Мечтая о человеческом техосмотре
Недавно товарищ сказал мне печально-обреченно: "Вчера опять 5 тысяч выкинул на техосмотр. Куда не приеду, хоть в Европу, хоть в Африку, нигде не могу объяснить: что такое техосмотр и для чего он нужен? Мне там все вежливо, как малышу, говорят: "Ведь твоя безопасность - это твоя проблема. Разве ты сядешь в неисправный автомобиль? В твоих интересах скорее его починить. И как чиновник может ответить в случае твоей аварии? Как потом докажешь его вину, что он подписал бумагу не глядя? Тебе-то от этого легче не станет". Знаешь, они правы: каждый должен отвечать за себя! И для чего мы ежегодно платим этот оброк?!"
Когда наша машина была на ходу, помню, как папа со страхом всегда ждал весну, время техосмотра всех авто в СССР. Нужно было взять 1-2 (с запасом) отгула на работе, чтобы в назначенный день гнать свой автомобиль в ГАИ, стоять там часами тупо в очереди из таких же несчастных владельцев "железных табунов" под капотом и дышать воздухом, который эти "табуны" производят на перегазовках.
С годами становилось большим везением пройти весь процесс получения заветного талончика за один день. Особенно, когда туда приезжало много друзей и хороших знакомых самих гаишников, которых, естественно, пропускали вперед. Прохождение техосмотра в другое время года было невозможно. Считалось, что данное священнодействие именно весной резко снижает аварийность на дорогах. Поскольку иного опыта у нас тогда не имелось, сей постулат принимался за твердокаменную аксиому. С ней мирились даже блатные.
В 90-е годы в связи с увеличением числа "железных коней" в гаражах у россиян эта аксиома пала, техосмотр стал круглогодичным. Прошлым летом случилось неслыханное: эту функцию после долгих причитаний передали частным фирмам. Хотя не всем фирмам, а только согласованным с теми же органами ГАИ. Много было шума и - ничего в итоге. Лишь очереди там стали покороче. Знакомые тратят на эту забаву всего полдня.
О бессмысленности проведения техосмотра, о том, что водители сами должны думать о своей безопасности, опять никто не говорит. Легче отдать этот оброк и ездить спокойно положенный срок.
Или не платить и не ездить, как наша семья делает уже несколько лет. Чтобы каждый год реанимировать наш старенький "Москвич-412" нужно вкладывать в него больше, чем он сегодня стоит. Запчасти к нему найдешь сейчас не сразу, и далеко не даром.
Новый автомобиль мне предлагали органы соцзащиты бесплатно как инвалиду. Однако у папы сильно упало зрение, а кроме него водить машину у нас некому. Выручают иногда друзья, подвозят меня куда надо. Такси приезжает по первому звонку. В среднем затраты на него получаются те же, что и на собственный автомобиль. Но это сугубо мой случай. Поскольку я обхожусь без коляски, мне легче пользоваться обычными легковушками.
Как ни странно, процесс техосмотра у нас напоминает мне определение группы инвалидности человеку на медико-социальной экспертизе. Все та же там суета, неразбериха. И никто не может ответить: зачем эта ежегодная нервотрепка вообще нужна? Зачем нам часами томиться в очередях у дверей МСЭ? А узким специалистам съезжаться в один кабинет? Все равно за 10-15 минут, отведенные на прием каждого инвалида, выяснить малейшие нюансы его состояния нереально. Меня, насколько помню, лишь раз ударили молоточком по коленке на моей первой медкомиссии лет 45 назад. На последующих ВТЭКах и МСЭ только переписывали заключения врачей из местной поликлиники.
Разумеется, есть 10-15% особых сложных случаев определения инвалидности, которые требуют совещания специалистов, консилиума. Зачем остальных гонять через МСЭ? Ведь врачи видят обследуемого очень мало и не могут ни за что отвечать. Они выдают лишь общие рекомендации, не в их возможностях следить за здоровьем конкретного человека постоянно. Весь груз ежедневных проблем наших инвалидов сваливается на медиков из районных поликлиник, которые прекрасно знают ситуацию на своем участке и не в силах повлиять на нее.
Пусть же они и определяют уровень инвалидности своего пациента по детально расписанным тестам, корректируя данный уровень по необходимости. Как это давно делается во многих цивилизованных странах. Кстати, средства реабилитации инвалидам выделяются на Западе тоже по результатам данных тестирований. И ни о каких взятках, коррупции среди медиков, соцработников при этом там не слышали. Потому что схема их взаимодействия с опекаемыми прозрачна, легко проверяется. Она основана на целесообразности действий, законов и доверии людей друг к другу.
Что здесь сложного? Бери и применяй данную схему у нас сегодня? Почему бы, по крайней мере, не дать нам право выбора: получать инвалидность на МСЭ или по тестам в районной поликлинике? Никто ведь не знает о своем здоровье больше нас самих. Никто не позаботится о нем лучше нас.
Лет пять назад у подруги детства начали болеть ноги, опухать суставы. Бывали дни, когда она не могла самостоятельно даже пройти по комнате. Осенью 2010 года она стала оформлять документы для прохождения МСЭ. В самую слякоть ее послали из дальнего района, где женщина давно живет, за 100 километров в Самару, поскольку рядом специалистов не нашлось. Здание экспертизы она нашла с трудом, где-то на окраине города. Там ее даже толком не осматривали, настолько у нее был измотанный вид. Да и диагноз определялся сразу. Он, к сожалению, не так уж и редок для наших условий и мог бы быть подтвержден местными врачами при наличии грамотных тестов. И при наличии желания, конечно.
По сообщениям статистиков, число чиновников в РФ в 2011 году сравнялось с количеством бюрократов во всем большом СССР к началу Перестройки. Доля частного бизнеса, которому чиновник по идее и не нужен, на рынке уже, говорят, превышает 50% и продолжает неуклонно расти. Два вроде бы взаимоисключающих направления, но, видимо, не для нашей страны.