МСЭК - бег с препятствиями для инвалидов
Вчера позвонила знакомая. У нее сын инвалид, у него врожденное заболевание тазобедренного сустава. Недавно ему исполнилось 18 лет. Пройдя МСЭК, они узнали, что мальчик уже не инвалид. Хотя ему по-прежнему необходимо сделать операцию по протезированию сустава. Делать ее сейчас нельзя, надо дождаться, когда прекратится рост скелета. Нога на пару сантиметров короче здоровой, в периоды обострения сильные боли вынуждают его ходить только на костылях. Однако все это, по мнению МСЭК, не является причиной для установления инвалидности.
Почему сегодня в России все тяжелее освидетельствовать инвалидность? Почему врачи в поликлиниках всячески отговариваются, не желая посылать больных на МСЭК?
Кто когда-нибудь проходил такое освидетельствование, тот знает не понаслышке, сколько препятствий приходится преодолеть инвалиду на пути к получению заветной справки, дающей право на пенсию и льготы.
Прежде всего, необходимо оформить "посыльный лист" в поликлинике. Врачу приходится заполнять этот документ в нерабочее время, т.к. в рабочие часы на это просто не остается времени, писанины там о-го-го сколько. Поэтому врачи занимаются этим очень неохотно.
А больному приходится сдавать кучу анализов, посетить несколько узких специалистов, на прием к которым надо записываться заранее (и не по телефону), в общей сложности приходится приходить в поликлинику раз 15. А еще не во всех поликлиниках имеются все специалисты и возможность всех необходимых обследований. Значит, нужно посещать другие поликлиники, проходить платные обследования. В среднем на это уходит пару месяцев хождения по поликлиникам, стояния в бесконечных очередях, плюс расходы на обследования и поездки.
Пройдя весь этот "марафон", записавшись на прием в МСЭК, выждав очередь в течение 2-3 месяцев, вы попадаете на заседание комиссии. Причем неважно, впервые вы идете на освидетельствование или повторно. Всю эту беготню по инстанциям вам приходится выполнять ежегодно, даже если у вас нет ног или рук. А вдруг за год выросли новые, и вы уже не инвалид?
Качество же проведения медико-социальной экспертизы на заседании комиссии вызывает явные сомнения. Во-первых, сомнительна квалификация врачей, проводящих экспертизу. Вы никогда не встретите там ни врачей, ведущих научную работу и имеющих какие-то степени, ни просто врачей-практиков, работавших в стационарах и знающих симптоматику и клинику заболеваний не по учебникам. Во-вторых, на прием пациента затрачивается не более 5-10 минут, никакого нормального осмотра не производится, заключение дается на основании предоставленных бумаг и, возможно, каких-то неизвестных нам директив и норм.
Случаи, когда решения таких комиссий оспариваются и отменяются вышестоящими инстанциями, были бы гораздо чаще, если бы больные люди имели силы для отстаивания своих интересов в вышестоящих инстанциях. К сожалению, чаще всего недовольные решением комиссии просто уходят, махнув рукой, или ищут другой путь, незаконный, но верный способ.
Во время долгого ожидания в очереди, общаясь с такими же страждущими, моя знакомая много чего узнала, в частности и то, как, кому и сколько надо дать, чтобы получить нужное заключение. Создается впечатление, что такая ситуация моделируется специально, чтобы обеспечить неиссякаемый источник дополнительного дохода.
КомментарииОставить комментарий
Галина, Вы пишите, что создается впечатление, будто такая ситуация моделируется специально. Мне кажется, скорее возможно другое - кто-то просто пользуется создавшейся ситуацией, не имея рычагов воздействия на нее. Больных в поликлиниках очень много, кажется, намного больше, чем было в советское время. Конечно же, врачи не успевают, при всем желании, уделять достаточное внимание каждому пациенту. Что-то непродумано в законах. Непонятно, например, почему нельзя сделать, чтобы прием в поликлинике вели сразу несколько специалистов одного профиля, чтобы увеличить пропускную способность? Не верится, что такая ситуация создана специально. Разве что в этом материально заинтересованы наши законодатели?
