Человечество еще не выросло из "детских сказок о чудовищах"
Когда-то давно, лет в семь-восемь я повстречала на улице юношу с синдромом Дауна. Конечно же, я ничего не знала об этой болезни. Я вообще не знала, что есть люди, которые внешне, физически отличаются от окружающих. В те времена на улицах нашего города просто не было инвалидов. Вероятно, все они были запрятаны по интернатам. В тот раз я так испугалась, что запомнила этот случай на всю жизнь.
Сейчас, когда я сама попала в разряд людей с физическими недостатками, когда имею опыт общения со многими моими коллегами-инвалидами, я понимаю, что тогда, в те далекие 60-70-е годы, отношение общества к инвалидам было в корне неправильным, как неправильным было и воспитание детей в этом отношении.
В подростковом возрасте я прочитала книгу Алана Маршалла "Я умею прыгать через лужи". Если вы читали эту повесть, то помните, что сверстники, друзья маленького инвалида просто не замечали его костыли. Никому из них и в голову не приходило придавать какое-то значение его изуродованным болезнью ногам. Именно такое отношение окружающих и дало герою силы не потерять самоуважение, не раскиснуть и продолжать жить на равных со своими сверстниками, и даже во многом добиваться больших, чем у здоровых ребят, успехов.
А ведь и те ребята, которые так запросто общались с Аланом, тоже получили немаловажный урок на всю жизнь. Они научились ценить человека за его внутреннюю сущность, за характер, за личностные качества, а не за внешность и красоту. Многие люди, прожив долгую жизнь, вырастив детей и внуков, так и не приходят к пониманию того, что порой внешность человека и его внутренняя сущность – две разные вещи. Ведь не зря же злодеи в сказках всегда имеют страшную и отвратительную внешность. Выходит, это заблуждение зародилось еще в "детстве" человеческой цивилизации.
Но цивилизация взрослеет, умнеет и хочется верить становится добрее и гуманнее. Постепенно люди осознают ценность жизни каждого человека, несмотря на его какие-то отличия и неординарности. А чтобы этот процесс продолжился, необходимо прививать эти взгляды подрастающему поколению, воспитывать у нынешних детей адекватное восприятие людей, непохожих на окружающих цветом кожи, разрезом глаз или какими-то физическими недостатками.
В Англии есть ведущая детских телепередач Керри Барнелл, у которой нет нижней части правой руки, и она не носит протез. Так вот некоторые родители возмущаются, что такая ведущая пугает их маленьких детей.
А я думаю, что они, прежде всего, сами испуганы. Испуганы изменившейся за последние годы ситуацией с социальной интеграцией инвалидов. Такие люди еще не выросли из "детских сказок" о чудовищах, они сами не готовы понять и принять право человека с физическими недостатками на полноценную жизнь в обществе. И детей своих воспитывают в том же духе. Именно поэтому их дети боятся тогда, когда другие дети всего лишь испытывают любопытство (а почему она не такая, как все?), а удовлетворив его, начинают относиться к человеку соответственно его внутренним качествам.
Ведь дети-то как раз (как и животные) очень тонко чувствуют внутренние побуждения, внутреннюю сущность человека. Уж их-то не обманет зло, наряженное в самые прекрасные одежды.
Я убеждена, что здоровые дети, которые учатся в инклюзивных школах, с раннего детства тесно общаются с детьми с различными физическими недостатками, получают неоценимый опыт социального общения. Их взгляды на жизнь будут несравненно шире, гуманнее, терпимее, чем у тех детей, которых родители трепетно берегут от встреч с суровой правдой жизни, от всего, что как-то отличается от образа жизни их семьи, от людей, которые не похожи на них самих. Дети из таких семей, в лучшем случае, будут испытывать к инвалидам лишь жалость. Смогут ли они когда-нибудь принять инвалида как равного себе? Вряд ли…