Гималаи: по следам забытой религии-3
Это мои утренние блины. А ребята все это время ели рис. На шестерых человек в день уходило не меньше двух килограммов.
Верхний Дол По. На этом озере, примерно посередине, проходит граница между нижним и верхним Дол По.
Тропинка очень узкая. Местами обрывы. Я уже начал думать, а смогли бы тут пройти лошади? Дул ужасный ветер. Холодный. И очень жаркое солнце. Но красота была неописуемая. Много времени я потратил на съемку, да и идти не мог быстро. Снова подъем и болят плечи.
Но самая неприятность ждала нас впереди. Мы довольно быстро поднялись на очередной перевал. Озеро начало забирать влево (а мы шли по его краю), начались участки теневых склонов. Очень повезло, что этот район лесистый - если с такого склона полететь, то полет может быть не таким долгим, и до воды не докатишься.
Под ногами, под небольшим слоем грязи был самый настоящий лед. Однажды я встал так неудачно, что не мог ни назад, ни вперед двинуться. Только с помощью гида сумел выбраться. А у меня трекинговые ботинки, между прочим. В этих условиях они мне не давали никакого преимущества. Во влажном снегу ноги промокли, а на таком льду, я скользил точно так же как ребята в своих кедах.
Я решил запечатлеть этот процесс и потом долго об этом жалел - в одной руке фотоаппарат, в другой штатив, и невозможно схватиться за деревья, чтобы была опора. Было несколько моментов, когда я чуть не уехал, пришлось активно балансировать, а это значит активно махать руками, а у меня на плечах рюкзак, и плечи горят. Это были незабываемые впечатления - теперь не понаслышке понимаю, о чем идет речь, когда говорят "гореть в огне".
Таких отрезков было около десяти. На каждый отрезок приходилось тратить от двадцати до сорока минут. Шли очень осторожно, по одному, и друг друга по возможности подстраховывая. И если первый проходил по более или менее свежему снегу, и сцепление у него было, то мне как замыкающему, доставалась разбитая колея. Но у меня были ботинки. Это было справедливо.
Когда кончился последний такой переход, солнце уже клонилось к горизонту, а справа все так же сверкало гладью священное озеро. Мы даже не смогли от него оторваться! Я кое-как избавился от рюкзака. Снимать его, и одевать было тоже приключением.
Мы уже конкретно выбились из графика. Еще, как выяснилось, гид не знал этой местности. И тут я еще раз вспомнил добрым словом нашего алкаша - "ослик-мэна". Благодаря ему, мы наняли портера, который бывал в этих местах! Я уж не говорю о том, что кони не смогли бы пройти по таким ледяным тропам, которые мы только что преодолели, и их в любом случае пришлось бы спускать вниз. А это еще минус четыре дня нашего времени.
Непалец в зеленой шапке - наша палочка выручалочка, он знает тут каждый куст.
Начались долгие дебаты, мы смотрели на карту, писали и снова переписывали план по дням. Длилось это все не меньше двух часов. Но в итоге, ребята успокоились и начали меня уговаривать - прорвемся. Ну да, где наша не пропадала, думал я, прикидывая, станет ли мне легче завтра?
Утро следующего дня было шикарнейшим. После неимоверно сильного ветра наступил полный штиль. Боги смилостивились над нами и отпускали в дальнейший путь!
Слава богу, моим плечам было уже легче. Мы шли по руслу реки, справа и слева нас окружали горы. Через минут 30 справа от нас сошла первая лавина. Все остановились и долго смотрели на горы... В атмосфере витала тревога...
В который раз говорю себе, что надо быть предельно внимательным и аккуратным.
Это мой оруженосец. Мне показалось, ему досталось больше всех работы. Я потом узнал, когда мы улетали, что он пойдет еще с двумя группами в Дол По. Совсем нелегкая работа, но этот непалец из всех был самым веселым.
Переправлялись вручную. Мост уже давно снесло. Сняли ботинки и вперед. Благо неглубоко и недалеко идти. Ноги не успевает свести судорогой - не вода, а лед.
Еще день мы потратили на дорогу по этому руслу и начали подъем. Высота 4000-4300. Но погода пока нас балует.
В один из дней мы встали лагерем в небольшом лесочке. По плану, на следующий день мы должны были подойти под перевал на высоту 4900-5000 и уже через день быть в закрытой долине верхнего Дол По. Где-то в обеденное время сверху спускались трое крестьян, конечно же, разговорились, и они стали просить нас не идти перевалом. Он закрыт, снегу по пояс.
Гости принесли не самые хорошие новости, но было бы хуже, если бы мы узнали о том, что перевал закрыт, уже на самом перевале. Так мы сэкономили два дня.
Я долго вертел карту в руках, но меня успокоили - она весьма и весьма неточная :). Где ты ее взял - спросил гид, я ему ответил - твой босс мне ее дал. Все дружно заржали. Поскольку наш портер самый опытный, ему поручают отправляться на поиски. Я настоял, чтобы с ним отправили второго. Это вопрос безопасности. Все остальные залегли спать, а я засел описывать наши приключения.
