На расстоянии звука
Этот репортаж – попытка заглянуть во внутреннюю жизнь замкнутого общества глухонемых и слабослышащих людей. Все они живут в Нижнем Тагиле. Я хотел показать их жизнь и общение с различных сторон и в разных ситуациях, обращаясь к различным возрастным категориям, уровню жизни и культурным ценностям.
В городе есть клуб для глухих (там люди собираются для общения, проведения досуга и решения социальных проблем - в клубе работает коллектив переводчиков), группа в детском саду, школа-интернат, в одном из храмов по выходным проходит служение на языке жестов. Но, не смотря ни на что, адаптация глухих и слабослышащих людей в обществе идет очень тяжело. Образование (даже среднее) имеют далеко не все, трудоустройство ниже 50%, социальная защита минимальная, а основным средством общения является ICQ, установленная на телефоне.
В целом общество глухих живет за счет пособия по инвалидности, "подработки", натурального хозяйства и ремесел. Отношения с остальным "слышащим" миром складываются сложно - от бытового общения до медицинского обслуживания, юридической помощи и т.д.
Большинство глухих людей в Нижнем Тагиле, впрочем, как и в любом другом российском городе держатся тесным коллективом, в котором проходит вся их самая интересная и важная жизнь, именно в этом кругу они находят общение, дружбу и любовь.
День здоровья в клубе. Женщины после игры в футбол беседуют на кухне.
Общаясь с людьми, договариваясь о съемках, я просил некоторых из них написать на листке бумаги свои мечты, пожелания или рассказать что-то о себе. "Выражаю желание нашего общества в целом: 1. Иметь клуб глухих современного проекта (не подвального) как по настоящее время; 2. Оказать юридическую помощь каждому нуждающему глухому в решении жизненно важных проблем".
Ввиду низкой обеспеченности большинства семей глухих они живут несколькими поколениями в одной квартире, которые иногда все же выделяет государство. Эта молодая семья с двумя детьми живет с родителями мужа в двухкомнатной квартире. Все члены семьи либо слабослышащие, либо глухие.
Глухота может передаваться "по наследству" в том случае, если является врожденной, а не приобретенной после травм или заболеваний.
Подобные бытовые условия характерны для семей с нарушением слуха ввиду нескольких причин: 1. Предприятия, где работают глухие люди закрываются, так как работодатели не заинтересованы в подобных трудовых кадрах; 2. Забота администрации об "обществе глухих" в городе крайне сдержанная; 3. Решение "коридорных" и бытовых вопросов крайне затруднительно для глухих, лишь часть из них решается обратиться в клуб со своими проблемами.
"Моя семья дружная и счастливая. Чтобы дети были здоровыми".
Для глухих и слабослышащих детей в городе есть группа в детском саду и школа интернат, в которой оказываются дети из многих городов Свердловской области. Дело в том, что подобных специализированных заведений в стране меньше чем необходимо.
Дети в специализированной группе носят слуховые аппараты, для того чтобы научиться распознавать звуки речи, интонации, воспроизводить их, научится читать "по губам". Кроме того им запрещено пользоваться языком жестов как упрощенной версией общения, так как это приводит к понижению грамотности и сводится лишь к условному обозначению каких-либо объектов.
"Хочу жить счастливо и дружно в семье чтобы веселиться".
Занятие в школе-интернате (как и в детском саду) проводится с помощью дактильной (ручной) азбуки.
Большинство предметов в школе имеют таблички с названием.
В школе помимо прочих предметов есть танцы и пение. Глухие и слабослышащие дети учатся повторять движения под музыку и воспроизводить звуки по нотам. Эти занятия решают как некоторые психологические проблемы учащихся, так и развивают слух, способность слышать хотя бы оттенки звуков.
После урока физкультуры.
Урок русского языка.
"Особых проблем нет, но есть затруднения и задержки в получении квартиры. 10 лет стоим в очереди Администрации города". "Ибо так возлюбил Бог этот мир, что отдал сына своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" Евангелие от Иоанна 3гл, 16 стих".
По субботам в Свято-Троицком храме для глухих проходит утренняя служба, на которой работает сурдопереводчик. Кроме того, отдельные части литургии священники сами проговаривают и дублируют жестами.
После службы глухие собираются в стенах храма, чтобы выпить чаю с отцом Олегом и побеседовать. Батюшка отвечает прихожанам на некоторые христианские и правозащитные вопросы.
Среди глухих много религиозных людей, часть из них находит себя в традиционной православной церкви, другая часть обращается к сектам. Для большинства "секта" - это возможность найти новое общение, почувствовать внимание к себе, обрести надежду.
"Мечтаю о успехе в спорте. Люблю футбол и машины".
Как было сказано вначале, трудоустроиться глухим людям очень трудно, поэтому они зарабатывают различными мелкими ремеслами, например, вязанием, шитьем тапочек и т.д. В одном из цехов крупного завода в Нижнем Тагиле работает небольшая бригада глухих, они занимаются формованием и шлифовкой металлических деталей. Подобных возможностей иметь стабильный заработок в городе практически не осталось.