Да, конечно, ВТЭК/МСЭ созданы для удобства чиновников, вернее для видимости их работы. Больше логических объяснений функционирования сей конторы у меня нет. Самое ужасное, у МСЭ в РФ нет задачи сделать жизнь инвалида комфортнее, поставить его на ноги. Просто это еще одно учетное бюро. Оно не зависит от нас.
Лет 20 назад мой товарищ, тоже инвалид 1-й гр. с ДЦП, эмигрировал с семьей в США. “Обласканный” сервисом советского ВТЭКа, он с ужасом ждал медкомиссию, разных несуразных вопросов. К нему домой пришли два молодых доктора. Провели с ним 5-6 тестов, определив тем самым возможности его организма и наклонности моего знакомого. В заключении врачи написали внушительный перечень реабилитационных приспоблений, среди которых не самыми дорогими оказались кресло с электроприводом и компьютер. Все обследование заняло, как пишет мой товарищ, минут 40. Больше он этих врачей никогда не встречал. Они приехали из другого района Нью-Йорка, из какой-то больницы, т.е. никак не были связаны с местными соцслужбами. Просто, приехали обследовать нескольких инвалидов, написали свои заключения и отдали их в службу соцобеспечения данного округа. У медкомиссии там нет “одобренного и утвержденного” списка реабилитационных средств, которые выдаются инвалидам бесплатно. Дорогие приспособления, лекарства, операции для нашего брата оплачивают в США, так называемые, спонсоры соцслужб, а не госбюджет. Любой американец может перечислить на специальный счет службы соцобеспечения любого округа свои деньги, за что такому спонсору, конечно же, пологается в дальнейшем налоговая льгота на данную сумму. Поэтому медики в Америке не боятся выписывать человеку с ограниченными возможностями те лекарства и приспособления, которые максимально компенсируют именно его функциональные ограничения, помогают именно ему в работе и дома. Врачи зависят тут лишь от конкретного случая инвалидности и от своего профессионализма!
Разумеется, и в США не все так просто. Средства реабилитации не выдаются там сразу после медкомиссии. Доставки компьютера мой товарищ ждал месяца 2, чудо-коляски с мотором - 6. Ожидание коляски было самым долгим, все остальное из рекомендованного врачами привезли быстро. Социальщики ожидали конца финансового года, крупных взносов.
Уверен, наши власти хорошо знают об этой схеме. Но почему-то не торопятся ее перенимать…
В 1980-м году папе все документы на пенсию по инвалидности просто принесли на дом. Маме в 2009-м я уже не смогла оформить инвалидность. Отстояла 3 очереди по несколько часов, осталось еще три. А за мамой надо было ухаживать и поскольку дорогостоящие лекарства были не нужны, то так это дело и оставили. Вся работа с тяжелобольными людьми теперь построена на том, что сил на жалобы у них все равно не хватит и вообще все направлено на то, чтобы они поскорей умерли.
Ничего там кроме названия не изменилось.
В 75-ом мне стукнуло 16 лет, и пришлось проходить первое освидетельствование на ВТЭК. Летом месяц мы с мамой обходили врачей в своей поликлинике, сидели в длинных очередях. Маме, естественно, приходилось для этого отпрашиваться с работы.
Осенью нам дали направление на ВТЭК. И родители, взяв отгулы, повезли меня на него в другой район города. Это было тесное, темное помещение со множеством инвалидов и их сопровождающих. Мы приехали туда часов в 12.00., наша очередь подошла около 17.00. 8-10 уже сильно уставших врачей безучастно глядели на меня. Правда, один доктор постучал мне по коленкам, видимо, для порядка. Свой вердикт они вынесли по привезенным нами документам. Я так и не понял: зачем мы приезжали туда? Зачем родители брали отгулы, а я прогулял школу? Неужели ради 8 рублей ежемесячного пособия? Тогда мне дали 2-ю группу, безо всяких оговорок, т.е. я мог работать.
