Дагестан - уехавшие и остающиеся...
Сотни горцев занимались ювелирным, сапожным, оружейным делом в артелях Баку, Тбилиси, Санкт-Петербурга, Еревана, Ростова, Астрахани.
В XX веке при советской власти большое количество дагестанцев поступало в московские и ленинградские вузы - многие оставались в России по распределению. Эти люди сегодня - культурный костяк диаспоры дагестанцев в этих регионах - доктора наук, писатели, музыканты, художники.
Сегодня в России вне республики живет 300 тысяч дагестанцев. В последние годы из Дагестана в Россию хлынул поток разнородный, в основном, молодых людей. В поисках работы и лучшей доли сотни тысяч людей едут уже не в, а от - от неуверенности в своей судьбе в родном краю, от безвыходности.
В России они берутся за любую работу - на рынках, в магазинах, в шашлычных, в криминальных структурах, да просто преподают в школах. Некоторые возвращаются обратно - помыкавшись, и ничего не заработав, другие держатся в Москве зубами, переступают через многое - и нередко добиваются успеха.
Приведу мнения нескольких уехавших, с которыми знаком лично.
"В Дагестане надо кому-то давать на лапу, кого-то приглашать к себе в гости, а тут все проще - в плане бизнеса и отношений", - сказал мне Рамазан Шахсуев*, питерский предприниматель.
Рамазана я встретил в Санкт-Петербурге. Человек до мозга костей стал питерцем за 20 лет жизни в северной столице, второй раз женат - оба раза на русских, в Дагестане не был уже 10 лет. Каждый день вечером после работы он пьет пиво и посещает ночной клуб. Никто из его дагестанских родственников к нему в гости ехать уже не решается.
По их словам он и его русская жена попрекали их каждым съеденным в его доме куском хлеба.
Курбан*, московский зубной врач: "В Махачкале был у меня кабинет. В Москву я поначалу ехал в аспирантуру, однако тут гораздо выше оплата труда, хороший специалист тут востребованнее. В Дагестане к врачам ходят больше по знакомству, свою клиентуру набрать сложнее".
Курбан позвал к себе несколько родственников из Дагестана - они вместе с ним работают в его стоматологическом кабинете. Каждое лето Курбан проводит в Лакском районе Дагестана в своем родном селении. Там он построил себе недавно дом - охотится, ловит рыбу, занимается рафтингом вместе с сельчанами - купил специально лодку в Москве для этого. Его все уважают в родном селении. Каждый год на традиционном дне села он угощает соплеменников из своего кармана.
Поэтесса Фатима*: "В Дагестане нет литературного процесса. Оставаясь там, я не могла повышать свой творческий потенциал. Для этого нужно вращаться в культурной среде, которой в республике не было".
В Москве Фатима уже 5 лет, она не замужем. Давала мне интервью летом - приехала на пару дней повидать мать и отца. Вернуться обратно насовсем по-прежнему не желает - категорично. В Москве она регулярно посещает литературные тусовки, выступает в клубах со своими стихами, и, по ее словам, самореализуется, как может. В Дагестане же творческая женщина мужской половиной общества будет попросту непонята. Альтернативы семейной жизни, включающей в себя кухню, воспитание детей и т.д., попросту нет, а ей в ее 29 лет пока вкушать этой бытовухи не хочется.
Так по-разному ведут себя уехавшие из Дагестана. Не берусь судить, каждый пример, возможно, уникален, однако факт остается фактом - Дагестан - трудоизбыточная республика, и поток уезжающих из нее в поисках жизненных перспектив только усиливается.
*имена высказывавшихся изменены
КомментарииОставить комментарий
Во времена моей юности и жизни на Кавказе лучшими украшениями для девушки были не бриллианты(это для взрослых,солидных женщин),а изделия из серебра кубачинских мастеров.Помню,отдыхая в санатории,одна женщина из Москвы,увидев мои чудные браслеты,долго не давала мне прохода,предлагая ей продать их.Я не согласилась.Обидно,но при пожаре в Грозном,они сгорели,не восстановить.Я очень любила кубачинские ювелирные украшения,да и сейчас люблю,уважаю мастеров,делающих их.
А вот это самая большая проблема в отношениях между русскими и многими другими народами, населяющими Россию. Многим легче пробиться среди русских, чем в своей родной среде. 99% тех, кто добился успеха в центральной России или в Сибири, домой уже не вернутся. Через 3 поколения останется только необычная фамилия - Тарковский, например. Ну, а алкоголики остаются дома.
Здравствуйте!
Галина я думаю вы во многом правы что сейчас многие спиваются но это все же сугубо индивидуально. Пробиваться нужно! Но строить свою малую Родину тоже нужно.! Тяжело конечно но легким важное не бывает. Я вот например не пью и не курю, я осознаю что нужно быть трезвым и объективным в обществе я живу в Чеченской Республике поверьте у нас вообще нет никакой атмосферы и люди пока еще не поняли что главное не здание больницы а врачи. Но пока люди мыслят о другом. Мне сейчас трудно решить чему предпочти свой выбор но думаю что на пороге этого нелегкого решения и стану скорее всего "невозвратным". Хотя я искренне хочу пригодиться Родине.
Багдат вопрос к тебе а сам ты живешь где? и чтобы ты предпочел своему будущему?