Жилищный вопрос и отсутствие работы для многих означает жизнь на улице. Однако общество глухих отличается сплоченностью перед общими проблемами. Некоторые люди, имеющие жилую площадь, основывают в своих квартирах некие общежития, так, например, в одной такой квартире, пока не устранят свои проблемы, может проживать по шесть-семь человек.
Часть жильцов "коммунальной квартиры". На первом плане хозяин квартиры, проживающий в небольшой комнате с беременной женой.
"Администрация города внимания инвалида нет. Должна нужно помочь жилищные условия улучшено требуется. Мы хотим работать и спокойно жить. Нужно помочь надо".
Эта женщина дает интервью местному телеканалу, говорит о трудностях, с которыми сталкивается.
Квартира в самом лучшем доме для глухих, который построила администрация города. Подобное жилье смогли получить немногие. Однако качество строительства этих панельных домов оставляет желать лучшего – на стенах от сырости появляется черная плесень, на пластиковых окнах выступает влага, отопление не справляется с холодными зимами.
Серия выполнена совместно с арт-группой "Без комментариев" (Федор Телков, Владимир Серов), при активной поддержке коллектива переводчиков клуба для глухих и слабослышащих.
КомментарииОставить комментарий
К сожалению наших чиновников, и в первую очередь от медицины это не трогает!Безумно жалко людей которым и так не сладко! Но они еще могут как то жить! Хуже гораздо инсулинозависимым! Они без препарата просто умрут!Политика же государства страшна! Уже весь нормальный (импортный)инсулин перевели на платную основу! Стоит ДОРОГО!Денег нет!Дотаций нет!А то что без платно то принимать НЕЛЬЗЯ!Такое впечатление что ГОСУДАРСТВО изживает не здоровых людей!!! Но до кого и как достучаться???
Жалко людей. Это действительно очень грустно, ведь не по своей вине они в таких условиях живут. Огромный респект авторам за эту статью. Не хватает только ссылочки на сайт фонда помощи, банковского счёта или хотя бы номера кошелька в какой-нибудь платёжной системе.
В начале осени заинтересовался проблемой глухих. Заинтересовался потому что стал часто встречать их, а пообщаться с ними не могу. Решил выучить дактиль. Нашел в своем городе школу-интернат, сходил. Там нашелся человек который смог мне помочь. И как оказалось он единственный кто знает дактиль. По разговору с ним, администрация школы решила что другим это не нужно (т.е. преподователям). Находясь там какое-то время я обнаружил что преподователи общаются с учащими ором на них. И ещё удивляются, а что это они (учащиеся) не понимают их.
Мне выдали азбуку и я пошел учить дактиль. Придя через неделю мне не двусмысленно сказали что надо заплатить за дальнейшее обучение. Что конечно меня удивило. Я добровольно решил помочь глухонемым, а с меня ещё и деньши хотят взять!
Странный репортаж. С одной стороны хороший, трогательный. С другой стороны - будто б не из нашей страны, с её лощеным благолепием. Будто 50-е годы, после войны, ни нефти, ни газа в СССР ещё не открыто. И чёрно-белый фон, мастерски заданный автором, оттеняет эту амбивалентность.
Где деньги, Зин? Всё на Чемпионаты мира и Формулы-1 ушло, путинскую помпезность? Почему инвалиды, в нефтяной, богатешей стране, влачат жалкое существование?
Несколько скабрезно выглядит привязанность к православной церкви. РПЦ истово служит Путину, тем самым легализуя, узаконивая повальную нищету. Завтра вырастут цены, тарифы, а мы и впредь будем молиться за Путина, доведшего народ до ручки? Согласитесь, опять двоякость.
Сквозь репортаж сквозит - этим не дают квартиры десять лет, этих завтра уволят. Ничего светлого, при Путине, этих людей не ждёт, сплошная безысходность. Почему б не настроить в России квартир, как это делал Брежнев, когда жилье получали за два-три года. Обойдите старых тагильчан, они подтвердят, при Брежневе росли целые кварталы. Наверное, вся девелопмент и жилищный сектор в руках путинцев (в Москве - Батурина и Полонский, в Екатеринбурге Чернецкий и Вексельберг) и им выгодно задирать цены на жилье до немыслимых высот. Иначе, как объяснить невозможность получения квартир рядовыми россиянами, квартир, которые состоят из четырех панелей.
В-общем, хороший репортаж и жаль инвалидов. Смотришь, и тебя охватывает целый букет противоречивых чувств. Кстати, и зажигалки и ножницы инвалиды наверняка покупают китайские. Хотя, по логике, могли б выпускать сами. Как трико и мужские носки. Однако, невозможно: таможня тоже в руках путинцев, и они никогда не дадут развиваться российскому производству, в том числе, среди инвалидов. Ведь таможенные пошлины гораздо вкуснее для силового кармана, и, видимо, неспроста падают наши самолеты, пичкаемые неизвестного качества запчастями.
Я был в Нижнем Тагиле впечатление мрачное в центре города расположен Нижнетагильский металургический завод оранжевый дым над городом жаль этих людей