ý

Архив 2010-09

О конфликте цивилизаций

Прав был читатель, предложивший мне написать о выводе американских войск из Ирака. Комментариев пришло много. Как обычно, в основном критических.

Меня это нисколько не огорчает. Во-первых, письма - не показатель общественного мнения. Человек так устроен, что его чаще тянет высказаться, когда он с чем-то не согласен. А во-вторых, как говорил Марк Твен, если ты вдруг оказался с большинством - задумайся, прав ли ты.

Лейтмотив многих откликов – Запад захватывает чужие природные ресурсы, все его действия продиктованы исключительно этим, нападение 11 сентября - чуть ли не заслуженное возмездие.

Что ж, поговорим о природных ресурсах и 11 сентября.

Проблема развивающихся стран не в том, что кто-то отнимает у них богатства, а в том, что они не умеют распорядиться ими, как следует.

Нефть и другие ископаемые индустриальный мир не ворует. Он за них платит, а на месте добычи создает рабочие места. Люди получают хорошие, по меркам их общества, деньги, возможность приобретать товары, которых прежде в глаза не видели, получать ранее недоступную информацию. Приобщаться к благам цивилизации, короче говоря.

Если транснациональная корпорация построила в твоей стране нефтяную вышку, надо не пытаться ее поджечь, а наниматься в рабочие, копить деньги, чтобы послать сына в университет, и тогда он сможет стать в этой корпорации менеджером. Шансы, по крайней мере, у него будут такие же, как у всех.

Конечно, местные жители могут заявить: да не нужны нам ваши университеты и "макдональдсы", возможно, вы сто раз правы, но мы у себя дома и хотим делать свое глупое, а не чужое умное. Как говорил Гойко Митич, игравший Зоркого Сокола в гэдээровских вестернах 1960-х годов, "эта земля наша, и мы никому ее не отдадим, я все сказал".

Что ему ответить?

250 лет назад Северное Причерноморье называлось Диким Полем. Крымские татары пасли там скот, а любого, кто туда совался, убивали или брали в рабы.

Их предки жили на этой земле веками, и с точки зрения татар, она вовсе не пропадала втуне. Они использовали ее так, как привыкли и находили нужным.

А с точки зрения славян, было величайшей несправедливостью и преступлением перед Богом и людьми, что эту землю нельзя пахать. Там же воткни палку - дерево вырастет! А как выяснилось впоследствии, в ней еще уголь, железо, марганец и уран.

Это называется конфликтом цивилизаций. Определить, кто в нем прав с моральной точки зрения, невозможно. Аборигены ссылаются на историческое право.

Но на земле почти нет народов, живущих на одном месте с незапамятных времен. Почти все сами когда-то откуда-то пришли, кого-то вытеснили или ассимилировали отнюдь не гуманными методами.

Прогрессоры говорят, что лучше используют дары природы, создают больше благ и полезных вещей. Культурному земледельцу, чтобы прокормиться, требуется в среднем в 20 раз меньше земли, чем кочевнику-скотоводу, а современная экономика неплохо кормит сотни миллионов людей, из которых обработкой земли заняты не больше пяти процентов.

Но существует масса философских и этических систем, которые вовсе не считают смыслом существования человечества производить все больше, и вообще как-то развиваться.

Поэтому данный вопрос всегда решался, и будет решаться не разговорами, а силой.

Развитая цивилизация подминает, переделывает под себя, абсорбирует других, а все, что было в их культуре хорошего и ценного, усваивает и делает общемировым достоянием.

Лучше, чтобы это происходило без войны и вообще грубого насилия.

Сопротивляться прогрессу - проявление детского упрямства и недалекого ума. Когда дует ветер перемен, надо не плевать против него, а ставить паруса.

Лучшее, что можно сделать при встрече с более передовой цивилизацией - пойти на выучку и в услужение к тем, кто больше умеет и имеет, чтобы когда-нибудь стать в их мире равным.