Через год та же катавасия повторилась один в один. Но тот же ВТЭК приляпал мне уже 1-ю гр. со всеми ограничениями. На наш робкий вопрос: Почему? - ответ был очень туманным. Меня тогда, кажется, и не осматривали. Просто, попросили посидеть в уголке. А сами переписали Заключение прошлой Комиссии, лишь изменили номер группы. И на все у них ушло минут 15-20! Зато моя пенсия взлетела в два раз. Я стал получать аж 16 целковых. С помощью добрых членов медкомиссии.
Сегодня туда пришли новые начальники, появились новые Законы и Постановления с хорошими, громкими словами. Однако данные документы носят общий характер и требуют массу инструкций, разъяснений. Работать без них по данным документам честно вряд ли возможно. А инструкции просто не успевают за Законами, которые все время меняются. Постоянно появляются там новые структуры с очень неясными функциями, новые начальники, которые хотят внести свою лепту в соц.сферу, а больше вынести из нее. Сами врачи отговаривают нас проходить МСЭ. Говорят: «Если для вас переосвидетельствование не остро необходимо, не нужно вам повышать Группу или покупать какие-то вспомогательные средства, не ходите на МСЭ. Подождите пока все успокоится и выйдут понятные инструкции».
Последний раз я проходил МСЭ в 2002 году. Мне тогда предложили временную работу и была нужна ее Трудовая рекомендация. О том, как мы с родителями 2-3 недели мотались по врачам родной поликлиники, собирая их автографы под обходным листом, я рассказывать сейчас не стану. Слишком трудно моей бедной голове подобрать к этому печатные выражения! Зато, когда мы пришли на МСЭ, я почувствовал будто на машине времени перенесся лет на 30 назад. Все те же тесные темные коридоры, те же очереди по несколько часов, то же безучастие членов МСЭ. Если бы у меня не было Гарантийного письма, что меня берут на работу, мне на ней нечего было бы делать. Как и в 70-х, доктора меня не осматривали. Просто переписали данные из строй справки ВТЭК и формулировки из Гарант.письма. Спасибо хоть за это.
Да, мне еще там показали небольшой, страницы на полторы, список бесплатных средств реабилитации в основном для тяжелых инвалидов. Однако мне из того списка ничего не приглянулось. Несмотря на то, что я инвалид 1-ой гр. с последствиями ДЦП, родители поставили меня на ноги, научили обслуживать себя. Приспособления мне были нужны скорее в детстве, и папа их делал именно под меня. Сейчас обхожусь без них.
На МСЭ нечаянно заикнулся о необходимости компьютера для своей работы. Но мне дали понять, что обращаюсь не к тем, к исполнителям. А с них взятки - гладки. С помощью близких мне все же удалось купить компьютер. Он здорово помогает в моих литературных делах, облегчает жизнь! Однако до сих пор не понимаю: почему сегодня власти могут приобрести для меня с моим диагнозом кресло-коляску с электроприводом за 50-60 тысяч или даже автомобиль более чем за 100 тысяч рублей и выдать бесплатно, а потратить ту же сумму на приличный компьютер или другую нужную вещь - нет?!
Вам вот все кажется, что против вас заговоры. В поликлинику приходите очередь, во мсэ- очередь, кругом одни взяточники и коррупционеры.
В поликлинике у врача времени просто нет т.к. на прием вот таких вот инвалидов приходит великое множество и простых пациентов. Не дай бог, врач не уделит должного внимания пациенту во время приема в рабочее время, то в свою очередь не жалея глотки и живота своего идет жаловаться главврачу и во все инстанции, строчит статьи в газеты. Врачу за это устроят показательную (как и все показательно у нас в стране) выволочку. На одного врача в день приходится 35-50 больных в зависимости от ЛПУ. То что вы стоите и страдаете в очередях вина нивкоем случае не врача ведущего прием, а в устройстве самих ЛПУ.
Сам являюсь сотрудником бюро МСЭ.
