Там тоже люди живут
Он был основан рыбаками и бакенщиками.
Сначала люди жили в землянках (поэтому, мол, и назвали поселок Копаем), потом стали строить дома.
Мы находимся на левом берегу Иртыша и караулим лодку, которая бы перевезла нас на правый берег.
Вместе с нами попутчиков дожидается и жительница Копая Любовь Михайловна. Магазина в поселке нет, поэтому за продуктами немногочисленным жителям Копая приходится переправляться в Тару. Закупленные макароны, крупу и хлеб эта женщина будет "растягивать" на два-три дня - своей лодки у нее нет. Закуривая "Приму", она признается не без гордости, что на любой борт ее всегда возьмут бесплатно - старожилка Копая - авторитет в поселке.
Пока ждем владельцев лодок в одном месте, упускаем пару экипажей в другом. Редкие пассажирские суда на воздушных крыльях, что курсируют по Иртышу, в Копай не заходят, проплывают мимо. Наконец, мы напрашиваемся в лодку, которой управляют сестры Кристина и Валя. К моему удивлению, у Кристины - яркий маникюр. Как ей удается не поломать ногти, ворочая тяжелыми деревянными веслами, для меня осталось загадкой.
Девушки еще учатся в школе. На уроки (на танцы, свидания!) они тоже переправляются на веслах. Поздней осенью и весной, когда идет ледостав или ледоход, у копаевских школяров - незапланированные каникулы.
Дорога в поселок есть, но в распутицу по ней не пройдешь.
Не спившиеся копайские мужики работают на северах - в Тюменской, Томской областях и за Полярным кругом - вахтовым методом. Месяц работают, месяц находятся дома. Женщины, как и школьники, на работу добираются в Тару по воде. В самом поселке никакой работы нет, кроме домашнего хозяйства.
Некоторые и вовсе нигде не работают. Выживают, как могут. Чаще всего их кормит река. Они ловят и продают рыбу. Хозяева лодок какие-то копейки зарабатывают на переправе людей в город и обратно.
В 80-е годы прошлого века в Копае было оживленно. На песчаном берегу находился обустроенный пляж, и каждый час катер перевозил сюда толпы отдыхающих из Тары. Но потом пришли 90-е: исчез катер, а песчаные просторы облюбовали коровы.
Скромный домик старейшего жителя Копая Николая Фирстова стоит в нескольких метрах от Иртыша. Рядом с окнами висят выцветшие спасательные круги. Когда-то хозяин приглядывал за местным пляжем и отдыхающими. Теперь, говорит он, поселок обречен, у него нет будущего.
Вся жизнь Николая Васильевича связана с рекой. Своими руками он поставил здесь дом, посадил несколько яблонь в палисаднике, которые благодаря его заботам пережили сибирские зимы. Старый речник говорит, что умирать будет в Копае и ни за какие калачи не променяет свой домик на иртышском берегу на бетонную коробку в городе - на противоположном левом берегу.
Молодые жители Копая, наоборот, вынуждены тратить силы и время на поиск варианта переселения на "другой" берег. Чтобы зарабатывать, иметь пенсию... хотя тоже понимают всю прелесть своей малой родины - поселка, выросшего из землянок на том, вольном берегу. Копай вырос из земли, и, кажется, вновь уйдет в нее...
КомментарииОставить комментарий
молодые могли бы окультурить свои места: проложить песочную дорожку, посадть цветы ,почистить пляж, поставить тулает, предложить деревнское молоко, овощи ...написать о чистом пляже на сайте ближаший городов,и люди бы вернулись. не надо денег, не надо просить помощи у Путина...
Еще одна "тихая пристань"...
обожаю подобные репортажи
В России обсуждается вопрос о переносе столицы страны на Восток. Вдруг выберут для этого Копай или Тару? Но прийдётся немного подождать.
Согласен с Ольгой что молодые могут все окультурить. Но как это водится - у поселка вдруг появится "хозяин" со стороны, не в том плане, чтоб поддерживать посёлок, а чтоб чисто нажиться. Любят у нас в России на халяву появиться, "срубить бабки", и сдернуть, пока не посадили или не пристрелили. А копаевцам там жить, и непонятно, что из вариантов лучше.
Очень грустно от того, что дети, подростки отдаляются от Природы и перестают её понимать. Перестают понимать, насколько человек от неё зависит. Это с одной стороны. С другой - в какой-то период жители деревень и посёлков могут размножиться и нагрузка на Природу приведёт к её разрушению. Поэтому, если на одном берегу население прибывает, то на другом - убывает.
Раз власть не регулирует эти процессы, то много грустного ещё произойдёт. Да, и народ сельский не слишком дружно отстаивает право жить благополучно, а не спиваться. Почти нет с несгибаемым характером...
Им не хватае лишь одоного - избавиться от комплекса, который насаждается по всей стране злыми и хамоватыми москвичами - комплекса провинции.
И тогда у них будет жить гораздо лучше, чем в резервации за Садовым кольцом.
Алексею - спасибо,за отличные фотки,за работу и доброе отношение .