на несколько строчек моего обращения пришло более сотни писем со всего Советского Союза. Писали пожилые и молодые, кто знаком с моим заболеванием и не знаком. Люди приглашали в гости, делились своим опытом и рецептами, многие хотели просто общаться и поддержать меня. Описать невозможно, насколько это было ценно, и как мне помогла та переписка!
Уже тогда становилось понятно, что оптимизм и пессимизм, чувство юмора и его отсутствие, трудолюбие и другие человеческие качества совершенно не зависят от наличия или отсутствия инвалидности. И что надо жить и искать свои пути в задаваемых судьбой обстоятельствах.
На определенном этапе человеку, попавшему в трудную ситуацию, бывает необходима информация о людях, живущих в схожих условиях и решающих похожие проблемы. Что, собственно, и предоставляла патронажная служба организации инвалидов-колясочников.
Кстати, на протяжении тех лет, что я работала в организации, всегда была нужна справочная литература, где были бы собраны адреса и телефоны многих городских и областных служб, необходимых человеку, получившему какую-либо форму инвалидности, и его родственникам. Поэтому несколько проектов организации были направлены именно на издание этих справочников.
В настоящее время благодаря распространению интернета стало возможным получение справочной информации и даже консультаций, не выходя из дома, что существенно облегчает поиск необходимого.
При желании можно найти и людей, готовых поделиться своим опытом, оптимизмом и идеями. А таких немало на просторах интернета.
КомментарииОставить комментарий
Наталия, спасибо за Ваши посты.
Вообще, с большим интересом читаю проект "Открытый доступ". Почему-то так сложилось, что тема инвалидов в нашем обществе является своеобразном табу, об этом как-то неудобно говорить. А говорить, на мой взгляд, нужно - проблемы эти есть, и решаются они, имхо, слабо.
Помню, когда я отдыхал в Европе, то удивился достаточно большому количеству людей в инвалидных креслах на улицах. А потом я понял, что у нас таких людей наверняка не меньше, а то и больше, но отчего то на улицах их не видно - они не имеют нормальной возможности выбраться на улицу, быть там же, где и все и вообще жить полноценной жизнью.
И об этом, кстати, хорошо написал сатирик Шендерович, приведу здесь отрывок из его публикации:
"…Из сильнейших впечатлений от последнего посещения Америки: в Бостоне по вечернему тротуару мимо меня проехал человек в инвалидном кресле.
Человек состоял только из головы и скрюченных маленьких рук на пульте управления креслом.
Я никогда не видел такого - и не подозревал, что это возможно. Но это был человек - и он жил! Ограниченный природой, но не обществом. У нас в гораздо менее безнадежных случаях люди превращаются в социальные отбросы - общество со спартанской простотой, которая хуже воровства, просто выбрасывает их, не признавая за людей вообще.
Это, отчасти, и объяснение, почему я не видел таких людей раньше: полагаю, в России, так любящей порассуждать о своей загадочной безопорной духовности, у них просто нет возможности выйти за пределы своей квартиры... Только - под "крышей" бандитской или милицейской (что, по большому счету, одно и то же) ездить на тележке по вагонам метро, собирая с нас мелкую серебряную дань за наше право забыть об их существовании немедленно.
В Америке же - где все за доллары - отчего-то нет ни одного общественного места (от уборной до Карнеги-холла), где не была бы предусмотрена возможность появления именно такого человека. В библиотеке, на концерте, на стадионе, в университете… Это там - закон, причем, подозреваю, в самом что ни на есть бездуховном смысле: владельца точки общепита, в которой нет пандуса для въезда инвалидной коляски и соответствующей кабинки, просто оштрафуют и заставят сделать этот пандус и оборудовать эту кабинку, вот и все. "