Вот причалил к тихоокеанскому атоллу европейский корабль. А на острове жили два мужичка от природы побойчее остальных.

Один изо всех сил тянулся к приплывшим из большого мира полубогам и впитывал все, как губка. Те подарили ему старый бинокль и матросские штаны, потом назначили своим представителем на берегу. А его праправнук сегодня владеет гостиницей и пользуется интернетом.

Другой подбил соплеменников съесть Кука и получил пулю из мушкета. Ну и кто был прав?

Личное мужество всегда вызывает уважение, как вызывают уважение боярыня Морозова и протопоп Аввакум, умершие, не склонив голов. Но мы-то знаем, что они стали мучениками за глупость!

Отсталое общество неизбежно делится на тех, кто, по словам Алексея Толстого, "мечтает хоть крупинку познать из золотой пыли, окутывающей закатные страны", и тех, кто мечтает оставить все по-старому.

Вторые ненавидят западную цивилизацию и Америку как ее главный символ не за то, что она куда-то посылает войска, использует какие-то ресурсы, что-то конкретное делает или не делает, а за то, что вносит в их жизнь смуту и соблазн.

Как в фильме "Звездный десант": "Чего вы от нас хотите? - Мы хотим, чтобы вас не было!".

Сильная цивилизация прибегает к оружию тогда, когда не выходит по-хорошему. У нее, слава Богу, других рычагов достаточно. Слабая может противопоставить им только фанатизм и жестокость.

Между прочим, от достижений прогресса, за редчайшим исключением, никто при этом не отказывается. Автомобили, самолеты, компьютеры и кредитные карточки возьмем! - а ненавидеть станем еще сильнее.

Нам не легче от ваших улыбок и даров! Вы унижаете нас своим превосходством, разрушаете наш уклад и ценности, а мы вас за это уничтожим! Не выходит уничтожить - будем постоянно бить, щипать и обзывать, а вы будете пятиться, поджав хвост, потому что мы герои, а вы жирные трусливые собаки, не стоящие не то что пули - пинка настоящего мужчины!

А если вдруг получают сдачи - поднимают крик. А на Западе находится масса людей, выходящих на демонстрации с плакатами, на которых у их президентов с вампирских клыков кровь капает. Насилие неприемлемо, надо обо всем договариваться, и больше помогать бедным.

Да не хотят они с вами договариваться, а ваши подачки презирают, потому что уверены, что силой все возьмут!

А еще западный мир расколот, и на этом тоже можно играть.

По всем базовым параметрам Россия - западная страна. Мы - дети этой цивилизации, и не хотим для себя никакой иной жизни.

Но России обидно, что не она в западном мире главная, и приятно, когда американцам "запускают ежа в штаны". А что потом за нас возьмутся - об этом никто не думает. Сталин с Молотовым тоже считали, что всех перехитрили, когда заключали пакт с Гитлером.

Кто в конфликте цивилизаций нападает, а кто обороняется - вопрос беспредметный.

Америка считает, что 11 сентября 2001 года подверглась зверской, ничем не спровоцированной и ничем не оправданной агрессии. Усама бин Ладен считает, что Америка совершает агрессию против его мира самим фактом своего существования, а он защищается, как может.

Тут надо не вести философские споры, которые могут длиться до бесконечности, а каждому определиться, с кем он.

О кепке и тандеме

Включаю в прошлую пятницу телевизор, а там тако-о-о-е!

Немного найдется москвичей, не посмотревших антилужковский фильм "Дело в кепке". По крайней мере, среди моих знакомых таких нет.

Ничего особенно нового мы не узнали. Сенсация в другом: впервые за 10 лет на российском телевидении критикуют начальство такого уровня. Это как если бы советская "Утренняя почта" показала The Rolling Stones. Ровесники поймут, а молодежи и сравнить не с чем.

Впервые с 1999 года на наших глазах разворачивается политическая борьба. Она, конечно, имманентна любому обществу и не прекращалась ни на день, ни при Путине, ни при Сталине. Но в авторитарной системе борьба идет под ковром и за расположение одного-единственного Гражданина, а тут в судьи, худо-бедно, зовут нас.