Многие жалуются на меленький перечень средств реабилитации и, если честно, далеко не всё может получить инвалид. есть определенные показания к ТСР (технические средства реабилитации). Например противопролежневый матрас может быть выписан ТОЛЬКО при указании специалистами в своем врачебном статусе наличие пролежней. таким образом врач МСЭ не имеет права выписать матрас даже видя своими глазами пролежни больного. Необходимо направит больного на дописку статусов. Естественно подобное вызывает негодование инвалидов "Вы че сами чтоль не видите пролежней?! Ну сами посмотрите я же Вам не вру!!!" Попытки объяснить ситуацию вызывают еще большее канючество, недовольство, угрозы в адрес врача со стороны больного и его родственников. Вам ведь, дорогие инвалиды, пофиг имеет юридическое право врач выписать ТСР, вам плевать что при проверках подобно выписанное будет оплачивать сам врач из своего кармана. Но ведь это ничего главное чтобы у меня все было, да?
2 В статье указано о сомнительной квалификации специалистов.. В системе МСЭ работают в основном пенсионеры, молодые практикующие врачи на получку в 9-10 т.р (оклад у врачей 4300 р) не пойдут. На счет зарплаты я не вру. Ну да и ладно суть не в этом. Пенсионеры которые всю жизнь проработали в поликлиниках соображают в своей профессии нормально и не надо говорить что там все "тупые и идиоты". да да именно такими эпитетами Вы, уважаемые наши инвалиды характеризуете специалистов МСЭ, которые не разглядели ваши "явные болячки или данные за инвалидность".
Сарказм статьи по поводу выросших рук и ног неостроумен. И может выдвигаться человеком на самом деле ничего не понимающего в медицине. При экспертизе с диагнозом ампутационные культи, необходимо учитывать: реабилитационный потенциал, "протезированность", давность травмы. Объяснять вам эти нюансы не буду т.к. из вашего сообщения я понял что вы не ищите объяснений, а выливаете свой негатив.
Сейчас во время ухудшения экономического положения населения страны все чаще и чаще обращаются люди с проблемами финансового характера, а не медицинского. Когда комиссия не устанавливает группу часто слышишь "а за квартиру я платить чем буду?!, А что я есть буду?!.." Инвалидность, точнее группа инвалидности- это не кормушка, не пособие по безработице, не проездной в троллейбусе. Это препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Помните если у Вас возникли вопросы не хамите.
С вами работают такие же люди.
Конструктивный диалог всегда возможен, я уверен специалисты МСЭ вам объяснят и аргументируют свое решение в доступной для вас форме.
Направят и подскажут как правильно обжаловать решение.
К сожалению я вынужден признать что в нашей системе положительных результатов добиваются горлопаны и сутяжники и просто сволочи извините за такое, но бывают. Не буду врать расскажу случай. Пришел ко мне мужик как то и завел разговор о получении группы за взятку. Я ему сказал что будем считать, что я ничего не слышал, а Вы ничего не говорили. Так этот "инвалид" вышел от меня, пошел к моему начальству и сказал что я требовал с него взятку. У меня были проблемы из-за такого "Инвалида".
Больные люди часто плюют на все и не идут обжаловать решения. Я призываю этих людей не отчаиваться и добиваться своего.
Альберту. Написал 10 августа.
Здравствуйте, Альберт! Я с интересом прочла Ваш комментарий. И мне очень приятно, что Вы вообще зашли на эти блоги. Знаете, Альберт, ведь в основном, все претензии бывают не к врачам, а к нашей системе. Там, НАВЕРХУ, сидят и придумывают законы и постановления люди, которые никогда не соприкасались ни с инвалидами, ни с врачами. Я прекрасно понимаю, что врачей завалили ненужной писаниной, от которой можно с ума сойти, на людей уже не хватает времени и сил. Вот и получается замкнутый круг – врачей трясет от капризных инвалидов, а инвалиды не верят врачам. Надо как-то вместе бороться с этой системой.
Татьяна.