Время шло. Я, конечно, понимаю, что разведка не дело одного часа, но вот уже и ужин прошел, уже стало темнеть... Вижу, что все остальные тоже стали нервничать. Скоро стемнеет, а ночью в таких горах идти очень опасно. Да еще по весне снежный барс голодный, может напасть.
Вскоре гид принимает решение выйти навстречу, берет еще одного портера, и они уходят. Я говорю повару - ты-то только не уходи! А сам прикидываю, что, в принципе, дорогу обратно я знаю и к людям выйти за три-четыре дня смогу.
Когда совсем стало темно, мы услышали вдали какие-то звуки. Вскоре стало понятно, что ребята нашлись. Они принесли заодно дров и очень хорошие новости - есть обходной путь, через другой пятитысячный перевал.
Утром нам пришлось какое-то время идти обратно вниз, и потом, резко свернув с тропы, начинать подъем. Подъем был очень резким, и идти было крайне тяжело. На снегу мы нашли следы барса...
По этому ущелью мы карабкались наверх.Когда ущелье стало расширяться, и мы вышли на ледник, стало значительно светлее. Даже дышалось как-то легче. Выбравшись из этого узкого горлышка, решили встать перекусить.
Я никогда раньше не пользовался такими пароварками. Процесс выглядит удобным, но видимо там тоже не все так просто. В какой-то момент она, наверно, забилась и внутри создалось давление, потом из этой кастрюли начала выплескиваться еда под давлением - было ощущение, что сейчас жахнет. Всех моментально как ветром сдуло, я успел кадрик сделать и тоже отодвинулся подальше.
Пока мы ели, погода на глазах начала портиться...
Доходим до места стоянки, быстро ставим лагерь. На глазах темнеет.
А через полчаса начинается снег. Поскольку в ледяной палатке мне делать абсолютно нечего, я решил исследовать ближайшие окрестности. Забрался метров на сто над лагерем - этой дорогой нам вскоре идти к перевалу.
С высоты, я разглядел внизу маленькие точки - оказалось, что в нашу сторону шли люди! Это были заплутавшие французы. Причем с ними только один гид. Портеры где-то потерялись. Наш повар выдал им горячего чаю/супа, и те забились вчетвером в двухместную палатку нашего гида.
Уже в ночи к нам подтянулись портеры. Измученные в хлам, они уже еле-еле переставляли ноги. Но смогли донести и груз и себя. Французы ликовали!
Мы договорились с гидом так - если ночью устанавливается хорошая погода, то в 4 утра я вместе с одним портером выхожу из лагеря. Я хотел по пути поснимать. Но, зная, что это может затянуться, мне нужно было больше времени. А перевал надо перейти в первой половине дня, если это вообще возможно, поскольку дальнейший спуск будет долгим, да и погода после 12-ти, как правило, становиться скверной в этих местах.
Гиду все это не нравится, но сказать мне "нет", он не может. Я и сам понимаю, что лишний раз лезть на рожон не стоит и, если где-то что-то будет не так - я отступлю.
Долго ворочался в спальнике, мысли не давали покоя, снег с ветром вовсю гуляли по нашему лагерю. Где-то в 12-ть я вышел из палатки, на небе перемигивались звезды, и у нас появился реальный шанс уже к вечеру быть в долине.
В 4 утра меня разбудил Ганеш, наш портер, со словами - все окей - он протянул мне чашку с чаем. Я быстро собрался, поскольку спал в одежде, упаковал рюкзак, и мы выдвинулись вперед. Позади в предрассветной мгле быстро терялись наши палатки, но об этом уже было некогда думать, перед глазами снова замелькали склоны...
Прошло около часа, прежде чем я остановился для съемки. Пока мы шли, было вполне нормально, но как только встали, холодный ветер вмиг выдул все тепло. Я отдал Ганешу один свитер, так как его уже начало колотить на морозе. За этой суетой я чуть не пропустил самое главное...
А через два часа мы должны были быть уже на перевале, если повезет...
Продолжение следует...
КомментарииОставить комментарий
Большое спасибо, очень интересно. И столько пищи для размышления.
Сколько нужно человеку в таких условиях? Какая тяжелая жизнь у портеров. А ведь они обходятся малым. Какие-то шлепки на ногах и в них по снегу с тяжелым грузом. Недавно перечитала книгу "7 лет в Тибете". Вот выжили же они с ничтожным количеством вещей и пищи. Почему у нас много вещей? Понятно конечно, что надо все продумывать, каждую вещь.
Вот собираюсь путешествовать по восточному Казахстану, как всегда каждую вещь продумываю. Все время думаю: это пригодиться, это надо. И в результате, как всегда, много лишнего барахла. Но фотоаппараты беру!