Как ни обидно Юрию Михайловичу Лужкову слышать такое, он в этих событиях - разменная монета. Ставки выше: в первый раз за время существования "тандема" открыто вошли в клинч Дмитрий Медведев и Владимир Путин.

Президент не скрывает своего желания сменить московского градоначальника, премьер не дает, не от большой любви к Лужкову, которой там и в помине нет, а просто наперекор, чтобы все видели, кто главный.

Некоторые аналитики договариваются до того, что именно сейчас решается пресловутая "проблема-2012". Сумеет Медведев настоять - сделает реальную заявку на второй срок. Продемонстрирует слабость - можно начинать вещи паковать.

Согласованной воле Медведева и Путина в России может противостоять только засуха. Если между ними возникают разногласия, на этом можно играть.

Юрий Михайлович Лужков - не первый большой начальник, пытающийся убедить всех в своей незаменимости. А уйдет - ничего и не случится! Вот кто больших начальников регулярно не меняет, с теми случаются разные неприятности.

Проблем во всех областях столичной жизни полно, и это еще мягко сказано.

В демократической стране мэр города, жена которого за годы его мэрства стала миллиардером, обязан исчезнуть с политической сцены, как плевок с раскаленной сковородки. И никто ничего не должен доказывать в судебном порядке. Не нравишься ты нам, да и все тут! Иди на фирму супруги генеральным менеджером, а мы посмотрим, как у вас пойдет бизнес.

Лужковская схема отношений между властью и обществом: "Мы решаем, а вы слушайтесь, мы о вас заботимся, а вы благодарите" - годится для патриархальной деревни, а не для постиндустриального мегаполиса.

Два года назад, в своем первом послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев говорил о необходимости сделать Россию "лучшей в мире для талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан".

Концентрация таких граждан в Москве выше, чем где-либо. Не пора ли, наконец, прислушаться к их мнению, а не к городскому совету ветеранов во главе с бывшим секретарем ЦК КПСС?

Мне кажется, президент рассчитывал, что Лужков правильно поймет намек и уйдет по-хорошему, как Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов.

Вместо этого, властный и самолюбивый мэр бросил открытый вызов Кремлю, и теперь не очень понятно, что с ним делать. Путину остается только хранить молчание и наблюдать, как его ученик будет выкручиваться.

Губернатор все-таки не министр, которого можно снять и назначить в любой день без объяснения причин. Губернатору положено работать определенный срок. Чтобы уволить его досрочно, надо предъявить ему какие-то конкретные обвинения.

Единственное, что могло бы подействовать на Лужкова - угроза открытия уголовных дел.

О да, московские суды десятки раз авторитетно подтвердили, что мэр и его окружение - безупречные люди. Но мы живем в России: пока ты при власти, хоть в красный угол тебя вешай, а будет политическая воля - статья найдется.

Однако кому этим заниматься? Главный следователь России Александр Бастрыкин не с Медведевым, а с Путиным ездил студентом на картошку.

Да что там Следственный комитет! В личном секретариате президента сидят люди Путина, и Медведев за два с половиной года не сделал ничего, чтобы сменить кадры.

"Все рычаги в руках Путина…", - привычно затягивают политологи.

Какие рычаги?! По конституции, президент может просто приказать аппарату отпечатать указ и отправить правительство в отставку одним росчерком пера. И что премьер ему сделает? Танки на улицы выведет? Яду в чай подсыплет?

Я могу сказать, что, скорее всего, сделал бы в таком случае Владимир Путин. Бросил бы в лицо Медведеву обвинение в гнилом либерализме, потворстве Западу и олигархам, стремлении пустить под откос все великие патриотические завоевания последнего десятилетия и вернуть "лихие 90-е".

Это сильное оружие. Учитывая умонастроения большинства многоуважаемого российского электората, слова упали бы на благодатную почву, и выборы 2012 года Медведев, вероятно, проиграл бы.

