ý

Архив 2011-10

О Михаиле Ходорковском и Егоре Шипове

На этой неделе закончился тюремный срок Ходорковского. Если бы не "второе дело ЮКОСа", Михаил Борисович сейчас был бы на свободе.

Восемь долгих лет. А в заключении, говорят, день годом кажется.

Даже если Ходорковский чего-то там и нарушил, свою вину он уже искупил. Убийцы, бывает, сидят меньше.

Но сын экс-магната в разговоре с журналистами Би-би-си выразил уверенность: пока в России все решает Владимир Путин, отец на свободу не выйдет.

Как? А вот так! Кончится второй срок - состряпают третье дело. При Сталине было то же самое. Только тогда хамовнический балаган не устраивали, а действовали попросту и без затей: кончалась у зэка "десятка" - вызывали в кабинет начальника лагеря и предлагали расписаться за следующую.

Перефразируя знаменитые слова из "Крестного отца", можно сказать: "Никакого бизнеса, это личное".

…В крепостнической России крестьяне делились на барщинных и оброчных. На орловских и курских черноземах помещикам выгодно было выращивать хлеб, а там, где почвы бедные и урожаи низкие - отпускать мужиков на заработки.

Именно для оброчных крестьян придумали паспортную систему. Документ выдавался не на всю жизнь, а на год. Выправить новую бумагу можно было только по месту постоянного жительства, показавшись на глаза барину и "заплатив все налоги".

Живший с просроченным паспортом при первом же столкновении с полицией попадал в острог и отправлялся под конвоем на родину, где помещик нетерпеливо поджидал его с солеными розгами.

Кое-кто валял дурака, называл вымышленные имена и места жительства, и годами путешествовал по этапу.

В тогдашней экономике оброчные мужики играли роль современных гастарбайтеров. Как заметил Николай Некрасов, "у нас чиновник плохонький, и тот полов не выметет, не станет печь топить". Откуда иначе в стране, где все были жестко расписаны по сословиям, и все сословия, кроме крестьянского, презирали физический труд, брались бы грузчики, извозчики и трактирные половые?

Одно делалось, на мой взгляд, хорошо и правильно: господам было затруднительно, да и лень выяснять, кто сколько заработал в Питере или в Москве, и сумма оброка была одинаковой для всех. Все, что сверху - твое.

Некоторые на вольных хлебах "раскручивались" и выходили в миллионщики. Появился специальный термин: "капитАлистые крестьяне". Было их, разумеется, немного, ну так умных и предприимчивых всегда меньшинство.

Одного такого крепостного капиталиста звали Егор Шипов. Задумав выкупиться на волю, он предложил барину за себя сумму, втрое превышавшую среднюю стоимость крепостного.

Но не всегда властные самодуры руководствуются в своих действиях меркантильным интересом. Помещик взбеленился: ты еще меня покупать будешь?

Разрушил бизнес Шипова, велел жить в деревне и делать черную работу. Не знаю, какую. Может, рукавицы шить.

Шипов убежал. Несколько лет господин неотступно разыскивал его по всей империи, вбухал в это несколько тысяч рублей. Схватил, нещадно высек, для вразумления месяц продержал на цепи, опять дал в руки метлу и лопату.

Кончилось все относительно хорошо. Шипов сбежал вторично, и теперь его уж не поймали. Будем надеяться, не умер в канаве, и не пристал к разбойникам, а нашел себя где-нибудь в Сибири или в Новороссии. Слава Богу, были и есть на земле места, где воля барина - не закон.

Вам эта история ничего не напоминает?

Конечно, можно сказать, что Шипов создал свое дело безупречно законно и честно (хотя на самом деле мы не знаем, как), и что он платил помещику сполна, и предлагал заплатить еще больше, а Ходорковский "минимизировал налоги".

Но не это главное. Главное - вековая ненависть самолюбивых властителей к тем, кто добился успеха без их милости.

И еще. Проведенный на днях опрос "Левада-центра" показал резкий рост симпатий к Ходорковскому.

30% россиян хотят его освобождения, 20% - против, половине все равно.

В Москве сторонников Ходорковского оказалось почти две трети. Значительно выше среднего их доля среди бизнесменов и руководителей, людей с высшим образованием, молодежи - той части народа, от которой зависит прогресс общества, и чье мнение, по идее, власть должна учитывать в первую очередь.

Что вдруг случилось?

Думаю, это не рейтинг Ходорковского вырос. Это рейтинг Путина упал.

После того, как национальный Лидер вознамерился стать новым Брежневым, многие задумались: может быть, Ходорковский прав?

А еще говорят, дело не политическое.

О бадминтоне как символе эпохи

Дмитрий Медведев посвятил свой очередной видеоблог игре в бадминтон.

Ролик демонстрирует беззаботно улыбающегося Медведева в голубом спортивном костюме, играющим сначала с Владимиром Путиным, потом с другим партнером на крытом корте.

"В бадминтон играют дома, на улице, в школьных и университетских залах. Эта игра развивает физическую форму, глазомер, точность, реакцию, помогает решать в жизни самые разные задачи", - прокомментировал пока еще президент.  Спасибо, а то мы не знали.

Еще Медведев добавил, что "кто хорошо играет в бадминтон, тот быстро принимает решения".

Судя по тому, как долго мы ждали решения "проблемы-2012", либо бадминтон Медведеву не помог, либо решение принимал не он.

"Поем о травке и о воде, поем о всякой, о ерунде…"

"Не будем о грустном!"

В стране не решаются ключевые институциональные проблемы: сырьевая зависимость, коррупция, бедность значительной части населения. Впереди, по мнению многих экономистов, тяжелый кризис, бюджетный дефицит и обесценивание рубля, особенно после того, как из правительства выпроводили самого толкового министра. Россия скатывается к брежневщине и лукашенковщине, теряя последние признаки демократического государства.

Предвыборная кампания, вроде бы, - самое подходящее время, чтобы поговорить о серьезных вещах. А Дмитрий Анатольевич развлекается и нам предлагает разделить его приподнятое настроение.

В старом советском фильме Николай II в разгар мировой войны, за несколько недель до революции, с невероятной серьезностью сообщает жене: "Ты знаешь, мне нужно научиться играть в домино". Понятно, авторы фильма стремились представить последнего царя пустым человеком. Но зачем Медведеву пародия на самого себя?

Блог о бадминтоне, как вся лихорадочная публичная активность Дмитрия Медведева, несет целых четыре посыла.

Во-первых, показать, что лично у него все замечательно - он после 24 сентября себя проигравшим не чувствует.

Во-вторых, элементарно удерживаться в медиапространстве, заставить людей себя обсуждать, а по какому поводу – неважно. Логика светской знаменитости: пусть ругают и высмеивают, лишь бы не забывали.

В-третьих, продемонстрировать, что в стране дела идут хорошо - кроме бадминтона и думать не о чем.

В-четвертых, внушить согражданам, что серьезные дела – не их забота. "Сережа, не мешай маме, иди поиграй!"

В 1906 году в ответ на желание Думы обсудить земельную и политическую реформу премьер Иван Горемыкин предложил ей заняться переустройством прачечных Юрьевского университета.

Коммунистический лидер Польши Эдвард Герек однажды отечески посоветовал бастующим рабочим Гданьска: "Вы работайте хорошо, а мы будем управлять хорошо!" Бадминтон, правда, не предлагал.

Нет уж! Работать хорошо мы будем без указки, если на себя, а не на дядю. А как вы руководите – посмотрим и дадим оценку.

Очевидные сравнения предстоящих нам лет с застоем при Брежневе прозвучали буквально через пару часов после объявления о третьем сроке Путина.

Члены "тандема" пытаются их отпарировать, хотя и в разной стилистике.

Дмитрий Медведев уверяет, что никакого застоя не будет, намекает, что порукой тому его пребывание в правительстве и "не использованный до конца потенциал".

Верится с трудом. Какой "модернизации" можно ждать от Медведева-премьера, если он и на посту главы государства за четыре года ничего не модернизировал и не реформировал? Кто ему даст?

Было у нас три президента: один дал свободу, другой отобрал, а третий отменил зимнее время.

Владимир Путин, сначала устами своего пресс-секретаря, а затем и лично, сказал, что в эпохе Брежнева, собственно, ничего плохого нет.

Брежнев действительно был покладистым человеком и сделал зла намного меньше, чем позволяло положение авторитарного правителя. Жил сам, и давал жить другим.