Хотя не факт: к его услугам, как у Ельцина в 1996 году, были бы самые креативные умы и самые лучшие перья России.

А хоть бы и проиграл - что с того? Он их и так уже проигрывает!

Зато, вступив в открытый бой, Медведев мог бы остаться в политике в качестве лидера оппозиции.

Заткнуть ему рот было бы практически невозможно. Экс-президента попробуй, тронь. Это вам не Ходорковский!

У Медведева появились бы преданные сторонники, готовые идти за ним в огонь и воду – интеллигенция, средний класс, вольнолюбивые сыны Сети. Самая, между прочим, интеллектуально продвинутая и изощренная часть общества.

Оппозиция впервые после Ельцина получила бы знамя, а не толпу мелкотравчатых лидеров, неспособных промеж себя договориться.

А дальше видно будет. Выборами 2012 года история не кончается.

Но для борьбы нужна воля. А Дмитрий Анатольевич Медведев, судя по всему, не обладает бойцовскими качествами не то что Ельцина, а просто среднестатистического мужика.

Он смотрит на своего политического отца, как кролик на удава. Так и просидит в Кремле четыре года, толком ничего не сделав, послушно уйдет, потому что старший велел освободить место, и удовольствуется второстепенной должностью от его щедрот.

Похоже, Владимир Владимирович Путин знал, кого выбирать в преемники.

О праве силой ускорять прогресс

Артем Кречетников, bbcrussian.com Артем Кречетников, bbcrussian.com | 10:49, понедельник, 6 сентября

Комментарии (84)

Один читатель написал мне: а прокомментируйте-ка вывод американских войск из Ирака! Другой откликнулся: вот, опять кому-то охота поглумиться над Америкой.

А почему поглумиться? Никакого повода для глумления я тут не вижу. Для размышлений - другое дело.

На этой неделе я смотрел телевизор с удовольствием. Нет лучше зрелища, чем солдаты, едущие домой.

С победой ли они возвращаются? А это как посмотреть.

Саддам Хусейн больше не угрожает ни своим подданным, ни миру. Это хорошо.

Ирак за восемь лет не стал ни процветающей демократической страной, ни просто местом, пригодным для нормальной жизни. Это плохо.

Я горжусь тем, что моя страна справилась с собственным тоталитаризмом без посторонней помощи. Никто не должен быть вне критики, в том числе Россия, но критикам России следует об этом помнить.

Иракцы получили свободу из рук иностранцев и, прямо скажем, распорядились ею дурно.

Я не согласен с теорией, что на свете есть народы, фатально, чуть ли не на генетическом уровне, не созданные для свободы. Нахожу ее расистской. Никто ни на что не обречен. Тем не менее, такая вещь, как национальный менталитет, существует, и не считаться с ней глупо.

Жозеф де Местр говорил, что сразу дать свободу рабу - все равно что пустить в винный погреб человека, никогда не знавшего алкоголя.

После переворота, приведшего к власти Саддама, министра обороны предыдущего правительства привязали к стулу в его же кабинете, один из "победителей" распорол ему рот до ушей здоровенным ножом, руками раздвинул челюсти и стал плевать в окровавленную яму. Другой снял эту сцену и продал пленку за большие деньги.

А потом министров привязали за ноги к бронетранспортерам и до вечера таскали бесформенные куски мяса по улицам Багдада. Толком неизвестно, расстреляли их хотя бы перед этим, или нет.

Повсюду люди борются друг с другом за власть и богатство, убивать, насильничать и обманывать случается, но до таких дикостей не доходят.

Вскоре в Москву приехал один из руководителей Сирии, страны тоже далеко не либеральной. Но куратору Ближнего Востока в ЦК КПСС Карену Брутенцу запомнилось, с каким презрением сириец говорил об иракцах, и утверждал, что в его стране такое невозможно.

Иракское общество даже на фоне соседей отличается исключительной жестокостью и пренебрежением к человеческой жизни. Историки предлагают разные объяснения, но такова реальность.