Но вот с концепцией развития правление Брежнева не имеет ничего общего. Его генеральная идея – закрыть глаза, расслабиться, и не делать ничего, пока не припрет.

Интеллигенции дозволялось обсуждать разные вопросы на страницах "Литературной газеты", но ее называли "кладбищем проблем".

Будь Брежнев средневековым рыцарем, написал бы на своем щите: "Не буди лихо, пока оно тихо!"

Если Путин возьмет на вооружение этот принцип, сменит воинственное кимоно на мирный волан и хотя бы хуже не сделает, и то будет изрядно.

Играть в бадминтон всяко веселее, чем маршировать с винтовками или лопатами на плечах. Россию, слава Богу, уже "разворовали", и в магазинах все есть. При наличии хотя бы частичной свободы слова и свободы выезда за границу – вообще терпимо.

Можно отмахиваться от проблем ракеткой, пока газ и нефть не кончатся.

Только жалко потерянного времени и детей с внуками. Обидно, что и на западе, и на востоке развиваются и уходят вперед другие народы.

В 1986 году, когда стали разрешать рок-концерты, я был на таком мероприятии в одном из киевских домов культуры. Под восторженный рев зала и тяжелый гитарный драйв ребят спели: "Не будет так, как прежде! Не будет снова Брежнев!"

Что тут сказать? Лучше ничего не говорить…

О "Конкорде" и прогрессе

Я только что вернулся из отпуска и в российскую политику еще не углубился. Честно говоря, она сегодня такова, что делать это радости мало. Все равно придется, работа такая, но пока хочется растянуть запас хорошего настроения и поговорить о чем-нибудь отвлеченном.

В отпуске я прочитал одну занятную книжку.

Автор, в частности, считает отказ от сверхзвуковой пассажирской авиации и пилотируемых полетов к другим планетам признаком кризиса и упадка цивилизации. Мол, при демократии погоду в обществе стали делать бескрылые мещане, заинтересованные не в максимальных достижениях, а в своем личном комфорте.

За полвека человечество проделало путь от "этажерки" братьев Райт до "Конкорда". А за следующие 50 лет дальше в этом смысле не продвинулось. Авиаконцерны вносят частные улучшения в давно отработанные технологии, штампуют пузатые аэробусы, которые тысячами везут Его Величество Обывателя на средиземноморские и таиландские курорты, и все довольны!

В чем-то современный философ прав. Но в основном, хочется ему возразить.

Во-первых, научно-технический прогресс не остановился. Он просто, выражаясь военным языком, изменил направление главного удара.

Интернет и мобильная связь по своему значению не уступают изобретению колеса.

Лет полтораста прогресс понимался, прежде всего, как развитие средств транспорта. Передвигаться в пространстве быстрее и дальше, проникать в ранее недоступные области!

Со времен Жюля Верна главным мерилом достижений человечества считалось количество времени, необходимого для того, чтобы совершить путешествие вокруг света.

Основным атрибутом будущего в фантастических романах были невиданные летательные аппараты, подводные лодки и поезда на магнитной подушке.

У Станислава Лема в "Магеллановом облаке" люди XXIII века летают к другим звездам на фотонных ракетах, зато некое подобие интернета, намного примитивнее того, что мы имеем, описывается как последнее достижение и писк моды.

Прошло совсем немного времени, и интернет налицо, а фотонных ракет нет, и еще неизвестно, нужны ли они.

Моя жена росла без отца, а мама много работала и часто возвращалась домой поздно. Маленькая девочка страстно мечтала иметь устройство, которое показывало бы на экране карту города и маму в виде движущейся светящейся точки. Мысль о мобильном телефоне не возникала даже в детской фантазии.

В конце 1960-х годов в "ЗИЛах" членов политбюро ЦК КПСС установили радиотелефоны. Заместители главы правительства, весьма высокопоставленные, серьезные и занятые люди, несколько лет боролись за то, чтобы разделить эту немыслимую привилегию. А сейчас первоклассники ходят с мобильниками!

Дальнейший прогресс информационных технологий обещает изменить мир до неузнаваемости.

Может, прямо в мозг будут вживлять миниатюрные чипы, в готовом виде содержащие целую энциклопедию знаний плюс пять-шесть иностранных языков, и обеспечивающие прямую связь между сознанием и Всемирной паутиной. И производители будут рекламировать свои продукты: "наш чип самый маленький, при этом знает на один язык больше!".