Участник Кавказской войны середины позапрошлого века и дядя будущего премьера Сергея Витте генерал Ростислав Фадеев написал книгу о том, как следует вести себя европейским оккупантам в исламской стране.

Очень интересная книга. Я одно время носился с мыслью перевести выдержки из нее на английский и послать в Госдепартамент США в качестве подарка.

Если бы американцы действовали по Фадееву, они не устраивали бы в Ираке выборов, а поставили бы нового диктатора, но своего. Такого, который мог бы немножечко расстрелять, кого надо, но за ноги к БТРам людей бы не привязывал и в ванны с кислотой не опускал. Это называется постепенным смягчением нравов.

И в "Абу-Грейбе" должны были бы распоряжаться не американские девицы, а местные тюремщики, желательно с опытом работы при Саддаме. А инспектор-американец должен был бы появляться раз в неделю как милостивое божество.

Я давно говорил, что американцам следовало бы лет на пять арендовать у России Рамзана Кадырова и поставить губернатором Ирака. Он бы навел порядок!

Это, разумеется, шутка. Но в любой шутке есть доля правды.

Кадыров - герой не моего романа. Некоторые вещи, которые он говорит, приводят меня в ужас. Но, может быть, это и есть допустимый компромисс?

Пока разговор шел о методах. А в принципе, имеет ли более передовая цивилизация право силой ускорять прогресс других?

Задолго до иракской эпопеи этим вопросом основательно озаботились советские писатели-фантасты. Может, оттого, что сами жили в тоталитарном обществе?

Кир Булычев полагал, что не только может, но и обязана. Хотя в одном из рассказов описал поучительную историю. Как земляне прилетели на планету, где царил феодальный строй, помогали, учили, лечили, вводили гуманные законы, а ее жители устроили мятеж, перебили своих благодетелей, захватили сверхоружие и едва не разнесли пол-Галактики. А главным заговорщиком оказался молодой начальник местной полиции, выучившийся в земном университете и считавшийся самым надежным и перспективным человеком.

Иван Ефремов занимал промежуточную позицию. По законам придуманного им Великого Кольца, внешнее вмешательство запрещалось за одним исключением: если где-то обнаруживалось государство, "преграждающее своим гражданам путь к знанию" (выражаясь языком ООНовских хартий, нарушающее свободу информации), его следовало разрушить.

Стругацкие считали, что от любого насилия будет только хуже. Люди должны сами все понять, народ сам должен дорасти до царства свободы и разума.

Однако и у них Земля зачем-то же посылала в феодальные и фашистские миры дона Румату и Странника из "Обитаемого острова". А роман "Трудно быть богом" кончается тем, что главный герой наплевал на категорический запрет и пошел убивать тирана.

Спорить об этом можно до бесконечности. Но бывают ситуации, когда надо не рассуждать, а действовать.

Сосед-дебошир лупит жену и детей, из-за стены доносятся вопли - а ты не вмешивайся?

Хотя бывает, что избитая жена потом тебя же сделает виноватым. А если ты поставишь хулигану фингал под глазом, обязательно найдутся умники, которые спросят: "Чем ты сам от него отличаешься?".

По идее, в таких случаях надо вызывать полицию, и пускай с домашним деспотом разбираются те, кому положено. Беда в том, что на глобальном уровне пока нет ни полиции, ни беспристрастного суда, ни единых для всех законов.

Делайте со мной, что хотите - не могут приличные люди спокойно наслаждаться жизнью, если диктатор помыкает нищим и замордованным народом, пытает и убивает, кого захочет, ставит самому себе золоченые статуи и заявляет миру, что всех имел в виду!

Другой вопрос, что не обязательно воздействие должно быть военным. И вообще, все надо делать по уму. Соразмерять цели и средства. Предвидеть трудности и трезво оценивать свои возможности. Делать выводы из опыта. В том числе, из иракского.

ý iD

ý navigation

ý © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.