А может, бренное и уязвимое тело вообще устареет как носитель информации, и люди превратятся в бессмертных киборгов!

Скучать не придется!

Ладно, о том, что будет через сто и двести лет, фантазировать не станем. Вернемся к "Конкорду".

Не надо усложнять то, что просто. Отказ от "Конкорда" был вызван не экзистенциальными, а самыми что ни на есть прозаическими причинами.

Во-первых, он неэкономно жрал топливо, а для современного мира энергосбережение и экология - на первом месте.

Во-вторых, в момент преодоления звукового барьера издавал оглушительный хлопок.

В конце 1990-х годов, когда "Конкорд" еще совершал ежедневные рейсы из Лондона в Нью-Йорк, я какое-то время жил в городке недалеко от аэропорта Хитроу. Когда раз в сутки в одно и то же время с неба раздается гром - это даже забавно, как выстрел пушки Петропавловской крепости. А если бы все самолеты сделались сверхзвуковыми?

В-третьих, подъемная сила прямо пропорциональна двум факторам: скорости и площади крыльев. Большие крылья не позволяют развить сверхзвуковую скорость из-за сопротивления воздуха. А взлетать и садиться требуется на низкой скорости.

Истребители стартуют резко и тормозят с помощью специальных парашютов. Пилот при этом испытывает дикие перегрузки.

На стратегических бомбардировщиках, с которых, в основном, "слизали" как "Конкорд", так и советский "Ту-144", после разгона крылья частично убираются внутрь фюзеляжа.

Понятно, это отнимает массу полезного пространства. При громадных размерах "Конкорд" брал на борт сравнительно мало пассажиров. Билеты из-за этого стоили не на проценты, а в разы дороже, чем на обычный самолет.

В результате, он был не практичной вещью, а игрушкой для богатых. Особенно престижно считалось в новогоднюю ночь за три часа трижды выпить шампанского: в Лондоне, в воздухе и в Нью-Йорке.

Тут вот еще что надо заметить. Плыть из Европы в Америку семь дней, или лететь семь часов - разница огромна. А лететь семь часов или три - не настолько важно, чтобы ради этого как-то особо напрягаться.

Так что человечество не утратило амбиций и вкуса к новому. У него просто есть здравый смысл.

То же самое с космосом. Преувеличенный энтузиазм шел от незнания. Человечество надеялось, что условия, по крайней мере, на Марсе и Венере, сходны с земными, и предвкушало новый виток колонизационной и первопроходческой романтики. А потом выяснилось, что жить на других небесных телах невозможно и делать там, в общем, нечего.

При этом коммерческое использование ближнего космоса растет, стоимость тонны выводимого на орбиту груза снижается, место государства в космической отрасли все больше занимает частный бизнес. Если цена пилотируемого полета упадет с нынешних 20 миллионов до, скажем, 200 тысяч долларов, возникнет достаточно массовый и рентабельный орбитальный, а там, глядишь, и лунный туризм.

Может, и к сверхзвуковой авиации человечество вернется на новом технологическом витке.

Так-то оно надежнее: не возводить вавилонские башни, а идти путем постепенных улучшений, полагаясь на практическую выгоду и естественный ход событий.

Автор книги - ладно, раскрою секрет, это глубоко уважаемый мною Александр Петрович Никонов - прав в одном: материальный интерес - огромная сила, но не все и не всегда должно управляться исключительно им.

Наши предки превратились из обезьян в людей, когда начали без видимой пользы разрисовывать стены пещер.

Поесть и погреться на теплом солнышке может и животное. А человек должен летать в космос, строить самые высокие в мире небоскребы вместо двух поменьше, и подниматься на Эльбрус, хотя его и с самолета видно здорово, просто чтобы сказать себе: я это могу!

Здесь, правда, есть важный момент. Альпинист летит на Кавказ или в Гималаи за собственные деньги и совершает восхождение на свой страх и риск. А если государство тешит амбиции за счет граждан, не спрашивая их согласия, тут, как говорится, возникают вопросы.

То, что в последние десятилетия, впервые за всю историю, простые люди получили право голоса и возможность пожить по-человечески - несомненно, хорошо.

Здесь главное - соблюсти баланс.

ý iD

ý navigation

ý © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.